Мировой судья Домнин Е.С. ДЕЛО №11-2/11/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пгт. Афанасьево 11 апреля 2018 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой И.Л.,
при секретаре Быданцевой Т.А.,
с участием заместителя прокурора Афанасьевского района Кировской области Лузгарева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка №2 Омутнинского судебного района Кировской области от 26.02.2018 по делу по иску прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах Варанкиной О.Н. к министерству финансов Кировской области и КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Афанасьевского района в интересах Варанкиной О.Н. обратился к мировому судье с вышеозначенным иском, в обоснование которого указал, что истица Варанкина О.Н. проживает в <адрес изъят>. С <дата изъята> по <дата изъята> истица работала в КОГБУЗ «Афанасьевская центральная районная больница». В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан Варанкина О.Н. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением до <дата изъята> включительно. С <дата изъята> предоставление ей жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями было прекращено. В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО за период с <дата изъята> по <дата изъята> ей была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 2 512 руб. За период с <дата изъята> по <дата изъята> Варанкина О.Н. за счет своих средств оплатила коммунальные услуги по отоплению – 10 859 руб. и освещению – 1 613 руб. 59 коп.. За счет личных средств истица заплатила 9 960 руб. 59 коп., которые ей не компенсированы. Прокурор просил обязать ответчиков компенсировать Варанкиной О.Н. расходы по оплате коммунальных услуг за вышеуказанный период времени в размере 9 960 руб. 59 коп.
Решением мирового судьи от 26.02.2018 исковые требования прокурора были удовлетворены. С министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Варанкиной О.Н. за период с <дата изъята> по <дата изъята> взысканы расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение в размере 9 960 руб. 59 коп.; в удовлетворении исковых требований к КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» было отказано.
<дата изъята> ответчиком министерством финансов Кировской области подана апелляционная жалоба на вышеуказанное решение мирового судьи, в которой он указывает на несогласие с выводами суда, считая решение необоснованным. Просит решение мирового судьи отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора, выступившего в интересах Варанкиной О.Н., отказать в полном объеме, и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ответчиком приведены те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление. (л.д. 61-62)
От прокурора Афанасьевского района Кировской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, согласно которым прокурор просит решение мирового судьи от 26.02.2018 оставить без изменения, а жалобу министерства финансов Кировской области – без удовлетворения. (л.д. 65-66)
От соответчика КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» поступил письменный отзыв, согласно которому в удовлетворении исковых требований, предъявляемых к настоящему ответчику, просят отказать. Также сообщают, что Варанкина О.Н. состоит на учете в данном учреждении как получатель мер социальной поддержки по категории «сельский специалист». За период с <дата изъята> по <дата изъята> ей выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 7 536 руб.. <ИИИ>, зарегистрированный по постоянному месту жительства совместно с Варанкиной О.Н., на учете в учреждении не состоит и мерами социальной поддержки не пользуется. Учреждение не может выступать ответчиком по заявленным прокурором требованиям, так как не является главным распорядителем бюджетных средств, необходимых для обеспечения мер социальной поддержки. (л.д. 74)
В судебное заседание истица Варанкина О.Н. и представители ответчиков, министерства финансов Кировской области и КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом (л.д. 70, 71, 75). Представлены письменные ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия. (л.д. 62, 73, 74)
Прокурор просил решение мирового судьи от 26.02.2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области без удовлетворения.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Согласно ст.ст. 328, 329 ГПК РФ решение суда первой инстанции может быть оставлено без изменения, апелляционная жалоба или представление – без удовлетворения. Постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения, которое вступает в законную силу со дня его принятия.
В силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Указанная норма права утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ).
В то же время, п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ дополнил ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 частями 4, 5, 6 следующего содержания: «Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».
Таким образом, предоставление жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 01.01.2005 было прекращено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в абзаце 3 пункта 3 определения от 12.07.2006 №375-О, п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции данного Федерального закона) меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти. Уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников определяется в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ данный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения.
В соответствии с п. 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 965-О-П, ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ призвана обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не может рассматриваться как не допускающая реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, из смысла ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ следует, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Варанкина О.Н. с <дата изъята> по <дата изъята> работала в Афанасьевской ЦРБ на должности <данные изъяты>, что подтверждается копией ее трудовой книжки. (л.д. 9-11)
Согласно копии паспорта и справке, выданной администрацией <адрес изъят>, Варанкина О.Н. с <дата изъята> по настоящее время совместно с <ИИИ>, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес изъят>. (л.д. 8, 12)
В соответствии с пп. «б» п. 3 ст. 8 Закона Кировской области от 02.12.2005 № 387-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Кировской области» и пунктом 2.1 Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области, утвержденного Законом Кировской области от 04.12.2007 № 203-ЗО <адрес изъят> относится к поселку городского типа.
