Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 августа 2019 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1630/2019 по административному исковому заявлению Денисова Д.В., Денисовой О.В. и Денисова Д.В. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что им на праве собственности принадлежат:
- Денисову Д.В.: нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 133,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- Денисову Д.В.: нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 94,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- Денисовой О.В.: нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 67,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости определена в установленном законом порядке и составляет:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 12 декабря 2013 года – 4 044 267 рублей 69 копеек;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 12 декабря 2013 года – 2 874 913 рублей 89 копеек;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 6 июня 2011 года – 2 049 580 рублей 80 копеек.
Административные истцы не согласны с указанной выше кадастровой стоимостью нежилых помещений, считают её завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы как плательщиков налога на имущество.
Согласно отчётам об оценке от 5 августа 2019 года №№ № и №, подготовленным оценщиком ООО «Бюро оценочных технологий», рыночная стоимость спорных нежилых помещений составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 12 декабря 2013 года – 2 155 059 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 12 декабря 2013 года – 1 534 278 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 6 июня 2011 года – 1 045 247 рублей.
При таких обстоятельствах, Денисов Д.В., Денисова О.В. и Денисов Д.В. полагают, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости в судебном порядке.
На основании изложенного, административные истцы просят суд:
- восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления;
- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 133,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере 2 155 059 рублей;
- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 94,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере 1 534 278 рублей;
- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 67,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 045 247 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Савватеев Н.Н., действующий на основании доверенности от 5 марта 2018 года и 25 июня 2019 года, административные исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых оставил разрешение административных исковых требований по существу на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Денисова Д.В., Денисовой О.В. и Денисова Д.В. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что административным истцам на праве собственности принадлежат:
- Денисову Д.В.: нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 133,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- Денисову Д.В.: нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 94,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- Денисовой О.В.: нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 67,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждается договорами от 5 июня 2000 года № № и от 5 июня 1999 года № №, копиями актов приема-передачи от 10 января 2005 года, договором купли-продажи от 15 сентября 2014 года, свидетельствами о государственной регистрации от 13 апреля 2005 года, от 24 мая 2005 года и от 23 сентября 2014 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18 июня 2019 года № № и от 20 июня 2019 года №№ № и №.
Кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и составляет:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 12 декабря 2013 года – 4 044 267 рублей 69 копеек;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 12 декабря 2013 года – 2 874 913 рублей 89 копеек;
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 6 июня 2011 года – 2 049 580 рублей 80 копеек,
что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 июня 2019 года №№ №, № и №.
Административные истцы, будучи сособственниками спорных объектов недвижимости, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет городского округа Тольятти Самарской области. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административные истцы, являясь сособственниками указанных выше нежилых помещений, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений, Денисов Д.В., Денисова О.В. и Денисов Д.В. 9 августа 2019 года обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения административных истцов в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых помещений, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Таким образом, обращение Денисова Д.В., Денисовой О.В. и Денисова Д.В. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами №, № и № равной их рыночной стоимости по состоянию на даты определения кадастровой стоимости, в полной мере согласуется с положениями статей 400-402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административными истцами в обоснование своих требований представлены отчёты об оценке от 5 августа 2019 года №№ № и №, подготовленные оценщиком ООО «Бюро оценочных технологий», из которых усматривается, что объектами оценки являлись нежилые помещения с кадастровыми номерами №, № и №, итоговая величина рыночной стоимости которых составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 12 декабря 2013 года – 2 155 059 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 12 декабря 2013 года – 1 534 278 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 6 июня 2011 года – 1 045 247 рублей.
Исследовав отчёты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки (далее также – отчёт).
Отчёт составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отражённых в отчёте.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на даты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчётах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчётами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилых помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчётных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчётам об оценке документами.
Оснований полагать, что представленные административными истцами отчёты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных нежилых помещений, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
С учётом изложенного, суд полагает возможным принять отчёты об оценке от 5 августа 2019 года №№ № и №, подготовленные оценщиком ООО «Бюро оценочных технологий», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на даты определения кадастровой стоимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов административного дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 9 августа 2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Денисова Д.В., Денисовой О.В. и Денисова Д.В. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 133,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере 2 155 059 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 94,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере 1 534 278 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 67,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 045 247 рублей.
Датой подачи Денисовым Д.В., Денисовой О.В. и Денисовым Д.В. заявления в суд считать 9 августа 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 августа 2019 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.