Дело № 2-17/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2017 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,
при секретаре: О.В.Седлецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора (далее - прокурор), действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Приоритет» (далее - ООО «Приоритет»), Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л:
прокурор обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что в квартале № выдел №, квартале № выдел № ... участкового лесничества была обнаружена несанкционированная свалка. Ссылаясь на положения Лесного кодекса РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», прокурор просил обязать ООО «Приоритет» ликвидировать данные несанкционированные свалки в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением Прионежского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Прокурор Шумилова Н.В. в судебном заседании иск поддержала по обстоятельствам, в нем изложенным.
Представитель ответчика ООО «Приоритет», действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что несанкционированная свалка располагается на арендуемой ООО «Приоритет» территории лесного фонда, однако она образовалась не в результате производственной деятельности их общества. Разработанным проектом освоения лесов ликвидация данной свалки не предусмотрена. Арендатор осуществляет исключительно санитарно-оздоровительные мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов.
Представитель ответчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель, действующий по доверенности, иск не признал и пояснил, что ООО «Приоритет», как арендатор земельного участка, должно заниматься ликвидациями несанкционированных свалок, образовавшихся на арендованных территориях.
Представители третьих лиц ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Конституцией РФ в статьях 41, 42, а также в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно статей 3, 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
ДД.ММ.ГГГГ г. между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (Арендодатель) и ЗАО «Приоритет» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка, общей площадью ... га, в том числе кварталов № ... лесничества.
ДД.ММ.ГГГГ г. ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» проведен осмотр, в результате которого установлено, что в квартале № выдел № и в квартале № выдел № ... лесничества на землях лесного фонда, арендуемых ООО «Приоритет», находятся несанкционированные свалки отходов: строительный мусор, старые оконные рамы, коммунально - бытовой и промышленный мусор.
Пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года № 414 (далее - Правила), установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 28 Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно пункту № договора аренды лесного участка ООО «Приоритет» (Арендатор) обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
При этом, согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 настоящего Кодекса).
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из анализа приведенных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
Содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, Проект и договор аренды лесного участка не могут противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов.
Согласно разделу № проекта освоения лесов, утвержденных ООО «Приоритет», санитарно-оздоровительными мероприятиями являются: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования.
Между тем, пункт № Проекта освоения лесов ответчика не содержит указание на необходимость для арендатора проводить санитарно-оздоровительные мероприятия лишь в отношении тех негативных явлений на лесном участке, которые возникли по его вине, как следствие, в указанной части не противоречит императивным нормам права и также возлагает на арендатора обязанность по уборке леса от захламления вне зависимости от причины, механизма и времени возникновения данного захламления.
Учитывая, что в рамках рассматриваемого дела речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, суд признает необоснованными и неправомерными доводы ООО «Приоритет» о том, что у него отсутствует обязанность по ликвидации выявленных свалок на территории арендуемого им лесного участка, поскольку отсутствует вина ООО «Приоритет» в их образовании, а равным образом в связи с наличием обязанности ликвидировать лишь негативные последствия своей лесозаготовительной деятельности и возложением на собственника лесного участка бремени содержания принадлежащего ему имущества в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод представителя ООО «Приоритет» о том, что ликвидация свалок бытовых отходов не подпадает под понятие санитарно-оздоровительных мероприятий, неправомерен. В перечне названных мероприятий, указанных в Правилах, двумя общими формулировками отражены такие мероприятия как: уборка захламленности, а также очистка лесов от захламления и загрязнения, которые по своей сути включают работы по ликвидации свалок, в том числе свалок бытовых отходов.
Таким образом, на основании вышеназванных правовых норм, суд считает, что арендатор обязан ликвидировать свалки отходов на арендуемом лесном участке в квартале № выдел № и в квартале № выдел № ... лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», независимо от наличия его вины.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия является исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе нормативно-правовому регулированию, в сферах использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности, - использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Установив, что несанкционированные свалки расположены на землях лесного фонда, переданных в аренду ООО «Приоритет», суд находит Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия ненадлежащим ответчиком, в отношении которого иск не подлежит удовлетворению.
В порядке части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом объема и расположения свалок, отсутствие установленных законом сроков для такого рода мероприятий, наличия значительного снежного покрова, минусовой температуры, суд считает необходимым установить ООО «Приоритет» срок для ликвидации свалок - 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ (п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании части 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, с учетом того, что отсутствует вина ООО «Приоритет» в образовании несанкционированных свалок, на ликвидацию которых необходимо затратить значительные денежные средства, суд считает возможным освободить ООО «Приоитет» от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в квартале № выдел №, квартале № выдел № ... участкового лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 13 февраля 2017 года.