Гражданское дело № 2-1280/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2018 года Краснодарский край, г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бахмутова А.В.,
при секретаре судебного заседания Мацко А.П.
с участием сторон:
истца Васильева С.В.,
представителя ответчика Администрации Муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края Орловой А.Н., действующей на основании доверенности от 05.04.2018 года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Краснодарского края Сергиенко И.В, действующей на основании доверенности от 05.11.2018 года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Орловой А.Н. по доверенности от 04.11.2018 года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князевой Н.А., действующей на основании доверенности от 27.11.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края гражданское дело по иску Васильева Сергея Валерьевича к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
29.10.2018 года Васильев С.В., обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края (далее по тексту «Администрация») о признании за собой права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, ссылаясь на то, что с 24,25 октября 2018 года на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края в результате выпадения обильных осадков произошел резкий подъем уровня воды в реках, что привело к подтоплению г. Хадыженска Апшеронского района Краснодарского края.
Из обстоятельств заявленного к защите истца иска следует, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 года на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края был введен режим чрезвычайной ситуации (далее по тексту ЧС). В результате ЧС произошло подтопление территории домовладения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>, в котором проживал истец, в связи чем его имуществу, находящемуся в указанном домовладении, был причинен ущерб. Васильев С.В., не был включен в список граждан, пострадавших в результате ЧС, имеющих право на получение мер социальной поддержки в объеме и порядке, предусмотренном Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года № 1022, так как на день введения режима ЧС не был зарегистрирован в нем в установленном законом порядке.
В иске Васильев С.В. просил суд признать его постоянно проживающими по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>. Признать за ним право, как за пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории МО Апшеронский район 24,25 октября 2018 года, на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года №1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края», а так же просил указать в решении суда, что судебный акт является основанием для включения его в списки граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории МО Апшеронский район 24,25 октября 2018 года, для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании Васильев С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика и третьего лица администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Орлова А.Н., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Министерства труда и социального развития Краснодарского края Сергиенко И.В., Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князева Н.А., возражали против удовлетворения иска, указав на то обстоятельство, что истец, включен в списки пострадавших граждан на получение мер социальной поддержки в установленном законом порядке.
Выслушав доводы сторон, участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно преамбуле данного Федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ, установлено, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей
Согласно ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 24 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (ред. от 30.05.2018), в том числе на основании п. 2 Порядка, утвержденного постановлением 12.12.2016 года № 1022 главы администрации (губернатора) Краснодарского края утверждены правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно которым для оказания гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи предусмотрены выплаты в размере 10 000 руб. на каждого пострадавшего человека; для оказания единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 руб. на человека).
Основанием для получения материальной помощи является акт обследования поврежденного объекта с информацией о наименовании, дате наступления и классификации чрезвычайной ситуации, в результате которой произошло повреждение объекта, характеристике объекта (конструктивных элементах объекта, их размерах, материале), сумме ущерба, степени повреждения объекта), перечне работ, необходимых для восстановления объекта, а также решение органа местного самоуправления об утверждении списка граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Судом установлено, что 24, 25 октября 2018 года в результате опасных метеорологических явлений в Краснодарском крае возникла чрезвычайная ситуация регионального характера (далее по тексту «чрезвычайная ситуация»), режим которой был введен распоряжением (постановлением) главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 года № 266-р.
В силу ч.1 ст.61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
В целях оказания мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Законом Краснодарского края от 13.07.1998 года № 135-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.03.2005 года № 273 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий за счет средств, выделяемых из федерального и краевых бюджетов», в целях оказания единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплаты единовременных пособий в связи с гибелью (смерти) члена семьи и получением вреда здоровью, гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края принято постановление от 12.12.2016 года № 1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края» (с изменениями, внесенными в него постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 г. № 678 и от 28.10.2018 года № 679), которым утвержден «Порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края» - Приложение № 1 (далее по тексту «ПОРЯДОК»).
Согласно п. 3 установленного органом исполнительной власти Порядка меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи предоставляются пострадавшим гражданам РФ и осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина РФ в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; и при нарушении условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате воздействия поражающих фактов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам РФ единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина РФ в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином РФ частично и полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих фактов источника чрезвычайной ситуации.
