№ 2а-326/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 04 2017 г. г. Лесозаводск
Лесозаводский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Вечерской Г.Н.
при секретаре Сабановой М.П.
с участием представителя административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Шитова А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Лесозаводского городского округа к ОСП по Лесозаводскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 21 02 2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Лесозаводского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Литвинского А.Н. от 21 02 2017 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства от 03 10 2016 г. № 20690/16/25009 об обязании администрации Лесозаводского городского округа в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование МОБУ СОШ ЛГО с. Марково для оборудования здания МОБУ СОШ ЛГО с. Марково системой видеонаблюдения, уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного постановлением.
В обоснование заявленного требования административный истец ссылается на то, что решением Лесозаводского районного суда Приморского края по гражданскому делу 2-1290/2015 удовлетворены исковые требования Лесозаводского межрайонного прокурора об обязании администрации Лесозаводского городского округа, в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование МОБУ Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа с. Марково для оборудования здания школы системой видеонаблюдения, удовлетворены в полном объёме. Данное решение вступило в законную силу 12 01 2016 г.. 27 02 2017 г. в адрес администрации Лесозаводского городского округа поступило постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Л. от 21 02 2017 «О взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства от 03 10 2016 № 20690/16/25009» в отношении администрации Лесозаводского городского округа. В соответствии с п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем 03 10 2016 г., после принятия Думой Лесозаводского городского округа решения от 22 12 2015 г. № 415-НПА «О бюджете Лесозаводского городского округа на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», в связи с чем, бюджетные ассигнования для исполнения решения суда в бюджете предусмотрены не были. Для увеличения бюджетных ассигнований необходимы дополнительные источники поступления доходов в бюджет городского округа. Дополнительные источники поступления доходов, достаточные для исполнения указанного судебного решения, в 2016 году и по настоящее время отсутствуют. Принимая во внимание тот факт, что бюджетные ассигнования на исполнение решения суда по делу № 2-1298/2015 в бюджете на 2016 год заложены не были, у администрации Лесозаводского городского округа, как исполнительного органа местного самоуправления отсутствовала реальная возможность исполнить требования исполнительного документа в установленный срок. Для исполнения решения суда по делу № 2-1298/2015, вступившего в законную силу 12 01 2016 г., администрацией Лесозаводского городского округа в бюджете Лесозаводского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрены необходимые средства. Согласно уведомлению о бюджетных ассигнованиях на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов, на основании решения Думы Лесозаводского городского округа от 20 12 2016 г. № 567-НПА, за счет средств бюджета Лесозаводского городского округа планируется осуществить финансирование мероприятий по обеспечению безопасности муниципальных учреждений, в том числе финансирование МОБУ Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа с. Марково для оборудования здания школа системой видеонаблюдения. Считает, что виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда отсутствует, так как исполнение решения суда в указанный срок было невозможно вследствие объективных обстоятельств. Просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Л. от 21 02 2017 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства от 03 11 2016 г. № 20690/16/25009, в случае установления законности и обоснованности оспариваемого постановления, просит уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного постановлением.
В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель Батыгина Я.Г., действующая на основании доверенности от 12 04 2017 г., представила заявление о рассмотрение дела в её отсутствии.
Представитель административного ответчика - судебный пристав-исполнитель Шитов А.И. с доводами административного иска не согласен, пояснив, что отсутствие финансирования не является причиной неисполнения решения суда.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 02 10 2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (статья 1) принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов (статья 3); требования судебного пристава - исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации, а в случае невыполнения требований судебного пристава - исполнителя он применяет меры, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами (пункты 1 и 2 статья 4).
Согласно пункту 1 статья 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав - исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
По смыслу статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьями 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
При этом по смыслу пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с пунктом 3 его статьи 9 и статьей 90, а также исходя из требований статей 15 (часть 2), 49, 52, 54, и 64 Конституции Российской Федерации, постановление судебного пристава - исполнителя может быть вынесено лишь по истечении срока, установленного им для добровольного исполнения исполнительного документа.
Довод административного истца администрации Лесозаводского городского округа о том, что бюджетные ассигнования на исполнение решения суда по делу № 2-1290/2015 в бюджете на 2016 год заложены не были и у администрации Лесозаводского городского округа отсутствовала реальная возможность исполнить требования исполнительного документа в установленный срок, не могут быть приняты судом, поскольку непринятие своевременных мер может повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, и, соответственно, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, суд принимает во внимание доводы административного истца администрации Лесозаводского городского округа о том, что согласно уведомления о бюджетных ассигнованиях на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов, на основании решения Думы Лесозаводского городского округа от 20 12 2016 г. № 567-НПА, за счет средств бюджета Лесозаводского городского округа планируется осуществить финансирование мероприятий по обеспечению безопасности муниципальных учреждений, в том числе и финансирование МОБУ СОШ ЛГО с. Марково для оборудования указанного здания системой видеонаблюдения.
Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 11 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникших в ходе исполнительного производства» суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В судебном заседании установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Л. от 21 02 2017 г. «О взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства от 03.10.2016 № 20690/16/25009» в отношении администрации Лесозаводского городского округа, законно и обоснованно.
Вместе с тем, принимая во внимание предпринятые администрацией Лесозаводского городского округа меры во исполнение решения суда, решение Думы Лесозаводского городского округа от 20 12 2016 № 567-НПА, которым запланировано осуществить финансирование мероприятий по обеспечению безопасности муниципальных учреждений, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного постановлением.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск администрации Лесозаводского городского округа к отделу судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 21 02 2017, об уменьшении размера исполнительского сбора, удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Лесозаводскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Л. от 21 02 2017 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства от 03 10 2016 г. № 20690/16/25009 об обязании администрации Лесозаводского городского округа в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование МОБУ СОШ ЛГО с. Марково для оборудования здания системой видеонаблюдения.
В остальной части административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лесозаводский районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 21 04 2017 г.
Судья Г.Н. Вечерская