Согласно справке КОГБУЗ «Афанасьевская ЦРБ» от <дата изъята> в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) Варанкина О.Н. действительно пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением до <дата изъята> включительно. (л.д. 21)
Факт предоставления Варанкиной О.Н. льгот до <дата изъята> подтверждается первичной бухгалтерской документацией за <дата изъята>, а именно: копией платежной ведомости за <дата изъята>. (л.д. 18-20)
Кроме того, факт пользования Варанкиной О.Н. льготами до <дата изъята> установлен решением мирового судьи судебного участка №2 Омутнинского судебного района Кировской области от 06.03.2017 по делу №2-62/2017, вступившим в законную силу <дата изъята>, согласно которому в пользу Варанкиной О.Н. взысканы расходы на оплату коммунальных услуг за период с <дата изъята> по <дата изъята>. (л.д. 36-40, 41-44)
Мировой судья, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к верному выводу о том, что до <дата изъята> Варанкина О.Н. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением.
Сославшись на нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в том числе на ст. 153, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что право на получение льготы по оплате коммунальных услуг сохраняется за истицей и проживающими с нею членами ее семьи и после <дата изъята>.
Вышеуказанное жилое помещение, в котором зарегистрирована и проживает истица, принадлежит ей на праве частной собственности. (л.д. 13)
Из представленных выписок из лицевых счетов следует, что Варанкина О.Н. уплатила в <дата изъята> за теплоснабжение – 28 319 руб. 94 коп., в том числе за период с <дата изъята> по <дата изъята> – 10 859 руб. (л.д. 17) и за электроснабжение – 4 525 руб. 71 коп., в том числе за период с <дата изъята> по <дата изъята> – 1 613 руб. 59 коп. (л.д. 16), а всего на общую сумму 12 472 руб. 59 коп.
Частичная компенсация коммунальных услуг, произведенная Варанкиной О.Н. за период с <дата изъята> по <дата изъята> в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО, составила 7 536 руб., в том числе за период с <дата изъята> по <дата изъята> – 2 512 руб., что подтверждается справкой КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» от <дата изъята> №***. (л.д. 15)
Таким образом, разница между затраченными Варанкиной О.Н. денежными средствами на оплату коммунальных услуг и выплаченной ей компенсацией составляет 9 960 руб. 59 коп. (12 472 руб. 59 коп. – 2 512 руб.)
Согласно справке КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» от <дата изъята> №*** <ИИИ>, зарегистрированный совместно с Варанкиной О.Н., получателем мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством не является. (л.д. 14)
Доводы министерства финансов Кировской области о том, что обязательства со стороны ответчика выполнены в полном объеме, так как истцу ежемесячно выплачивалась частичная компенсация расходов за теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета, суд также признает несостоятельными. Ежемесячная денежная выплата, установленная Законом Кировской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03.11.2004 №267-ЗО, не является денежной заменой льготе, установленной ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, это дополнительная мера социальной поддержки медицинских работников сельской местности, установленная на региональном уровне.
Как следует из трудовой книжки Варанкиной О.Н., с <дата изъята> медицинское учреждение МБЛПУ «Афанасьевская ЦРБ» переименовано в КОГБУЗ «Афанасьевская ЦРБ». (л.д. 11)
На основании распоряжения Правительства Кировской области от 01.12.2011 №376 с <дата изъята> из собственности муниципального образования «Афанасьевский муниципальный район Кировской области» в собственность Кировской области принято учреждение здравоохранения – МБЛПУ «Афанасьевская ЦРБ».
Таким образом, КОГБУЗ «Афанасьевская ЦРБ» с указанного времени является областным бюджетным учреждением, т.е. находится в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Кировской области от 24.06.2015 №44/316 «Об утверждении Положения о министерстве финансов Кировской области» министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.
В связи с тем, что в Кировской области отсутствует закон, положения которого устанавливали бы меры социальной поддержки медицинским работникам организаций здравоохранения (находящихся в ведении субъектов РФ), проживающих и работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, пользовавшихся льготами до 01.01.2005, меры социальной поддержки Варанкиной О.Н. с <дата изъята> до <дата изъята> должны были устанавливаться органами местного самоуправления, а начиная с <дата изъята> – органами государственной власти субъекта РФ «Кировская область».
Поскольку с <дата изъята> медицинское учреждение, где трудилась Варанкина О.Н., передано в собственность Кировской области, расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение подлежат взысканию с министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область».
Гражданско-правовая ответственность ответчика – министерства финансов Кировской области и отсутствие ответственности КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» по данному делу мировым судьей распределена также обоснованно.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным. При рассмотрении дела мировой судья верно разрешил спор в соответствии нормами материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены или изменения его решения и удовлетворения апелляционной жалобы министерства финансов Кировской области не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования мировым судьей и опровергли выводы судебного решения первой инстанций. Заявителем не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы мирового судьи и нуждающихся в дополнительной проверке.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №2 Омутнинского судебного района Кировской области от 26 февраля 2018 года по иску прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах Варанкиной О.Н. к министерству финансов Кировской области и КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Афанасьевском районе» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья И.Л. Макарова