ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Москва 07 марта 2022 года
Судья Бутырского районного суда г. Москвы Островский А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Пальчик Виктории Николаевны, 18.12.1999 года рождения, уроженки г. Курган Курганской области, граждански РФ, не замужней, детей не имеющей, со слов трудоустроенной в магазине «Ароматный Мир» в должности продавца, со слов имеющей на иждивении инвалида 2й группы, зарегистрированной по адресу: Курганская область, г. Крган, ул. Чернореченская, д. 79, кв. 52, со слов фактически проживающей по адресу: г. Москва, Большой Краснопрудный тупик, д.6/21, кв. 17, ранее не привлеченной к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Пальчик В.Н. участвовала в несанкционированном публичном мероприятие в сочетании форм митинга и пикетирования, повлекших создание помех функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов, доступа граждан к объектам транспортной инфраструктуры.
Так, Пальчик В.Н., 06 марта 2022 года в 16 часа 00 минут, находясь по адресу: г. Москва, ул. Н. Красносельская, д. 4, где состоялось проведение публичного массового мероприятия, выразившееся в сочетании форм митинга и пикетирования, в составе группы граждан около 2700 человек, участвовала в несогласованном публичном мероприятии в сочетании форм митинга и пикетирования, повлекшем за собой помехи движению пешеходов, перекрыв пешеходные тротуар и автобусная остановка, затрудняя тем самым проходы по ним граждан, не являющихся участниками данного массового мероприятия, проходы к остановкам общественного транспорта (объектам транспортной инфраструктуры), выкрикивала лозунги «Нет войне!» чем допустила нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также требований Закона города Москвы от 04 апреля 2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», на неоднократные и законные требования сотрудников правоохранительных органов о прекращении противоправных действий, не реагировала в связи с чем была задержана и доставлена в отдел полиции.
Пальчик В.Н. в судебное заседание явилась, с правонарушением не согласилась, указав, что в митинге она не участвовала, встречалась с сестрой, решили прогуляться, после чего их беспричинно задержали. Отметила, что время указанное в протоколе не соответствует действительности (предполагает время 15 часов 30 минут), назначения санкции в виде ареста негативно скажется на ее работе и здоровье ее мамы.
Защитник Пальчик В.Н. – Морозова Е.О. также выразила свое несогласие с составленным протоколом об административном правонарушении, указав, что данного правонарушения Пальчик В.Н. не совершала.
Выслушав объяснения Пальчик В.Н., ее защитника, проверив письменные материалы дела, суд установил следующее.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона города Москвы от 04 апреля 2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера; собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции; уведомление - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В ходе судебного заседания исследованы следующие материалы административного дела:
- протокол об административном правонарушении СВ № 0418811 от 06 марта 2022 года, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона, нарушение которое вменяется Пальчик В.Н., протокол содержит все необходимые сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
- рапорты сотрудников полиции о задержании Пальчик В.Н. за участие в несанкционированном публичном мероприятие;
- объяснения сотрудников полиции об обстоятельствах задержания Пальчик В.Н. за участие в несанкционированном публичном мероприятие
- протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение СВ № 0073321 от 06 марта 2022 года, согласно которому Пальчик В.Н. доставлена в территориальный отдел полиции в целях составления административного материала в 17 часов 30 минут;
- протокол об административном задержании СВ № 0162975 от 06 марта 2022 года, согласно которому Пальчик В.Н. была задержана 06 марта 2022 года в 17 часов 40 минут за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
- копия паспорта гражданки Пальчик В.Н.;
- рапорт с фототаблицей сотрудника полиции о том, что в действиях Пальчик В.Н. усматриваются признаки нарушения норм установленных Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
- ответ из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, согласно которого в органы исполнительной власти города Москвы уведомлений о проведении 1-7 марта 2022 года в городе Москве, в со значительным количеством участников не поступали, мероприятия не согласовывались.
Вышеприведенные документы последовательны, непротиворечивы и согласуются между собой, составлены уполномоченными на это должностными лицами, в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем суд признает их доказательствами по делу.
