ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья ФИО5
дело ... поступило ...
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2016 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тубденовой Ж.В., судей коллегии Казанцевой Т.Б., Ивановой В.А., при секретаре Федоровой Ю.Ю., с участием прокурора Григорьевой Н.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гармаева А.В. к территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» ... от ... «О регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Тункинский район» Сыренова А.В.», по апелляционной жалобе Гармаева А.В. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 08 января 2016 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., пояснения представителя административного истца Гармаева А.В. - Миронова В.О., представителя заинтересованного лица Сыренова А.В. – Мержановой О.Ю., заключение прокурора, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением 18-й внеочередной сессии районного Совета депутатов МО «Тункинский район» V созыва от 18.11.2015. года № 2 «О назначении досрочных выборов главы муниципального образования «Тункинский район» в связи с досрочным прекращением полномочий главы муниципального образования «Тункинский район» на 07 февраля 2016 года назначены досрочные выборы главы муниципального образования «Тункинский район».
Гармаев А.В., являясь зарегистрированным кандидатом на должность главы МО «Тункинский район», обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» ... от ... «О регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Тункинский район» Сыренова А.В.», выдвинутого Тункинским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия».
В обоснование требования заявитель ссылался на то, что регистрация Сыренова А.В. в качестве кандидата на избираемую выборную муниципальную должность произведена с существенными нарушениями действующего законодательства, так как представленные Сыреновым А.В. в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата, не соответствуют действительности и содержат недостоверные сведения о месте работе Сыренова А.В. и занимаемой им должности. В частности, будучи председателем районного Совета депутатов МО «Тункинский район», Сыренов А.В. не указал в документах, представленных в ТИК МО «Тункинский район», сведения о том, что одновременно он является и.о. главы МО «Тункинский район».
В ходе рассмотрения дела по существу административный истец Гармаев А.В. и его представитель Миронов В.О. дополнили требования, указывая, что уполномоченный представитель избирательного объединения политической партии «Единая Россия" ФИО10 не представила в избирательную, комиссию удостоверенную руководителем Бурятского регионального отделения политической партии «Единая Россия» копию документа о государственной регистрации избирательного
объединения и решение о создании Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия».
В судебном заседании представитель административного истца Миронов В.О. настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель ТИК МО «Тункинский район» Сковыра Д.О. требования административного иска не признал, пояснив, что при обращении Сыренова А.В. в ТИК МО «Тункинский район» с заявлением о согласии баллотироваться на должность главы МО «Тункинский район», последний указал, что занимает должность председателя районного Совета депутатов МО «Тункинский район», подтвердив данное обстоятельство соответствующей справкой и заверенной копией трудовой книжки. Действительно, согласно распоряжению главы МО «Тункинский район» от ... ... на Сыренова А.В. возложено временное исполнение обязанностей главы, муниципального образования района, однако временное возложение обязанностей главы района на председателя районного Совета депутатов МО «Тункинский район», не может свидетельствовать об основном месте работе кандидата Сыренова А.В. Должность главы МО «Тункинский район» является выборной, Сыренов А.В. на указанную должность не избирался. Кроме того, указал, что ... уполномоченный представитель Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия» представила в избирательную комиссию надлежащим образом, заверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, а также оригинал и заверенную копию решения о создании Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия». Данные документы были изучены членами избирательной комиссии, и ... по просьбе ФИО10, пояснившей, что оригинал решения о создании Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия» является значимым документом, необходимым в работе, был возвращен заявителю. На заседании ТИК МО «Тункинский район», состоявшемся ..., рассмотрен вопрос о регистрации Сыренова А.В. в качестве кандидата на должность главы МО «Тункинский район». У членов избирательной комиссии, а также у присутствующего на заседании комиссии кандидата Гармаева А.В. не возникло вопросов по поводу неполноты сведений, представленных Сыреновым А.В. на регистрацию в качестве кандидата на должность главы муниципального образования района, а также сомнений в наличии подлинника решения о создании Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия».
Представители заинтересованного лица Сыренова А.В. - Мержанова О.Ю., Бокмельдер Г.И. возражали против удовлетворения заявления в полном
объеме, пояснив, что Сыреновым А.В. и уполномоченным представителем избирательного объединения ФИО22 в избирательную комиссию в полном объеме были представлены сведения о постоянном месте работы кандидата, копии документов о
государственной регистрации регионального избирательного объединения и оригинал решения о создании местного отделения политической партии, членом которой является Сыренов А.В.
