Судья: Андреева А.А. Дело № 33-10340-2016
Докладчик: Слепцова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Слепцовой Е.В.
судей Строгановой Г.В., Рыжониной Т.Н.
при секретаре Байгунакове А.Р.
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Слепцовой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Таштагольского муниципального района Кемеровской области на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 15 июня 2016 года по делу Маркаускаса С.А. к Администрации Таштагольского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
Маркаускас С.А. обратился в суд с иском к Администрации Таштагольского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение.
Свои требования мотивировал тем, что он, 04.05.1997 года рождения, является сиротой, его мать М… решением Таштагольского городского суда от 15.04.2003г. лишена родительских прав, отца у него не было. Распоряжением Администрации Таштагольского муниципального района № … от 24.03.2003 года «Об установлении опеки над несовершеннолетним» он был передан под опеку Е… и проживал у нее в семье. С 23.01.2008г. опека была переоформлена в приемную семью на основании распоряжения Администрации Таштагольского района от 23.01.2008г. № … «О создании приемной семьи», договора № … от 23.01.2008г.» о передаче на воспитание в приемную семью ребенка», соглашения от 23.01.2011г. о пролонгации договора № … от 23.01.2008г. Закрепленного за ним жилого помещения он никогда не имел и не имеет, зарегистрирован по месту проживания своей приемной матери Е… Из справки Администрации Таштагольского муниципального района № … от 20.07.2015 года следует, что он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Таштагольского муниципального района по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» и на 11.05.2016г. значится на очереди за №314. Жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено. В 2015 году он окончил учебное образовательное заведение МБОУ «…» г. Таштагола Кемеровской области. После окончания указанного общеобразовательного учебного заведения 17.08.2015г. поступил на очное отделение (дневное) ГБПОУ Новосибирской области «…» г.Новосибирска, где обучается по настоящее время. На время обучения приемный родитель Е… вынуждена снимать ему жилье, так как общежитие в учебном учреждении ему не предоставили.
Просил обязать администрацию Таштагольского муниципального района Кемеровской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории г.Таштагол, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления жилого помещения предусмотренной на территории г.Таштагол, Кемеровской области (л.д. 3-6).
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 15 июня 2016 года постановлено:
Обязать администрацию Таштагольского муниципального района Кемеровской области предоставить Маркаускасу С.А., … года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования Таштагольский муниципальный район, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления жилого помещения предусмотренной на территории Таштагольского муниципального района Кемеровской области (л.д. 29-36).
В апелляционной жалобе Администрация Таштагольского муниципального района просит решение суда отменить, указывая, что предоставление истцу жилого помещения должно производиться в установленный очередностью срок без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед истцом (л.д. 28-29).
Маркаускас С.А. принесены возражения на апелляционную жалобу (л.д. 42).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п.2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п.3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом, закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Согласно п.4. ст. 5, Закон Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно п.5 ст.5. Закон Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.
Согласно п.1 ст.7. Закон Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона.
Согласно пунктов 7,8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
С соответствии с п.9 ст.2 Закон Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан" органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями, в том числе обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как видно из материалов дела, объяснений сторон, решения Таштагольского городского суда Кемеровской области от 15.04.2003 года (л.д. 9), справки Администрации Таштагольского муниципального района от 04.08.2015 года № … (л.д. 10), распоряжения Администрации Таштагольского муниципального района от 23.01.2008 года № … (л.д. 11), договора о передаче на воспитание в приемную семью ребенка от 23.01.2008 года № … (л.д. 12), Маркаускас С.А., … года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав решением суда, отец записан со слов матери. Маркаускас С.А. 24.03.2003 года был передан под опеку Е…, затем 23.01.2008 года - на воспитание в приемную семью Е..., проживал в принадлежащей приемной матери квартире по адресу … до момента окончания обучения в МБОУ «…» г. Таштагола Кемеровской области 25.06.2015 года.
Согласно справке ГБПОУ НСО «…» от 10.05.2016 года (л.д. 18) Маркаускас С.А. с 01.09.2015 года обучается в ГБПОУ НСО «…», состоит на полном государственном обеспечении по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей».
Также из материалов дела следует, и никем не оспаривается, что право собственности на какие-либо объекты недвижимого имущества у Маркаускас С.А. отсутствует, жилья он не имеет.
Из справки Администрации Таштагольского муниципального района № … от 20.07.2015 года (л.д. 15) следует, что Маркаускас С.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Таштагольского муниципального района по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» и на 11.05.2016 года значится на очереди за №314.
Принимая во внимание, что Маркаускас С.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включен в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию Таштагольского муниципального района обязанность предоставить Маркаускас С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении жилого помещения Маркаускас С.А. вне очереди будут нарушены права других впереди стоящих граждан, не влияют на правильность принятого судом решения, основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку в соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
По существу доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве основания к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 15 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Слепцова
Судьи: Г.В. Строганова
Т.Н. Рыжонина
Согласовано 23.08.2016 судья Слепцова Е.В.