Решение по делу № 33-18165/2018 от 15.10.2018

Судья Р.Б. Курбанова Дело № 33-18165/2018

Учет 068г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2018 года                             г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего - судьи Р.Р. Хасаншина,

судей А.М. Гильмутдинова, Г.А. Сахиповой,

при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой апелляционную жалобу П.Б.Козырькова на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 3 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении его иска к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании решения незаконным, включении периодов учебы и работы в страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и возложении обязанности назначении досрочной страховой пенсии.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя П.Б. Козырькова – Т.Ф. Хайруллина, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Управления Пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани – А.С. Карымова, возражавшего против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

П.Б. Козырьков обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о признании решения незаконным, включении периодов учебы и работы в страховой стаж, признании права на досрочную страховую пенсию и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии.

В обоснование требований указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 года, в связи с чем, достигнув возраста 50 лет, он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии, которая 30 июля 2016 года ему была назначена.

Вместе с тем, решением ответчика от 2 апреля 2018 года в досрочном назначении пенсии было отказано ввиду не достижения пенсионного возраста, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях». При этом, в страховой стаж не включен период его обучения в СГПТУ №3 при КАПО им. Горбунова с 1 сентября 1981 года по 16 июля 1981 года, а также период работы в КАПО им. Горбунова с 26 июля 1984 года по 14 октября 1985 года в качестве слесаря механосборочных работы третьего разряда.

Не соглашаясь с таким решением, истец просил суд признать его незаконным, обязать ответчика включить в страховой стаж указанные периоды обучения и работы, обязав назначить ему досрочную страховую пенсию с 13 июля 2016 года, то есть с даты обращения за ее назначением.

В ходе судебного разбирательства, истец поддержал свои исковые требования, увеличил их, просил также признать за ним право на досрочную страховую пенсию.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Не соглашается с выводом суда о том, что ему как военному пенсионеру из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, страховая пенсия назначена быть не может. При рассмотрении спора суд не учёл предъявляемые законом требования о наличии страхового стажа. Считает, что предусмотренные законом основания прекращения выплаты страховой пенсии отсутствуют. Также полагает, что периоды учебы подлежат включению в стаж трудовой деятельности в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Судом не учтено, что период трудовой деятельности в КАПО им. С.П. Горбунова в должности слесаря механосборочных работ третьего разряда подтверждён записью трудовой книжки.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Как видно из материалов дела, П.Б.Козырьков является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ в соответствии с Законом N 4468-1, пенсия за выслугу лет назначена истцу с 1 декабря 2012 года пожизненно.

В 1986 году он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в подтверждение чего ему 31 марта 2006 года выдано соответствующее удостоверение.

На основании его обращения от 13 июля 2016 года решением Управления ПФР от 22 июля 2016 года, ему была назначена страховая пенсия по старости без фиксированной выплаты.

Решением пенсионного органа от 2 апреля 2018 года указанное решение отменено и истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях в связи с отсутствием требуемого возраста 60 лет.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленного П.Б.Козырьковым иска и исходил из того, что право на одновременное получение лицом государственной пенсии за выслугу лет по Закону N 4468-1, как военнослужащим и государственной пенсии по старости по Закону N 166-ФЗ, как участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на чем по существу он и настаивает, пенсионным законодательством не предусмотрено.

Оснований не согласиться с такими выводами Судебная коллегия не имеет, поскольку они не противоречит установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены статьей 28.1 Закона N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - также Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I)

Согласно части 2 данной нормы гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

В силу части 5 ст. 28.1 Закона N 1244-1 по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Таким образом, пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона N 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями Закона N 400-ФЗ не являются идентичными.

Граждане из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с положениями Закона N 1244-1, назначаемая пенсия по которому к страховым не относится, либо на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Закона N 400-ФЗ, на условиях, определяемых данным Федеральным законом, либо на назначение государственной пенсии в соответствии с Законом N 166-ФЗ, при этом такие граждане, по их выбору, имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Учитывая то, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона N 1244-1, не является страховой, принимая во внимание, что положениями Закона N 400-ФЗ, равно как и положениями ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение досрочно страховой пенсии по старости военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) не предусмотрено, судебная коллегия приходит к выводу, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 Закона N 1244-1, назначена быть не может.

В связи с этим доводы истца в апелляционной жалобе о его праве на назначение страховой пенсии по старости (второй пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Ввиду установленных выше обстоятельств не являются основанием к отмене решения суда доводы истца об отсутствии оснований для прекращения истцу выплаты установленной ему страховой пенсии.

При этом, нельзя признать обоснованными и доводы истца в апелляционной жалобе об отказе в удовлетворении его требований в части включения в страховой стаж периодов его обучения в СГПТУ №3 при КАПО им. Горбунова с 1 сентября 1981 года по 16 июля 1984 года, а также период работы в КАПО им. Горбунова с 26 июля 1984 года по 14 октября 1985 года в качестве слесаря механосборочных работы третьего разряда.

Как следует из представленных ответчиком в материалы дела сведений указанные периоды включены пенсионным органом в страховой стаж. (л.д.91). В связи с этим, ввиду отсутствия спора в данной части требований правовых оснований для их удовлетворения у суда первой инстанции также не имелось.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 3 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Б. Козырькова – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-18165/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Козырьков П.Б.
Ответчики
ГУ УПФ России в Ново-Савиновском районе г. Казани
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сахипова Г. А.
01.11.2018Судебное заседание
22.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее