Дело № 2-511/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сергач 29 декабря 2012 года
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:
Председательствующего судьи Гусева С.А.,
С участием пом. Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Гучина С.В.,
При секретаре Панкратовой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района об обязании поставить на учет бесхозяйное имущество гидротехническое сооружение пруда в с.Богородское Сергачского района Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района об обязании поставить на учет бесхозяйное имущество гидротехническое сооружение пруда в с. Богородское Сергачского района Нижегородской области.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал заявленные требования и пояснил, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в августе 2012г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения пруда с. Богородское, расположенного на территории Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области. В ходе проверки установлено, что на территории Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, у пруда с. Богородское имеется плотина и водосброс. Согласно письма Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от 08.06.2012 № АК- 2167/12 данная плотина и водосброс пруда с. Богородское Сергачского муниципального района Нижегородской области являются гидротехническим сооружением (ГТС). В ходе проверки установлено, что декларация безопасности на данное гидротехническое сооружение не разработана и в Регистр гидротехнических сооружений ГТС не включено. По причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, не могут быть реализованы меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-Ф3, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 4 Устава администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области к компетенции администрации относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно уведомления от 30.08.2012г. № 01/217/2012-43 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, сведения о данном гидротехническом сооружении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
На вышеназванное гидротехническое сооружение отсутствует зарегистрированное право собственности у Российской Федерации, что подтверждается письмом Территориального Управления Росимущества в Нижегородской области от 09.08.2012г. № МР-09/11804, письмом администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 22.06.2012г. № 1275, письмом администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области от 30.07.2012 г. № 795.
Данное гидротехническое сооружение пруда с. Богородское Сергачского муниципального района Нижегородской области является бесхозяйным. Поскольку данный объект расположен в административных границах Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, то не обращение администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области с заявлением к государственному регистратору о принятии гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2,5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, согласно которых бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно указанной статьи Гражданского кодекса РФ, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать. Однако администрацией Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области не принимаются меры по постановке на учет данного бесхозяйного имущества. Своим бездействием администрация Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области нарушает права неопределенного круга лиц, (определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения), на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Представитель Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора просит суд признать:
- незаконным бездействие администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда, расположенного на расстоянии 800 метров к юго-западу от села Богородское, на территории Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области;
- обязать администрацию Богородского сельсовета Сергачского муниципального района, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда, расположенного на расстоянии 800 метров к юго-западу от села Богородское, на территории Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области.
Представитель заинтересованного лица администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области Самохин В.В. в судебное заседание не явился. Имеется телефонограмма о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования не признаются.
Представитель заинтересованного лица администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области Мартынова М.А. с требованиями прокурора не согласна и считает, что обращение администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда с. Богородское, является правом, а не обязанностью данного юридического лица.
Представитель Волжско-Окского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атономному надзору (Волжско-Окское Управление Ростехнодзора) не явился в судебное заседание. Уведомлены надлежащим образом. Заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в суд не поступало.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области не явился в судебное заседание. Уведомлены надлежащим образом. Заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в суд не поступало.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд считает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в суд участников процесса.
Заслушав лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в августе 2012г. Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения пруда, расположенного на расстоянии 800 метров к юго-западу от села Богородское, на территории Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области.
Как следует из письма Волжско-Окского Управления Ростехнадзора, собственник данного гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация не установлены. Сооружение является бесхозяйным. Сведения о том, что сооружение зарегистрировано как бесхозяйное в Управлении отсутствуют. Декларация безопасности ГТС пруда с. Богородское не разработана (л.д. 10-11).
Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 30.08.2012г., сведений о правах на объект недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда, находящегося по адресу: Нижегородская область, Сергачский район, Богородский сельсовет, с. Богородское, не имеется. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на этот объект отсутствует (л.д.9).
Сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на это гидротехническое сооружение в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области отсутствуют (л.д.23).
Право собственности Сергачского муниципального района Нижегородской области на гидротехническое сооружение пруда с. Богородское, не зарегистрировано (л.д.19-20).
Право собственности Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области на гидротехническое сооружение пруда с. Богородское, не зарегистрировано (л.д. 26).
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997г. № 117-ФЗ, плотина и водосброс пруда с. Богородское Сергачского муниципального района Нижегородской области являются гидротехническим сооружением (ГТС), что подтверждено письмом Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от 08.06.2012 года №АК-2167/12 (л.д. 10-11).
В соответствии со ст.10 Закона, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст.7 Закона, все гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №68-ФЗ, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранений здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 4 Устава администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района к компетенции администрации относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д.27-30).
В соответствии со статьями 3,9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения и прочее.
Названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи, отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Положениями ч. 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку гидротехническое сооружение пруда с. Богородское, расположено на территории администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, не обращение администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Нижегородской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Кроме того, бездействие администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области по неприятию мер по постановке на учет гидротехнического сооружения – пруда с. Богородское Сергачского района как бесхозяйного имущества, отсутствие контроля за техническим состоянием пруда, может повлечь создание чрезвычайной ситуации, причинение ущерба здоровью людей, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, следовательно, имеются основания для удовлетворения иска.
Как следует из акта обследования ГТС от 05.08.2012г. №35, проводилось обследование ГТС пруда, расположенного на расстоянии 800 метров к юго-западу от села Богородское, на территории Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области, совместно с администрацией Сергачского района, Богородской сельской администрацией и Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Установлено, что гидротехнические сооружения имеются и необходимо провести работы по устранению их бесхозяйности.
Оценивая все доказательства по делу в совокупности, суд считает, что заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.
В целях исполнения решения суда, следует установить разумный срок для обращения администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда с. Богородское - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора -удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда, расположенного на расстоянии 800 метров к юго-западу от села Богородское, на территории Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области.
Обязать администрацию Богородского сельсовета Сергачского муниципального района, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения пруда, расположенного на расстоянии 800 метров к юго-западу от села Богородское, на территории Богородского сельсовета Сергачского муниципального района Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца, со дня изготовления в окончательной форме, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.
Судья: Гусев С.А.