№ 12-2191/2022
УИД: 77RS0016-02-2022-011158-79
РЕШЕНИЕ
20 июня 2022 года г. Москва
Судья Мещанского районного суда г. Москвы Смирнова М.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Ноздрачевой Татьяны Ивановны на постановление старшего инспектора (контролера) 8-го отдела контроля правил пользования НГПТ ГКУ «Организатор перевозок» № 0222034689128 от 03 февраля 2022 года, вынесенное в отношении Ноздрачевой Татьяны Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего инспектора (контролера) 8-го отдела контроля правил пользования НГПТ ГКУ «Организатор перевозок» № 0222034689128 от 03 февраля 2022 года Ноздрачева Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, по доводам, указанным в жалобе.
Ноздрачева Т.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась судом надлежащим образом.
Изучив жалобу, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 3.18.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" предусмотрена за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное с использованием транспортного средства.
Как следует из представленных материалов дела: 03 февраля 2022 года в 14 час. 45 мин. Ноздрачева Т.И., находясь по адресу: г. Москва, Комсомольская пл., д. 3 на территории инфраструктуры железнодорожного транспорта, а именно железнодорожного вокзала «Ленинградский», в нарушение требований п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», находился на территории железнодорожного вокзала без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски).
В этой связи действия Ноздрачевой Т.И. квалифицированы по ч. 4 ст. 3.18.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", 03 февраля 2022 года в отношении Ноздрачевой Т.И. вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях".
В соответствии с п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу, а также использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели).
Ограничения, установленные данным документом, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 № 68-УМ.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года № 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" указом Мэра Москвы от 14 марта 2021 года № 14-УМ внесены изменения, вступившие в силу с 14 марта 2022 года, согласно которым дефисы четвертый, пятый, шестой, седьмой и восьмой пункта 2.6, пункт 6 указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (в редакции указов Мэра Москвы от 21 января 2021 г. № 3-УМ, от 27 января 2021 г. № 5-УМ, от 30 июля 2021 г. № 45-УМ) признаны утратившими силу.
Таким образом, приведенные выше положения указов Мэра Москвы, в части соблюдения требования об использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), утратили силу.
Согласно материалам истребованного дела постановление о назначении административного штрафа Ноздрачевой Т.И. не исполнено.
Таким образом, приведенные выше положения Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в действовавшей на момент совершения правонарушения редакции) об использовании средств индивидуальной защиты (маски, респиратора), невыполнение которого вменено заявителю по настоящему делу об административном правонарушении, на момент пересмотра дела утратили силу.
Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Принимая во внимание, что из акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта РФ и содержащего обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности, исключена правовая норма, закрепляющая правило поведения, нарушение которого вменяется заявителю, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего инспектора (контролера) 8-го отдела контроля правил пользования НГПТ ГКУ «Организатор перевозок» № 0222034689128 от 03 февраля 2022 года, вынесенное в отношении Ноздрачевой Татьяны Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившими силу положений закона, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения через Мещанский районный суд г. Москвы.
Судья Смирнова М.В.