Решением суда заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гармаев А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что к документам о выдвижении и регистрации Сыренова А.В. приложена копия решения о создании Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия», в то время как ни ФЗ № 67-ФЗ, ни Закон РБ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», не содержат правовой нормы, разрешающей представлять в избирательную комиссию копию такого решения, заверенную секретарем регионального отделения избирательного объединения. Между тем, если избирательное объединение не является юридическим лицом, кандидат, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 ФЗ № 67 должен представить решение о его создании. Поскольку решение о создании Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия» не было представлено в избирательную комиссию, то представленные кандидатом Сыреновым документы не могут быть признаны отвечающими требованиям закона.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором Тункинского района РБ Быковым Д.А. представлены возражения.
Административный истец Гармаев А.В., представитель ТИК МО «Тункинский район», заинтересованное лицо Сыренов А.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не явились.
От административного истца Гармаева А.В. поступило заявление о рассмотрении жалобы без его участия.
Представитель Гармаева А.В. – Миронов В.О. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица Сыренова А.В. – Мержанова О.Ю. полагала, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Выслушав указанных лиц, заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для отмены решения суда, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Гармаева А.В., подробно изложены в обжалуемом решении, согласуются с нормами материального права, соответствуют материалам дела, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований с ними не согласиться.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным или иным законом.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для отмены постановления территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата Сыренова А.В., правильно применив нормы материального права.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в силу подпункта "в" пункта 24 ст. 38 приведенного Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Согласно подпункту «г» п. 14.1 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.
В соответствии с п. 1 статьи 24 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 г. «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Решение о выдвижении избирательным объединением кандидата принимается на съезде политической партии, на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии, на общем собрании иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, либо на съезде (конференции) или общем собрании иного общественного объединения, его регионального или местного отделения. (п. 5 статьи 24 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 г.).
Пунктом 8 статьи 24 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 г. установлено, что уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию муниципального образования решение, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи.
В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 24 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 г. одновременно с решением, предусмотренным пунктом 5 настоящей статьи, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, удостоверенную руководителем политической партии, ее регионального отделения либо руководителем иного общественного объединения, его регионального отделения, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ... Сыренов А.В. обратился в ТИК МО «Тункинский район» с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования «Тункинский район», представив все необходимые для выдвижения документы, в том числе и о месте его работы и занимаемой должности.
Установив, что полнота сведений о кандидате была обеспечена, а Федеральный закон № 67-ФЗ не предусматривает обязанности кандидата представлять сведения о временном исполнении обязанностей отсутствующего работника, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушений избирательного законодательства Сыреновым при подаче заявления о согласии баллотироваться не допущено.
Кроме того, судом установлено, что ... уполномоченным представителем избирательного объединения Тункинского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО10 в ТИК МО «Тункинский район» представлена нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации БРО ВПП «Единая Россия» от ... (учетный ...), а также протокол общего собрания Тункинского местного отделения Всероссийской партии «Единство и Отечество» - Единая Россия от ... и выписка из протокола заседания: политсовета Бурятского РО Партии «Единая Россия» ... от ....
Признавая обжалуемое заявителем постановление законным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования подпункта «г» 14.1 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 24 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 г. «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» при подаче документов уполномоченным представителем избирательного объединения были соблюдены.
При этом в подтверждение своего вывода суд сослался на собранные по делу доказательства в их совокупности, в том числе объяснения уполномоченного представителя партии ФИО10 о том, что ею в избирательную комиссию был представлен оригинал решения о создании Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия»; объяснения представителя ТИК МО «Тункинский район» Сковыры Д.О., согласно которым ... он лично и председатель ТИК ФИО14 принимали от ФИО10 копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, а также оригинал и заверенную копию решения о создании Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия»; подтверждение от ... о получении членами ТИК МО «Тункинский район» Сковыра Д.О. и ФИО14 документов, представленных, уполномоченным представителем избирательного объединения ФИО10 при выдвижении кандидата.
Утверждения же истца Гармаева А.В. о том, что оригинал решения о создании Тункинского местного отделения политической партии «Единая Россия» представлен не был, ничем не подтверждены, напротив, опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Кроме того, в территориальную избирательную комиссию была представлена выписка из протокола заседания политсовета Бурятского РО партии «Единая Россия», согласно которой ... были утверждены решения общих собраний о создании местных отделений партии «Единство и Отечество» - Единая Россия, в том числе - Тункинского местного отделения, которая правомерно расценена ТИК МО «Тункинский район» как документ о создании Тункинского местного отделения партии Единая Россия.
Принимая во внимание, что суд, разрешая дело, каких-либо нарушений избирательного законодательства при регистрации кандидата в депутаты Сыренова А.В. не выявил, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленного Гармаевым А.В. требования является правильным. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в решении суда, основаны на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, а несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 08 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи