12-****/2017
Р Е Ш Е Н И Е
город Москва 14 ноября 2017 года
Судья Мещанского районного суда города Москвы Мордвина Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу С*, подписанную его представителем З*., действующей на основании доверенности от 06 июля 2017 года, сроком действия на три года, на постановление № **** заместителя начальника Инспекции ФНС России № 2 по городу Москве от 11 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С*,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № *** заместителя начальника Инспекции ФНС России № 2 по городу Москве от 11 сентября 2017 года С*. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, С*. обратился с жалобой в суд, указывая на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, поскольку он не является резидентом Российской Федерации, он постоянно проживает на территории Швейцарской Конфедерации сроком более одного года с 2015 года, что подтверждается сертификатом проживания (документом, подтверждающим вид на жительство), выданным властями кантона Лугано Швейцарской конфедерации, а также ответом российского консульства, и на него не распространяются обязанности, установленные п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», просил признать незаконным вышеуказанное постановление и отменить его в полном объеме.
Защитник С*. – М*. и З*., действующие на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержали, указав на то, что С*. по состоянию на конец отчетного периода (2016 года) непрерывно проживал в Швейцарии более 1 года с 2015 года и совершал лишь краткосрочную поездку в Россию. С*. признаётся нерезидентом России в соответствии с Законом № 406-ФЗ поскольку он, являясь гражданином Российской Федерации, постоянно проживает в Швейцарской Конфедерации с 2015 года (то есть более 1 года), имеет вид на жительство в данной стране и совершил только краткосрочную поездку в Россию, которая не прекращает, не прерывает и не изменяет его статус как лица, постоянно проживающего в Швейцарской Конфедерации, и не аннулирует вид на жительство в данной стране. Представили справку из Посольства России, в подтверждении того, что гр. РФ С*., состоял на консульском учете в Консульском отделе Посольства России в городе Берне с 10 марта 2016 года по 31 мая 2017 года и проживал в Швейцарии. На ПМЖ в Швейцарию выехал 31 мая 2015 года. Просили в порядке ст. 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным вышеуказанное постановление и отменить его в полном объеме.
Главный государственный налоговый инспектор Отдела камеральных проверок № 3 Инспекции ФНС России № 2 по городу Москве М*. и специалист 1 разряда правового отдела Инспекции ФНС России № 2 по городу Москве Ш*. в судебном заседании представили копию административного материала, письменные возражения, копию паспорта С*. с отметками в паспорте о пересечении границы.
Проверив материалы дела, выслушав защитников лица, привлекаемого к административной ответственности, инспектором ИФНС № 2 по городу Москве, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов; если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в том числе, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты, за исключением физических лиц резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ отчеты представляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».
Как усматривается из представленных материалов дела и установлено должностным лицом при рассмотрении дела, С*. не предоставил в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении средств по счету (вкладу) № ** в банке находящемся за пределами Российской Федерации (***) и по счёту (вкладу) № *** в банке находящемся за пределами Российской Федерации (****) за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, нарушив п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела и виновность С*. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, а именно: протоколом № *** об административном правонарушении от 28 августа 2017 года; поручением № *** на проведение проверки соблюдения валютного законодательства от 09 августа 2017; копиями платежных поручений; копиями паспорта и документов на имя С*.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, и получили надлежащую правовую оценку административным органом в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя жалоба об отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, поскольку он не является резидентом Российской Федерации, являются несостоятельными в силу следующего.
В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации производится для применения положений статьи 209, пункта 17.1 статьи 217, статьи 224, пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения.
На основании положений пункта 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Частями 2 и 7 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» для резидентов установлена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета уведомлений об открытии (изменении реквизитов, закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - уведомление), и отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - отчет).
При этом, определение понятия резидента и нерезидента для целей валютного законодательства Российской Федерации не связано с понятием налогового резидента Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
Таким образом, для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, статус нерезидента начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина Российской Федерации возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался.
Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию Российской Федерации, может быть приобретен гражданином Российской Федерации вновь при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ.
Следовательно, согласно действующему законодательству о валютном регулировании и валютном контроле постоянно проживающий в иностранном государстве гражданин Российской Федерации, прибывающий на территорию Российской Федерации, приобретает статус валютного резидента.
Тем самым, учитывая, что в 2016 году С*. прибывал на территории Российской Федерации, применительно к Федеральному закону от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являлся резидентом Российской Федерации и обязан был предоставить в налоговый орган отчет о движении денежных средств по счету (вкладу) № *** в банке находящемся за пределами Российской Федерации (****) и по счёту (вкладу) № ** в банке находящемся за пределами Российской Федерации (***) за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Доводы жалобы сводятся к иной, чем у должностного лица толкование норм права и не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов должностного лица о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах, учитывая, что событие и вина С*. установлена в полном объеме и подтверждена материалами дела, действия (бездействия) С*. по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицированы правильно.
Административное наказание назначено С*. в пределах санкции ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в связи с чем, оснований для отмены или изменения назначенного наказания не нахожу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление № **** заместителя начальника Инспекции ФНС России № 2 по городу Москве от 11 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С*- оставить без изменения, жалобу С* - без удовлетворения.
Судья Мордвина Ю.С.