Дело № 2-2861/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 года г. Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.,
при секретаре Гординой Е.В.,
с участием представителя заявителя Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шереметьева Д.Ю. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
Шереметьев Д.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГг. в предоставлении земельного участка площадью 1750 кв.м между домами по адресу <Адрес> для размещения автостоянки открытого типа, устранении допущенного нарушения прав заявителя путем возложения на Департамент обязанности предоставить указанный земельный участок в аренду, указав, что отказ обоснован ссылками на обстоятельства, не предусмотренные нормами Земельного кодекса в качестве оснований для ограничения прав заявителя. В силу ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан принять решение о передаче в аренду земельного участка.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
Заявитель в судебное заседание не явился, его представительница поддержала доводы заявления.
Представитель заинтересованного лица ДЗО администрации г. Перми в судебное заседание не явился, указав в письменном отзыве на иск, что с заявлением не согласен. Управление и распоряжение земельными участками находящимися в муниципальной собственности и участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется ДЗО администрации г.Перми. Земельные участки для целей не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться исключительно для размещения автостоянок открытого типа. К заявлению должен быть приложен проект организации автостоянки открытого типа подготовленный в соответствии с Правилами. Заявителю отказано в предоставлении земельного участка, поскольку граница земельного участка под многоквартирным домом по адресу <Адрес> не установлена, этой землей орган местного самоуправления не вправе распоряжаться. В границах испрашиваемого земельного участка находится автомойка и шиномонтаж, принадлежащие третьим лицам. Расстояние от автостоянок до окон жилых домов не должно быть менее 25 метров. В отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, проектом межевания, утвержденным постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГг. №, не предусмотрено формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели, площадь земельного участка не соответствует площади участка, предусмотренного проектом межевания. Проект организации автостоянки не соответствует п. 2 Правил организации автостоянок открытого типа на территории г. Перми. Поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте территории не утверждена, решение о возможности предоставления земельного участка не подлежит реализации (л.д. 27).
Третье лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело без своего участия с доводами заявления не согласен, считает их незаконными и необоснованными (л.д. 21).
Исследовав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции на момент принятия оспариваемого решения) орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми был утвержден Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Порядок предоставления земельных участков в г. Перми).
В силу п. 1.7 Порядка, земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Согласно п. 1.61.9 Порядка, предоставление земельного участка невозможно, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда:
испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден,
утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.
ДД.ММ.ГГГГг. Шереметьев Д.Ю. обратился в ДЗО администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> между домами по адресу <Адрес> для размещения автостоянки открытого типа на срок 4 года 11 месяцев (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГг. Департамент земельных отношений администрации г.Перми решением № уведомил Шереметьева Д.Ю. об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в аренду по следующим основаниям:
- у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком (граница земельного участка под многоквартирным домом по адресу <Адрес> не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; земля находится в муниципальной собственности, однако собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирный дом);
- по заключению Департамента градостроительства и архитектуры в отношении территории на которой находится испрашиваемый земельный участок, постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГг. № утвержден проект межевания. Данным проектом не предусмотрено формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели;
- по заключению Департамента градостроительства и архитектуры проект организации автостоянки открытого типа не соответствует п. 2 Правил организации автостоянок открытого типа на территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГг. № (л.д. 7-9).
Из заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГг. о возможности/невозможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, следует, что испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории, а также отсутствует информация об утверждении проекта размещения автостоянки (л.д. 31).
По заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГг. по результатам проверки проекта размещения автостоянки на соответствие требованиям градостроительного законодательства размещение автостоянки открытого типа между домами по адресу <Адрес> невозможно, поскольку земельный участок не соответствует проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГг. № (л.д. 11).
Проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности, суд находит незаконным отказ ДЗО администрации г. Перми в предоставлении Шереметьеву Д.Ю. земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, по указанным в отказе основаниям.
Суд приходит к выводу, что испрашиваемый земельный участок утвержденному постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГг. № проекту планировки в части красных линий и проекта межевания не противоречит. Испрашиваемый земельный участок на другие сформированные участки не накладывается, является частью свободного от застройки участка площадью 3299,02 кв.м (л.д. 12, 13).
Земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-2 – Зона обслуживания и деловой активности местного значения, согласно ст. 52.1 Правил землепользования и застройки города Перми. К основными видам разрешенного использования данной зоны относятся стоянки легковых автомобилей на открытых площадках.
Положениями ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан и юридических лиц.
Обстоятельства, на которые ссылается Департамент земельных отношений администрации г. Перми, отказывая Шереметьеву Д.Ю. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не предусмотрены положениями Земельного законодательства в качестве основания отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Утвержденный решением Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, пунктом 1.6.1 которого установлен перечень оснований, при которых невозможно предоставление земельного участка, в частности, если принято решение о подготовке документации по планировке территории, не может подменять основания и условия, предусмотренные федеральным законом.
Ссылки заинтересованных лиц на заключение Департамента градостроительства и архитектуры о несоответствии проекта организации автостоянки требованиям градостроительного законодательства суд считает несостоятельным, поскольку данное заключение ДГА от ДД.ММ.ГГГГг. основано на неправильном выводе о несоответствии земельного участка проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГг. №. По-сути, это обстоятельство учтено дважды при принятии оспариваемого решения под разными формулировками.
Доказательств того, что испрашиваемый заявителем земельный участок накладывается на земельный участок под многоквартирным домом по адресу <Адрес> из материалов дела не усматривается. Департамент в обоснование этого вывода в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 249 ГПК РФ доказательств суду не представил. Из графической части проекта межевания квартала следует, что земельный участок под многоквартирным домом по адресу <Адрес> не накладывается на спорный участок. Следовательно препятствий для распоряжения земельным участком из состава городских земель у Департамента не имеется.
Ссылки заинтересованных лиц на заключение Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми правового значения для оценки законности оспариваемого отказа не имеют, поскольку на это обстоятельство Департамент в решении от ДД.ММ.ГГГГг. не ссылается.
Несоответствие площади требуемого земельного участка (1750 кв.м) площади свободного участка, предусмотренного проектом межевания (3299,02 кв.м), не является препятствием для выделения земельного участка заявителю из свободных земель, поскольку ни тот, ни другой участок на кадастровый учет не поставлены.
Таким образом, отказ Департамента земельных отношений по основаниям, указанным в данном ответе, противоречит закону, нарушает права заявителя на получение земельного участка в аренду.
Суд считает подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в предоставлении Шереметьеву Д.Ю. в аренду земельного участка между домами по адресу <Адрес> для размещения автостоянки открытого типа.
Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» мерами по устранению нарушенных прав заявителя является возложение на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности повторно рассмотреть в соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о предоставлении Шереметьеву Д.Ю. земельного участка в аренду.
Принимая во внимание возражения заинтересованных лиц, которые не были изложены в оспариваемом решении и не являлись предметом судебной оценки, суд не находит оснований для понуждения Департамента к предоставлению земельного участка в аренду.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шереметьему Д.Ю. в предоставлении в аренду земельного участка между домами по адресу <Адрес> для размещения автостоянки открытого типа.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми повторно рассмотреть в соответствии с требованиями действующего законодательства вопрос о предоставлении Шереметьему Д.Ю. в аренду для размещения автостоянки открытого типа земельного участка между домами по адресу г<Адрес> площадью <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: