Дело № 2а-1376/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2017 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., с участием прокурора Котельниковой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» к Нуриеву Д.Г.о. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» (далее - ФКУ ИК-12) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Нуриеву Д.Г.о. об установлении административного надзора на срок 2 года, с установлением административного ограничения в виде обязательной явки на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания в количестве 3-х раз в месяц. Заявленные требования мотивированы тем, что гражданин <адрес> Нуриев Д.Г.о. ДД.ММ.ГГГГ осужден ________________ (с учетом постановления ________________ за совершение преступления, предусмотренного ________________ УК РФ к ________________ лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, т.е. имеет судимость за совершение особо тяжкого преступления, за время отбывания наказания имеет 45 взысканий, поощрений не имеет, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Конец срока отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Нуриев Д.Г.о участия в судебном заседании не принимал, извещен, по существу административного иска возражений не представил.
Явка сторон в судебное заседание судом обязательной не признана.
Суд, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если данное лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (части 1, 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В силу положений части 5 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное п. «а» части 3 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории особо тяжких.
В судебном заседании установлено следующее. Приговором ________________ от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом постановления ________________ от ДД.ММ.ГГГГ) Нуриев Д.Г.о., гражданин <адрес> осужден за совершение преступления, предусмотренного ________________ Уголовного кодекса РФ к лишению свободы сроком ________________ За время отбывания наказания имеет 45 взысканий, поощрений не имеет, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Согласно сведений представленных Управлением федеральной миграционной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № Нуриев Д.Г.о. уроженец ________________ состоял на миграционном учете по месту пребывания по адресам: <адрес> в период до ДД.ММ.ГГГГ, а также <адрес> в период до ДД.ММ.ГГГГ по национальному паспорту №, выданному ДД.ММ.ГГГГ МВД ________________, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки по имеющимся ФМС России и КД МИД России учетам лиц, изменивших гражданство на территории России и за ее пределами не значится. По имеющимся учетам ФМС России лиц, получивших вид на жительство России не значится, зарегистрированным по месту жительства (месту пребывания), снятым с регистрационного учета не значится.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией приговора ________________ от ДД.ММ.ГГГГ; копией постановления Кунгурского ________________ от ДД.ММ.ГГГГ; характеристикой от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о поощрениях и взысканиях от ДД.ММ.ГГГГ; копией постановления о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от ДД.ММ.ГГГГ, копией письма УФМС по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку Нуриев Д.Г.о. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления (ч. 5 ст. 15 УК РФ) и в период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», имеются основания для назначения ему административного надзора, срок которого в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного закона составляет от года до трех лет.
Вместе с тем, разрешая заявленные ФКУ ИК-12 требования, суд исходит не только из обстоятельств, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», но также устанавливает обстоятельства законности проживания (пребывания) иностранного гражданина Нуриева Д.Г.о., освобождаемого из мест лишения свободы, на территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранный гражданин пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
По смыслу статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года административные ограничения не могут применяться в отношении лиц, не имеющих места жительства либо пребывания на территории Российской Федерации.
Подобный вывод согласуется и с нормами, закрепленными в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно части 5 которой при освобождении из мест лишения свободы лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано направиться по предписанию администрации исправительного учреждения к избранному месту жительства или пребывания. Неприбытие указанного лица к избранному им месту жительства или пребывания, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влекут уголовную ответственность по статье 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, выбора ими места жительства, пребывания регламентируются Федеральными законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года N 115-ФЗ и «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 года N 114-ФЗ.
Обязательными критериями относимости лица к категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» являются совершение этим лицом тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве; умышленного преступления в отношении ________________. Эти же критерии служат основанием в соответствии со статьями 7, 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьей 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» для аннулирования в отношении иностранного гражданина разрешения на временное пребывание или вида на жительство, либо принятия в отношении него решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, что влечет невозможность его дальнейшего проживания либо пребывания на территории Российской Федерации с возложением на иностранного гражданина обязанности покинуть территорию государства, а случае неисполнения этой обязанности - его принудительной депортации. Международными договорами не предусмотрено оказание помощи в исполнение решений судов Российской Федерации об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Исходя из совокупности указанных правовых норм, административный надзор не может устанавливаться в отношении иностранного гражданина, не имеющего законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в абз. 6 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в соответствии с которыми административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 28, пункта 3 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной.
Как следует из представленных материалов, Нуриев Д.Г.о. является гражданином ________________, постоянной регистрации в Российской Федерации не имеет. Сведения о том, что административный ответчик имеет Российское гражданство или иные законные основания для пребывания (проживания) после освобождения из исправительного учреждения на территории Российской Федерации, в деле отсутствуют.
При этом, отсутствие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации само по себе не означает, что данный гражданин пребывает (проживает) на территории Российской Федерации законно, поскольку вопрос законности пребывания иностранных граждан обуславливается только положениями законодательства, регламентирующего правовой статус таких лиц.
Исходя из смысла приведенных выше положений закона, после отбытия назначенного судом наказания, у Нуриева Д.Г.о. возникнет обязанность покинуть территорию Российской Федерации, в связи с чем, отсутствует реальная возможность исполнения решения об установлении административного надзора иностранному гражданину.
То обстоятельство, что административный ответчик может после отбывания наказания уклоняться от выезда с территории России, не является основанием для установления административного надзора, а может служить поводом для применения в отношении него установленных законодательством мер по перемещению за пределы Российской Федерации.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что у освобождаемого из мест лишения свободы Нуриева Д.Г.о., являющегося иностранным гражданином, имеющего в Российской Федерации судимость за совершение умышленного особо тяжкого преступления, отсутствуют законные основания для пребывания на территории Российской Федерации, следовательно, отсутствуют основания для установления в отношении него административного надзора.
Руководствуясь ст. 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» в иске к Нуриеву Д.Г.о. об установлении административного надзора, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 октября 2017 года.
Председательствующий: И.А. Мухтарова