В целях оперативного решения вопросов, связанных с оказанием мер государственной поддержки гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на основании Закона Краснодарского края от 10 апреля 2017 г. N 3597-КЗ наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по формированию и утверждению списков граждан РФ, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, единовременной финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации, единовременных пособий в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации. Так же указанным Законом определены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий, права и обязанности органов государственной власти Краснодарского каря, в том числе по контролю за реализацией делегированных полномочий, порядок финансового обеспечения и представления отчетности.
На основании Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ и п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 (в ред. от 24.10.2018г.) наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами: паспортом гражданина РФ, в том числе заграничным паспортом; дипломатическим паспортом; служебным паспортом; удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 Положения); свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения.
Из представленного представителем ответчика Орловой А.Н. приложения № 2 к постановлению администрации МО Апшеронский район от 26.10.2018 года № 566 следует, что жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>, включен в список домов, находящихся в границах территорий, подвергшихся затоплению в результате чрезвычайной ситуации 24.10.2018 года в МО Апшеронский район.
Под предметом иска понимают конкретное требование истца к ответчику. Под основанием иска следует понимать фактические обстоятельства конкретного дела, из которых вытекает право требования, на которых истец их основывает ст. 131 ГПК РФ.
При подаче иска в суд истец в исковом заявлении должен указывать не любые, а конкретные обстоятельства, подтвержденные фактами. При этом истец основывает свои требования на юридических фактах т.е. обстоятельствах, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений, либо иные правовые последствия. При этом все указанные в иске фактические обстоятельства в дальнейшем подлежат доказыванию истцом в суде. Субъективное право основывается не на одном юридическом факте, а на их совокупности, следовательно, в основание иска должен быть приведен определенный фактический состав.
Судопроизводство в суде общей юрисдикции возможно только в случае спора о праве.
Признаваемая юридическая заинтересованность в судебной защите обратившегося в суд лица, не являясь предпосылкой права на предъявление материально-правового требования, связана с правом на обращение в суд и составляет процессуальное основание иска. Материальное основание иска связано с юридическим интересом, на котором базируется субъективное право на защиту, т.е. право на удовлетворение заявленных требований.
Согласно статье 220 ГПК РФ, прекращается данное субъективное право в материальном аспекте только при отказе от иска, что согласуется с положениями статьи 9 ГК РФ. Соответственно, прекращение материального права требует прекращения его процессуальной формы. Возникает же это право с момента, когда юридическая заинтересованность приобретает свойство объективности, становясь юридическим интересом. Одним из условий объективизации юридической заинтересованности является спорное состояние защищаемого субъективного права.
В соответствии с абзацев вторым ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В судебном заседании установлено, что истец Васильев С.В. включен Администрацией в списки граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, что следует из одноименного списка, представленного представителем министерства труда и социального развития Краснодарского края Сергиенко И.В. и информационного письма представленного Администрацией в адрес суда от 12.11.2018 года № 7088. Одноименный список был утвержден 02.11.2018 года главой муниципального образования Апшеронский район ГРА и подписанным ВРИО начальником ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ЛИИ и ВРИО Начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю ВСА
На основании изложенного суд приходит к выводу, что на дату рассмотрения иска по существу предмет спора отсутствует, так как истец, были включен органом исполнительной власти в соответствующие списки граждан на получение мер социальной поддержки в соответствие с действующим региональным законодательством. Определение размера оказываемой финансовой помощи пострадавшим гражданам в компетенцию суда по заявленному Васильевым С. В. иску не входит, указанные требования истцом не заявлялись.
С учетом указанных обстоятельств и принимая во внимание требования приведенных норма права, суд считает необходимым производство по гражданскому делу № 2-1280\2018 прекратить на основании абзаца второго ст.220 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по гражданскому делу № 2-1280\2018 по иску Васильева Сергея Валерьевича к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края прекратить.
Разъяснить участникам процесса, что в соответствии со ст.221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение пятнадцати дней.
Судья А.В. Бахмутов
На день публикации определение не вступило в законную силу.