№ 12-1999/20
Басманный районный суд г. Москвы
107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 11
РЕШЕНИЕ
город Москва 09 декабря 2020 года
Судья Басманного районного суда города Москвы Васин А.А., с участием заявителя, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Герасимова П.Ю. на постановление заместителя начальника Управления контроля объектов социального развития Главного контрольного управления города Москвы (Главконтроль) Муромцевой Е.В. от 07 августа 2020 года по делу № 78-26740/20, которым Герасимов Павел Юрьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 Закона города Москвы от 21.11.2007г. № 45 «Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Главконтроля от 07 августа 2020 года по делу № 78-26740/20 Герасимов П.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения и нарушением порядка привлечения к административной ответственности.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что он не покидал своего места жительства.
Заявитель в судебное заседание явился, доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель Главконтроля в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствии на основании ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, заслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч.2 ст. 3.18.1 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В силу подп. «б» п. 3, подп. «в», «г» п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 6 ст. 4.1, п. п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от дата № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».
В соответствии с Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 13.5 указа Мэра Москвы № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» регламенты об особенностях организации работы медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории города Москвы, в период действия режима повышенной готовности утверждаются Департаментом здравоохранения города Москвы.
В соответствии с пунктом 2 приложения 2 к приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.04.2020 № 373 «Об утверждении алгоритма действий врача при поступлении в стационар пациента с подозрением на внебольничную пневмонию, коронавирусную инфекцию (COVID-19), порядка выписки из стационара пациентов с внебольничной пневмонией, коронавирусной инфекцией (COVID-19), для продолжения лечения в амбулаторных условиях (на дому)» при направлении пациента на лечение в амбулаторных условиях (на дому) в обязательном порядке оформляется согласие на получение медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции.
В силу п.п. 12, 12.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» обязать граждан с наличием новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и совместно проживающих с ними лиц в целях контроля за соблюдением режима самоизоляции (изоляции) на дому по назначению медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы или в соответствии с постановлениями санитарных врачей применять технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения ("Социальный мониторинг"), в порядке, установленном Департаментом информационных технологий города Москвы.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела Герасимов П.Ю. получил и подписал добровольное согласие на получение медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции при лечении новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с указанным согласием Герасимов в период с 28.07.2020 в течение 14 календарных дней обязан не покидать жилое помещение по адресу: г. Москва, ..., то есть соблюдать режим изоляции, в целях контроля за соблюдением которого она обязана установить и использовать специальное программное обеспечение «Социальный мониторинг», установленное на индивидуальном мобильном устройстве (смартфон, планшетный компьютер, носимое устройство), подключенное к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетям сотовой связи (мобильное приложение «Социальный мониторинг»).
Основанием привлечения Герасимова П.Ю. к административной ответственности по ч. 2 ст. 3.18.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» послужили обстоятельства, установленные в постановлении, вынесенном в порядке ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, Герасимов П.Ю. в нарушении п. 12.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» 03.08.2020 нарушил установленные нормативными правовыми актами города Москвы условия медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдения режима самоизоляции, покинув помещение по адресу: г. Москва, ....
Вывод должностного лица Главконтроля Москвы о наличии в действиях Герасимова П.Ю. состава указанного административного правонарушения основан на следующих документах исследованных судом:
- письмо Департамента информационных технологий города Москвы о не соблюдении режима самоизоляции;
- документ в формате Excel;
- добровольное информационное согласие на лечение внебольничной пневмонией в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции;
- копия паспорта Герасимова.
Согласно тексту обжалуемого постановления, административным органом была избрана в отношении Герасимова П.Ю. форма административного преследования, определенная ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правонарушение, совершенное Герасимова П.Ю., было зафиксировано посредством применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения.
Вместе с тем, сведений о поверке указанного технического средства, сертификата, алгоритма работы и т.п. в деле нет.
Согласно ч. 1.1 ст. 16.6 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.18.1 настоящего Кодекса, в случае фиксации этих административных правонарушений посредством технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения, рассматриваются в порядке, установленном частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой, из буквального толкования которой следует, что только работающие в автоматическом режиме специальные технические средства фиксируют административное правонарушение, что является основанием к привлечению лица к административной ответственности.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения.
В силу части 1 и части 3 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ, в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из имеющихся в деле доказательств в том числе письма Департамента информационных технологий города Москвы о не соблюдении режима самоизоляции с приложением документа в формате Excel не усматривается нарушение Герасимовым п. 12.4 Указа Мэра от 05.03.2020 № 12-УМ, а равно, что Герасимов покинул помещение изоляции, административным органом таких доказательств не представлено.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица Главконтроля, в отношении Герасимова подлежит отмене, а производство по делу по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы в отношении Герасимова - прекращению, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Управления контроля объектов социального развития Главного контрольного управления города Москвы (Главконтроль) Муромцевой Е.В. от 07 августа 2020 года по делу № 78-26740/20, которым Герасимов Павел Юрьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 Закона города Москвы от 21.11.2007г. № 45 «Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях» отменить.
Производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения или вручения.
Судья А.А. Васин
1