Не доверять обстоятельствам, изложенным сотрудниками полиции в рапортах и письменных объяснениях оснований не имеется. При получении письменных объяснений указанные лица предупреждались об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях; объективных и достоверных данных свидетельствующих о наличии у сотрудников полиции неприязненных отношений к лицу привлекаемому к административной ответственности, служебной или иной заинтересованности в неблагоприятном для последнего исходе дела, желании в связи с этим оговорить, материалы дела не содержат и в ходе судебного разбирательства не установлены.
Тот факт, что сотрудник полиции является должностным лицом, наделенным государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять составленным им документам, а также его письменным объяснениям, которые судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и совокупности представленных доказательств, ни одно из которых не имеет заранее установленной силы.
В данном случае каких-либо объективных и достаточных доказательств, опровергавших либо ставящих под сомнение обстоятельства, изложенные сотрудниками полиции в рапортах и письменных объяснениях, привлекаемым лицом и его защитником в ходе судебного разбирательства не представлено.
Оснований для признания составленного сотрудниками полиции рапортов недопустимыми по делу доказательствами оснований не имеется, поскольку нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях порядок оформления рапорта должностным лицом не регламентирован.
Довод Пальчик В.Н. о том, что она в публичном мероприятии не участвовала, что просто встречалась с сестрой, несостоятелен, так как основан на субъективной трактовке фактических обстоятельств дела в свою пользу и не принимается, так как из представленных материалов дела следует, что она принимала участие именно в несогласованном публичном мероприятии, предусмотренном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", вне зависимости от того, как он сам его идентифицирует.
В соответствии с абзацем 2 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", наличие последствий, выражающихся в создании помех функционированию транспортной инфраструктуры, и, движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к объектам транспортной инфраструктуры, а также причинно-следственная связь между проведением несанкционированного публичного мероприятия, в котором принимала участие Пальчик В.Н., и наступившими последствиями в виде помех функционированию транспортной и социальной инфраструктуры, полностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами. При этом, следует отменить, что диспозиция ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит в качестве объективной стороны правонарушения прямого указания на то, что непосредственно само лицо, участвующее в несанкционированном публичном мероприятии, привлекаемое впоследствии за это к административной ответственности, создает своими действиями помехи функционированию транспортной инфраструктуры; юридически важным для квалификации по ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является участие в несанкционированном публичном мероприятии, которое (то есть само несанкционированное публичное мероприятие, а не конкретный его участник) повлекло за собой создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам.
Непризнание вины, построение иной версии произошедшего суд оценивает в качестве реализации права на защиту.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения Пальчик В.Н. защитника, оценив собранные по делу об административном правонарушении доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях) суд приходит к выводу об установлении и доказанности, как факта совершения административного правонарушения, так и вины Пальчик В.Н., а также об отсутствии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении и переквалификации.
Суд квалифицирует административное правонарушение, совершенное Пальчик В.Н. по ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как она участвовала в несанкционированном публичном мероприятие в сочетании форм митинга и пикетирования, повлекших создание помех функционированию объектов транспортной инфраструктуры, движению пешеходов, доступа граждан к объектам транспортной инфраструктуры.
Суд оценивает наличие на иждивении инвалида второй группы в качестве смягчающего обстоятельства
При назначении Пальчик В.Н. административного наказания, суд учитывает характер совершенного ей административного правонарушения, личность виновной, отсутствие по делу обстоятельств, отягчающих и наличие смягчающего ей административное наказание, а также ее имущественное положение.
С учетом вышеизложенного, а также в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений, принимая во внимание тот факт, что Пальчик В.Н. совершила административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, суд считает необходимым назначить Пальчик В.Н. административное наказание в виде административного ареста. Сведений о невозможности исполнения денного вида наказания суду не представлены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Пальчик Викторию Николаевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде административного ареста на срок 9 (девять) суток.
Срок административного наказания в виде административного ареста исчислять с 07 марта 2022 года с 18 часов 00 минут, то есть с момента оглашения данного постановления судом.
Зачесть в срок административного ареста время задержания согласно протоколу об административном задержании, с учетом доставления, с 17 часов 30 минут 06 марта 2022 года по время вынесения настоящего постановления.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Островский