Постановление о назначении административного наказания по делу № 05-0177/2021 от 26.01.2021

Дело 5-177/21

 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021г.

Мотивированное постановление изготовлено 26 января 2021г.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва                                                                                        26 января 2021 года

Судья Никулинского районного суда г. Москвы Бобков А.В., с участием гр-на Ларичева А.С., рассмотрев  дело об административном правонарушении в отношении

ЛАРИЧЕВА А.С., персональные данные, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Ларичев А.С. совершил участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга и шествия, повлекшее создание помех функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и транспортных средств.

Так, 23 января 2021 года примерно в 17 час. 50 мин. по адресу: адрес, был задержан гражданин Ларичев А.С., который находился в толпе граждан, двигающихся по Петровскому б-ру, д.4/6, стр.1, Трубной площади, д.29, стр.1, скандирующих лозунги политического содержания и на всем пути следования создававших помехи пешеходам и транспортным средствам, полностью перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть. Тем самым Ларичев А.С. в нарушение требований ст.ст.3, 4, 6 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года  54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» принял участие в несанкционированном митинге, шествии, повлекших создание помех функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и транспортных средств.

В ходе рассмотрения дела Ларичев А.С. вину не признал и пояснил, что в момент задержания в 16 час. 30 мин. он гулял по центру Москвы, в митинге он не участвовал, лозунги не выкрикивал, помехи для транспорта и пешеходов он не создавал.

Огласив протокол, исследовав материалы дела, выслушав Ларичева А.С., прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ).

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).

Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ  предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 12 апреля 2007 г.  10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и процедуру согласования, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

При этом факт совершения Ларичевым А.С. правонарушения и его вина подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении; рапортами сотрудников полиции по факту выявленного правонарушения; письменными объяснениями сотрудников полиции фио и фио, предупрежденных по ст. 17.9 КоАП РФ, согласно которым 23 января 2021г. они, согласно плана-расчета, находились на службе по охране общественного порядка и общественной безопасности по адресу: г.Москва, Трубная площадь, д.29, стр.1. Примерно в 17 час. 30 мин. группа граждан в количестве около 5 000 человек двигалась по Петровскому б-ру, д.4/6, стр.1, и Трубной площади, д.29, стр.1, скандируя лозунги политического содержания. В ходе движения участники шествия на всем пути следования создавали помехи пешеходам и транспортным средствам, полностью перекрывая собой пешеходные тротуары и проезжую часть, тем самым в нарушение требований Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года  54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участвовали в массовом публичном мероприятии, квалифицированном, как митинг и шествие не согласованное с органами исполнительной власти. В составе указанной группы граждан находился гражданин, впоследствии оказавшийся Ларичевым А.С., который на законные требования сотрудников полиции, находящихся на службе по охране общественного порядка, не реагировал и продолжал участие в шествии. Примерно в 17 час. 50 мин. Ларичев А.С. был задержан за нарушение требований Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года  54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и доставлен в ОМВД России по району Проспект Вернадского г.Москвы для дальнейшего разбирательства.

Указанные доказательства суд признает достоверными, поскольку они оформлены надлежащим образом, в необходимых случаях  на бланках установленного образца, имеют все необходимые реквизиты и подписи, а изложенные в них сведения непротиворечивы, точны и в полном объеме подтверждают друг друга.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами.

Оснований полагать, что изложенные в рапортах и объяснениях сотрудников полиции сведения являются недостоверными, не имеется.

Поскольку рапорта сотрудниками полиции составлены в рамках их должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило выявление совершения административного правонарушения, рапорта содержат сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу, суд также признает их допустимыми доказательствами.

Судом при рассмотрении дела не установлена личная заинтересованность сотрудников полиции в привлечении Ларичева А.С. к административной ответственности, в силу чего оснований не доверять сведениям, содержащимся в протоколе об административном правонарушении и в иных материалах, не имеется. Сведениями о фальсификации доказательств суд не располагает.

Доводы о непричастности Ларичева А.С. к совершению правонарушения опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательства, в том числе последовательными показаниями сотрудников полиции.

