Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 6 апреля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Засухина В.Н. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о признании решения органа местного самоуправления незаконными, возложении обязанности предоставить земельный участок,
установил:
Засухин В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о признании незаконным решения № от 09.12.2015 органа местного самоуправления в лице администрации поселения, которым отказано в предоставлении в собственность на безвозмездной основе земельного участка в с.Выльгорт и возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства. В обоснование заявленных требований истец, ссылаясь на нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона Республики Коми «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений», указал, что является инвалидом II группы бессрочно, в связи с чем, имеет право на получение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома.
Истец Засухин В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в его семье инвалидом II группы, кроме него, также является его супруга Л.А.., что находил достаточным для получения в собственность земельного участка, предоставление которого органом местного самоуправления не ставил в зависимость от нуждаемости его семьи в улучшении жилищных условий. Также указал, что истребуемый земельный участок, отображенный на плане, предоставленном администрации вместе с заявлением, не обременен правами третьих лиц, в связи с чем, не находил препятствий для его предоставления, ссылаясь на наличие преимущественного права на получение земельного участка, поскольку является инвалидом.
Представитель ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Попова В.Н., уполномоченная соответствующей доверенностью, возражала требованиям истца, не находя правовых оснований для их удовлетворения, ссылаясь на то, что семья истца на соответствующем учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Земельный кодекс РФ предусматривает право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Конституция Российской Федерации в статье 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Материалами дела подтверждается, что Засухин В.Н. и его супруга Л.А. являются инвалидами по общему заболеванию, вторая группа инвалидности в отношении которых установлена соответственно <дата> и <дата> бессрочно.
При рассмотрении дела установлено, что письмом администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» № от 09.12.2015 истцу Засухину В.Н. в связи с его обращением отказано в однократном бесплатном предоставлении земельного участка по причине отсутствия нуждаемости семьи заявителя в улучшении жилищных условий.
Указанный ответ явился поводом для обращения Засухина В.Н. в суд за защитой своих прав и предъявления к ответчику исковых требований, являющихся предметом настоящего рассмотрения.
Разрешая исковые требования, проанализировав и сопоставив предоставленные суду доказательства в их совокупности, суд не находит правовых оснований для их удовлетворения в силу следующего.
Как указывалось выше, социальная защита инвалидов, реализация и претворение в жизнь всех предусмотренных законом социальных мер и гарантий являются одной из основных задач правового государства, что нашло свое закрепление в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Закона Республики Коми от 28.06.2005 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» последний распространяется на отношения, возникающие при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан бесплатно.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, в том числе инвалидам I и II групп.
В силу положений части 3 статьи 5 вышеуказанного Закона земельные участки предоставляются по месту жительства граждан из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или не имеющих земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
Как указывалось выше, статья 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющая право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков, вместе с тем поименована «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Это подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 23.04.2015 № 772-О о том, что часть четырнадцатая статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятая в порядке реализации конституционных положений, закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере.
Соответственно право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Засухин В.Н. проживает в жилом помещении по месту регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, – общей площадью 67,80 кв. м. По названному адресу также зарегистрированы супруга истца Л.А.., дочери истца И.В. и Н.В.., а так же внук истца И.В.
Названное жилое помещение находится в общей долевой собственности, в том числе Засухина В.Н. и Л.А.. по 1/3 доле в праве.
Кроме того, из материалов дела следует, что в собственности Засухина В.Н. находятся земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и располагаемый на нем дом по адресу: <адрес>, Республика Коми. За супругой истца Л.А. зарегистрировано также право на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от 17.12.2009 №14/12-03-140 «Об учетной норме площади жилого помещения и площади предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека включительно.
Истец, являющийся в числе других долевым собственником жилого помещения, с составом семьи зарегистрированных в нем лиц в количестве пяти человек проживает в квартире, площадью 67,80 кв.м, что уже более учетной нормы, установленной для сельского поселения «Выльгорт», несмотря на наличие в собственности членов семьи иного недвижимого имущества.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Засухин В.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий не является, что не оспаривалось последним.
При этом доводы истца о том, что кроме заявления и справки об инвалидности, иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, действующим законодательством не предусмотрено, а равно нуждаемость в улучшении жилищных условий не ставится в зависимость с иными условиями при реализации рассматриваемого права, суд находит ошибочными.
Учитывая вышеприведенное толкование правовых норм, из которого следует, что инвалид в случае его нуждаемости в улучшении жилищных условий вправе во внеочередном порядке получить бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, суд приходит к выводу, что предоставление инвалиду земельного участка является одним из способов улучшения его жилищных условий.
Как следует из ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», регулирующей предоставление инвалидам жилья и земельных участков, содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью, в связи с чем, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, аналогичным образом следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
Ссылки Засухина В.Н. на положения Закона от 29.04.2011 № 42-РЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми в области земельных отношений» и Закона Республики Коми от 27.02.2015 № 4-РЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми в области земельных отношений», не ставящих в зависимость право на предоставление земельного участка инвалиду от его нуждаемости в улучшении жилищных условий, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Исходя из этого, установив, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд находит требования Засухина В.Н. основанными на неверном токовании норм материального права, в связи с чем, не подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Засухина В.Н. к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о признании решения № от 09.12.2015 администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» об отказе в бесплатном предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 апреля 2016 года.
Судья Д.А. Колесникова