Судья Семерикова Т.А. |
№21-348/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
11 октября 2017 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Республике Карелия - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Карелия от 29 июня 2017 г., решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 августа 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1»,
установил:постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Республике Карелия - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Карелия от 29 июня 2017 г. с учетом определения об исправлении описки от 23 августа 2017 г. ПАО «ТГК-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 августа 2017 г. данное постановление оставлено без изменения, а жалоба ПАО «ТГК-1» - без удовлетворения.
С такими постановлением и решением не согласно ПАО «ТГК-1». В жалобе поставлен вопрос об их отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения и указано, что установленный пунктом 3 статьи 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» срок корректировки проекта нормативно предельно допустимых выбросов не нарушен, поскольку в 2015 г. и 2016 г. юридическим лицом производилась замена газоочистного оборудования котельной и согласно акту от 30.12.2016 о приемке законченного строительством объекта принято решение о соответствии принимаемого объекта проекту, требованиям НТД (нормативно-технической документации), установленным нормативам и правилам и вводится в эксплуатацию с 31 декабря 2016 г. Кроме того, ПАО «ТГК-1» представило в ООО «(...)» необходимые материалы с целью предоставления последним коммерческого предложения и заключения договора, и в настоящее время договор возмездного оказания услуг по корректировке проектов предельно допустимых выбросов для котельных Пряжинского района находится на стадии подписания в ПАО «ТГК-1».
Заслушав объяснения защитников ПАО «ТГК-1» К.Е.В., К.Т.А., В.К.Н., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Управления Росприроднадзора по Республике Карелия Р.С.А. и П.А.В., проверив дело, прихожу к следующим выводам.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит, в том числе, из Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Атмосферный воздух является одним из компонентов природной среды (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 14 названного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ установлено, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Согласно пункту 1 статьи 30 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, законодатель возложил обязанность по осуществлению производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями, целью которого является обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ (в действующей редакции) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ).
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ).
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Совершение данного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что поводом для возбуждения Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия настоящего дела об административном правонарушении послужили поступившие от Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия сведения, полученные при осуществлении административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «ТГК-1», возбужденному по обращениям жителей с.Святозеро Пряжинского района о загрязнении природной среды в результате деятельности котельной, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Основанием для привлечения ПАО «ТГК-1» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные при проведении Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия в период с 10 мая по 10 июня 2017 г. в отношении юридического лица административного расследования нарушения требований пункта 3 статьи 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выразившиеся в осуществлении производственного экологического контроля не в полном объеме, а именно, после замены газоочистного оборудования эксплуатируемой котельной (являющейся объектом III категории) корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводилась.
Фактически ПАО «ТГК-1» вменено в вину то обстоятельство, что после осуществления в течение 2015-2016 гг. замены газоочистного оборудования, в результате которого изменились аэродинамические параметры выбросов загрязняющих веществ, не проведена корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов веществ в атмосферный воздух.
ПАО «ТГК-1» данный факт не оспаривает, объясняя осуществление процесса требуемой корректировки в настоящее время, настаивая на соблюдении требований законодательства в части сроков проведения такой процедуры.
Проверяя законность и обоснованность привлечения ПАО «ТГК-1» к административной ответственности, судья пришел к выводу о доказанности события вмененного правонарушения.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Статья 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ была существенно изменена Федеральным законом от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе пунктом 3 данной статьи был установлен двухгодичный срок осуществления инвентаризации стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, с момента выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов и определены случаи осуществления корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При этом порядок инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти к настоящему времени не определен.
Конкретных сроков для осуществления корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Федеральным законом от 04.05.1999 №96-ФЗ не установлено.
Не определены данные сроки и принятыми с целью регулирования рассматриваемых правоотношений действующими и утратившими силу иными нормативными и подзаконными актами, в частности, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 №579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденная Госкомприроды СССР в 1991 г.
Позиция административного органа о необходимости проведения корректировки в кратчайшие сроки, немедленно и тому подобное не основана на нормах действующего законодательства, нарушение которых безусловно свидетельствовало бы о совершении правонарушения.
При этом двухгодичный срок, установленный пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ, с учетом акта приемки законченного строительством объекта от 30.12.2016, на момент выявления правонарушения не истек.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности дата совершения вмененного правонарушения не указана.
Учитывая изложенное, на время выявления административным органом несоблюдения ПАО «ТГК-1» экологических требований при эксплуатации объекта у юридического лица не возникло установленной законом обязанности осуществления корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, обжалованные постановление и решение не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку по делу допущены нарушения процессуальных требований, не позволившие полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах обжалованные постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:постановление ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Республике Карелия - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Карелия от 29 июня 2017 г., решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 августа 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» отменить, производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья |
С.В. Коваленко |