Из анализа рапортов и объяснений сотрудников полиции, полностью совпадающих друг с другом и никаких противоречий с другими доказательствами не содержащих, следует, что в вышеуказанные время и месте ими был задержан Ларичев А.С., который в составе группы граждан численностью более 5 000 человек принимал участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга и шествия, повлекшее создание помех движению пешеходов и транспортных средств, на требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия Ларичев А.С. не реагировал.

Показания свидетелей сотрудников полиции в силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ являются доказательствами по делу об административном правонарушении, которые в совокупности с другими, названными ранее доказательствами, не ставят под сомнение доказанность вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.

Участие Ларичева А.С. в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга и шествия, в ходе которого были созданы помехи функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и транспорта, со всей очевидностью следует из рапортов и письменных объяснений полицейских, предупрежденных по ст. 17.9 КоАП РФ; протокола об административном правонарушении, иных доказательств, из которых следует, что Ларичев А.С. был задержан сотрудниками полиции за участие в несогласованном публичном мероприятии, проходившем в форме митинга и шествия.

При этом Ларичев А.С. на законные требования сотрудников полиции, о том, что публичное мероприятие не согласовано, и требования прекратить противоправные действия, не реагировал.

Суд также отмечает, что по делу представлено достаточно доказательства, свидетельствующих о виновности Ларичева А.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.

Вопреки доводам Ларичева А.С., в соответствии с абзацем 2 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ  от 26 июня 2018 г.  28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», наличие последствий, выражающихся в создании помех функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и транспортных средств, а также причинно-следственная связь между проведением несанкционированного публичного мероприятия, в котором принимал участие Ларичева А.С., и наступившими последствиями в виде создания помех функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и транспортных средств, полностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

При этом, следует отменить, что диспозиция ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ не содержит в качестве объективной стороны правонарушения прямого указания на то, что непосредственно само лицо, участвующее в несанкционированном публичном мероприятии, привлекаемое впоследствии за это к административной ответственности, создает своими действиями помехи функционированию транспортной инфраструктуры; юридически важным для квалификации по ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ является участие в несанкционированном публичном мероприятии, которое (т.е. само несанкционированное публичное мероприятие, а не конкретный его участник) повлекло за собой создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что Ларичев А.С. принял участие в публичном мероприятии, несанкционированном исполнительным органом государственной власти, о чем он был уведомлен, что следует из доказательств, представленных в материалы дела, тем самым нарушил возложенные на него Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.

Суд критически относится к показаниям Ларичева А.С. о его невиновности в совершении административного правонарушения, так как они даны с целью избежания привлечения Ларичева А.С. к административной ответственности.

Все процессуальные действия в отношении Ларичев А.С. были проведены в строгой последовательности, составленные в отношении него протоколы логичны, последовательны и непротиворечивы.

Нарушений при задержании и доставлении Ларичева А.С. в отдел полиции из исследованных материалов дела не усматривается.

Кроме того, как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ  от 26 июня 2018 г.  28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.

Оценив исследованные доказательства в своей совокупности, суд квалифицирует действия Ларичева А.С. по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.

При назначении наказания в соответствии со ст. ст. 3.1, 4.1-4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также данные о личности Ларичев А.С., его семейное и имущественное положение.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о назначении Ларичеву А.С. наказания в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ

 

Ларичева А.С. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей в доход государства.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по г. Москве (УВД ЗАО ГУ МВД России по г.Москве) л\с 04731453750, ИНН: 7729148110, КПП: 772901001, ГУ Банка России по ЦФО, ОКТМО: 45325000, БИК: 044525000, ном\сч.: 40101810045250010041 по ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ, КБК: 18811690020026000140, плательщик Ларичев А.С.,  идентификатор: 18880077190011921037.

Разъяснить лицу, привлекаемому к административной ответственности, что в соответствии с положениями ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд через Никулинский районный суд г.Москвы в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

 

Судья                                                                        А.В. Бобков

05-0177/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вступило в силу, 09.02.2021
Ответчики
Ларичев А.С.
Суд
Никулинский районный суд
Судья
Бобков А.В.
Статьи

Ст. 20.2, Ч. 6.1

Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
26.01.2021
Постановление о назначении административного наказания

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее