Судья Поплавко Т.А. дело № 33-906 2012год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31.08.2012 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Мейстер В.М.
судей – Безуглова В.В. и Шишева Б.А.
при секретаре – Хамирзовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда от 09.07.2012 года, которым постановлено:
– иск ФИО1 к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения из числа детей, оставшихся без попечения родителей и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья - удовлетворить.
Признать ФИО1 нуждающейся в предоставлении жилого помещения
Обязать Администрацию Муниципального образования «Город Майкоп» поставить ФИО1 на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «Город Майкоп» субвенцию, а Администрацию МО «Город Майкоп» предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с п. 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219.
Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., объяснения представителя администрации МО «Город Майкоп» Божковой Ю.В. и представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитовой Л.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб об отмене решения суда, возражения представителя истицы Осиповой С.А. – Малдбековой Е.Е., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Осипова С.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидии на приобретение жилья.
В обоснование иска указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Её отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, С 11.05.1993 г. по 04.09.1997 г. она являлась воспитанницей государственного казенного образовательного учреждения для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, детского дома <адрес>, где находилась на полном государственном обеспечении.
В настоящее время она состоит в зарегистрированном браке с ФИО13 и имеет несовершеннолетних детей дочь ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ рождения и сына ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» ей было отказано в постановке на учет, как нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот-и детей, оставшихся без попечения родителей, и включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в связи с тем, что на момент обращения в Администрацию МО «Город Майкоп» для постановки на учет ей исполнилось более 23 лет. Считает, что имеет право быть признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а так же получения за счет субвенций солидарно с Администрации МО Город Майкоп и Министерства образования и науки РА социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку за ней не числится объектов недвижимости. Своевременно, до 23 лет не обращалась за получением жилья, поскольку не знала о праве на внеочередное получение, а уполномоченные лица не приняли мер по защите ее жилищных прав.
Просила суд признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от 18.04.2012 г. № 14, утвержденного распоряжением главы МО « Город Майкоп от 20.04.2012 г. № 1010-р об отказе в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Администрацию МО «Город Майкоп» признать ее составом семьи четыре человека нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящейся к категории граждан из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и обязать Администрацию МО « Город Майкоп» и субсидиарно Министерство образования и науки РА предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья в размере 1 674 000 руб.
06.06.2012 г. от представителя истицы Осиповой С.А. по доверенности Малдбековой Е.Е. поступили уточненные исковые требования, в которых она просит обязать Администрацию МО «Город Майкоп» поставить Осипову С.А. на учет граждан из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
22.06.2012 г. от представителя истицы Осиповой С.А. по доверенности Малдбековой Е.Е. вновь поступили уточненные исковые требования, в которых она просит обязать Администрацию МО «Город Майкоп» поставить Осипову С.А. составом семьи четыре человека на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «Город Майкоп» субвенцию, а Администрацию МО «Город Майкоп» предоставить Осиповой С.А. социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с п. 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 г. № 219.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО «Город Майкоп» просит отменить решение, ссылаясь на то, что суд не учел, что на момент обращения истицы в администрацию МО «Город Майкоп» ей исполнилось полных 30 лет. Кроме того, истица была зарегистрирована и проживала в другом муниципальном образовании другого субъекта РФ, а в МО «Город Майкоп» она переехала после достижения предельного возраста для постановки на учет в качестве детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство образования и науки Республики Адыгея просит отменить решение, ссылаясь на то, что суд не учел, что нарушенные органами опеки и попечительства Краснодарского края права истца компенсируются за счет средств бюджета Республики Адыгея. Кроме того, ограничен возраст предоставления дополнительных гарантий до достижения 23 лет указанной категории граждан. При этом, действующим законодательством определена обязанность органов исполнительной власти по месту жительства по обеспечению вне очереди жилой площадью данных граждан. Суд также не учел, что средства, предусмотренные в республиканском бюджете на обеспечение жильем детей-сирот на текущий год исчерпаны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования истицы и признавая ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения из числа детей, оставшихся без попечения родителей, суд исходил из того обстоятельства, что необращение по вопросу постановки на жилищный учет до достижения 23-х летнего возраста, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Между тем, этот довод не основан на нормах закона, регулирующего спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела, истица Осипова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ребенком – сиротой и с 1993 года по сентябрь 1997 года находилась в государственном казенном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>.
До достижения ею возраста 23 лет не обращалась по вопросу обеспечения ее жильем во внеочередном порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С таким заявлением обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, однако решением жилищной комиссии администрации МО «Город Майкоп» от 18.04.2012 года ей было отказано в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ввиду того обстоятельства, что на дату подачи заявления Осиповой С.А. исполнилось 30 лет.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, отказ жилищной комиссии в постановке Осиповой С.А. на учет, как лица из числа детей-сирот, нуждающейся в предоставлении жилого помещения, правомерен, поскольку произведен в соответствии с названными положениями Федерального закона и у суда не имелось оснований к удовлетворению требований о признании решения комиссии незаконным.
Вывод суда о том, что органы опеки были обязаны принять меры к постановке истицы на учет, основан на неверном толковании положений ст. 121 Семейного кодекса РФ и ст.52 Жилищного кодекса РФ, поскольку в силу ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется на основании заявления самого лица, чьи жилищные права нуждаются в защите, а не органа опеки и попечительства.
Кроме того, признавая истицу нуждающейся в предоставлении жилого помещения, суд не принял решения о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации МО «Город Майкоп от 18.04.2012 года № 14, утвержденное распоряжением администрации муниципального образования «город Майкоп» от 20.04.2012 года № 1010 –р.
При этом, суд ограничился только исследованием того обстоятельства, вправе ли истица за пределами 23-х летнего возраста быть признана нуждающейся в предоставлении жилья, как ребенок- сирота и не исследовал вопрос о ее нуждаемости в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, а также о том, не было использовано истицей право на получения жилья ранее.
Так, из материалов дела следует, что истица зарегистрировала свое проживание в г. Майкопе 15.11.2011 года. По периоду проживания истицы с сентября 1997 года по 22.03.2003 года, то есть с 16-ти до 22-х лет, данных не представлено, сведений о регистрации места жительства за этот период не имеется.
Судебная коллегия с учетом изложенного и доводов жалоб ответчиков полагает апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению, а решение Майкопского городского суда – отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, п.п.1 и 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда от 09.07.2012 года отменить. Принять новое решение, которым в иске ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея об обжаловании решения жилищной комиссии, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обязании постановки на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья, а также обязании предоставить социальную выплату, отказать.
Председательствующий – Мейстер В.М.
Судьи – Безуглов В.В. и Шишев Б.А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер