Решение по делу № 2-419/2016 ~ М-417/2016 от 25.10.2016

Дело №2-419/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чухлома                                                                         «15» ноября 2016 года

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Соколова Н.В.,

с участием представителя Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Чичерина Н.Н.,

при секретаре Жигоцкой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Администрации Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при добыче подземных вод,

УСТАНОВИЛ:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением о возложении на Администрацию Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области обязанности до 01 марта 2017 года организовать водоснабжение на территории муниципального образования Повалихинского
сельского поселения Чухломского района Костромской области путем определения гарантирующей организации по водоснабжению для централизованной системы водоснабжения от скважин, расположенных в д.Повалихино (паспорт , 1971 год), д.Повалихино - на д.Нестерово (паспорт , 2000 года), д.Цилимово (паспорт , 1967 года), д.Мазалово (паспорт , 1972 года), д.Лаврентьевское (паспорт , 1982 года) и в д.Б.Починок (паспорт , 1975 года) <адрес>. А также обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения артезианских скважин: д.Повалихино (паспорт , 1971 год), д.Повалихино - на д.Нестерово (паспорт , 2000 года), д.Цилимово (паспорт , 1967 года), д.Мазалово (паспорт , 1972 года), д.Лаврентьевское (паспорт , 1982 года) и в д.Б.Починок (паспорт , 1975 года) Чухломского муниципального района.

Исковые требования мотивировал следующим. Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о недрах в деятельности администрации Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области (далее - Администрация), в ходе которой выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при добыче подземных вод.

Так, в целях обеспечения населения поселения питьевой водой Администрация эксплуатирует артезианские скважины, расположенные в д.Повалихино, д.Повалихино - на д.Нестерово, д.Цилимово, д.Мазалово, д.Лаврентьевское и в д.Б.Починок. Артезианские скважины находятся в муниципальной собственности Повалихинского сельского поселения Чухломского района.

Вопросы местного значения сельского поселения определены в ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ «Об общих принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации», среди которых организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом, Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросы местного значения городских поселений (за исключением вопроса местное значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации закреплены на региональном уровне статьей 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 N 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения».

Аналогичные полномочия закреплены в п.4 ч. 1 ст.7 Решения Совета депутатов № 5 от 10.11.2005 года «О принятии Устава муниципального образования Петровское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области».

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, среди прочих, относятся:

  1. организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случаях невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
  2. определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). При этом под питьевой водой понимается вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (п. 18 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Понятие водоснабжения также определено п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ и подразумевает подачу поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Согласно п. 29 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система холодного водоснабжения комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Под транспортированием воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (п.26 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 15 ст. 2 указанного Федерального закона).

В соответствии с ч. 2 ст.7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.

При этом под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п.6 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» по договору водоотведения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду (ч.б ст. 13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Установлено, что в границах Повалихинского сельского поселения Чухломского района Костромской области расположено 29 населенных пунктов, из них жилых 16, в шести из них д.Повалихино, д.Повалихино - на д.Нестерово, д.Цилимово, д.Мазалово, д.Лаврентьевское и в д.Б.Починок водоснабжение органами местного самоуправления не организовано, что является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанного законодательства подача населению Повалихинского сельского поселения питьевой воды органами местного самоуправления Повалихинского сельского поселения Чухломского района Костромской области не организована.

Согласно информации главы администрации Повалихинского сельского поселения от 02.09.2016 года № 156, гарантирующая организация для предоставления услуг по централизованному водоснабжению не определена, администрацией Повалихинского сельского поселения на сайт torgi.gov.ru размещено объявление о продаже водонапорных башен в настоящее время производственный контроль качества питьевого водоснабжения на территории Повалихинского сельского поселения не осуществляется.

Однако согласно ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 19 Закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 водоснабжение является коммунальной услугой, обеспечивающей комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Кроме того, из части 1 ст. 23 Закона «О недрах» следует, что одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий.

Однако в нарушение указанных требований законодательства по состоянию на 09.09.2016 года Администрация самостоятельно осуществляет добычу подземных вод из скважины в д.Повалихино (1), д.Повалихино - на д.Нестерово (1), д.Цилимово (1), д.Мазалово (1), д.Лаврентьевское (1) и в д.Б.Починок (1), которые находятся на балансе администрации Повалихинского сельского поселения Чухломского района Костромской области, без лицензии.

Статьей 43 Водного кодекса РФ, статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Пунктами 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрена организация зон санитарной охраны в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала, второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пунктами 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, который с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Вместе с тем, в нарушение законодательства Администрацией Петровского сельского поселения проект зон санитарной охраны для эксплуатируемых скважин не разработан.

В целом выявленные факты свидетельствуют о нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, предусмотренного ст. 42 Конституции РФ.

В адрес главы администрации Повалихинского сельского поселения 05.10.2015 года природоохранной прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Кроме того, по вынесенным природоохранным прокурором постановлениям Управлением Роспотребнадзора по Костромской области и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в октябре 2015 года на главу Муниципального образования наложены административные штрафы за допущенные нарушения.

Между тем, органами местного самоуправления сельского поселения до настоящего времени не приняты действенные меры, направленные на устранение нарушений закона, и организации водопотребления населенных пунктов с.Коровье и с.Введенское Петровского сельского поселения.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).

Одним из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Кроме того, согласно ч.1 ст.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

  1. снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
  2. обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:

1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;

3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению (ч.2 ст.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Права неограниченного круга лиц нарушены тем, что неисполнение органами местного самоуправления поселения обязанности по организации водоснабжения нарушает права жителей поселения и права неограниченного круга лиц, персонифицировать которых невозможно.

В соответствии со ст.76 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно ч. 2 ст. 2 ГК РФ защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании представитель Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.

Представители третьих лиц, Управления Росприроднадзора по Костромской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области и Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, в ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиками, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Администрации Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при добыче подземных вод удовлетворить.

Обязать Администрацию Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 01 марта 2017 года организовать водоснабжение на территории муниципального образования Повалихинского сельского поселения Чухломского района Костромской области путем определения гарантирующей организации по водоснабжению для централизованной системы водоснабжения от скважин, расположенных в д.Повалихино (паспорт , 1971 год), д.Повалихино - на д.Нестерово (паспорт , 2000 года), д.Цилимово (паспорт , 1967 года), д.Мазалово (паспорт , 1972 года), д.Лаврентьевское (паспорт , 1982 года) и в д.Б.Починок (паспорт , 1975 года) Чухломского района.

Обязать Администрацию Повалихинского сельского поселения Чухломского района Костромской области в срок до 01 марта 2017 года разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения артезианских скважин: д.Повалихино (паспорт , 1971 год), д.Повалихино - на д.Нестерово (паспорт , 2000 года), д.Цилимово (паспорт , 1967 года), д.Мазалово (паспорт , 1972 года), д.Лаврентьевское (паспорт , 1982 года) и в д.Б.Починок (паспорт , 1975 года) Чухломского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд со дня его вынесения.

Судья:         Соколов Н.В.

2-419/2016 ~ М-417/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Костромская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокатуры
Ответчики
администрация Повалихинского сельского поселения
Другие
Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Костромской области
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
Суд
Чухломский районный суд
Судья
Соколов Николай Владимирович
25.10.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2016[И] Передача материалов судье
26.10.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2016[И] Судебное заседание
15.11.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2016[И] Дело оформлено
30.12.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее