Дело №5-191/21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
. Москва 15 марта 2021 г.
Судья Коптевского районного суда г. Москвы Белицкий В.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Третьякова Н.А., ... г.р., уроженца ..., зарегистрированного по адресу: ...,
УСТАНОВИЛ:
Третьяков Н.А., являясь участником публичного мероприятия, совершил нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а именно:
31 января 2021 г. примерно в 12 ч. 00 мин. в центральной части г. Москвы, в том числе по адресу: ......, состоялось публичное массовое мероприятие в форме митинга и шествия, не согласованное с органами исполнительной власти г. Москвы, с количеством участников около 500 человек, одним из участников которого являлся Третьяков Н.А.
Проведение в центральной части г. Москвы 31 января 2021 г. публичных массовых акций (митингов, шествий и т.д.) Правительством г. Москвы не согласовывалось.
Кроме того, сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данного несанкционированного митинга посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 31 января 2021 г. в центральной части г. Москвы и участие в нем незаконно.
Вместе с тем, 31 января 2021 г. примерно в 12 ч. 00 мин. в центральной части г. Москвы, в том числе по адресу: ......, Третьяков Н.А. в составе группы граждан в количестве около 500 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги различного содержания, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга, допустив нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и закона г. Москвы от 4 апреля 2007 года №10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в г. Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал.
В отдельных письменных объяснениях и письменных объяснениях, изложенных в протоколе об административном правонарушении, Третьяков Н.А. указал, что с протоколом он не согласен, в митинге, шествии, собрании он не участвовал, шел на работу, задержан был у станции метро «Чистые пруды» незаконно (л.д.10,13).
В судебном заседании Третьяков Н.А. поддержал свои письменные объяснения, дополнительно указал, что он следовал на работу, спросил у сотрудника полиции, как пройти к месту работы. После этого примерно через три минуты был задержан сотрудниками ..., досмотрен и доставлен в отдел полиции. В публичном мероприятии он участие не принимал, лозунги не скандировал, противоправные действия не совершал.
Обстоятельства совершения Третьяковым Н.А. административного правонарушения подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении, совершенном Третьяковым Н.А., составленным в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в котором зафиксировано событие административного правонарушения (л.д.12-13);
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, согласно которому Третьяков Н.А. в связи с совершением административного правонарушения доставлен в ... (л.д.9);
- рапортами сотрудников полиции ... об обстоятельствах выявления административного правонарушения, совершенного Третьяковым Н.А. (л.д.1,2);
- письменными объяснениями сотрудников полиции ..., из которых следует, что 31 января 2021 г. примерно в 12 ч. 00 мин. по адресу: ......, Третьяков Н.А. в составе группы граждан в количестве около 500 человек принимал непосредственное участие в митинге, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги тематического содержания, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал. Собравшимся гражданам неоднократно посредством звукоусиливающего устройства «Мегафон» было разъяснено, что митинг не согласован с органами исполнительной власти, при этом неоднократно озвучивались требования покинуть место несогласованного публичного мероприятия. За нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» для составления протокола об административном правонарушении Третьяков Н.А. доставлен в ... (л.д.3-4);
- сообщением ..., из которого следует, что в органы исполнительной власти г. Москвы уведомления о проведении 31 января 2021 г. публичных мероприятий по адресу: ..., не поступали, мероприятия не согласовывались (л.д.6-8).
Указанные выше доказательства суд признает допустимыми, полученными с соблюдением требований КоАП РФ, считает их достаточными для принятия решения по существу дела.
К объяснениям лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что в публичном мероприятии он не участвовал, лозунги не скандировал, противоправные действия не совершал, в отдел полиции доставлен без оснований, суд относится критически, поскольку они опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе вышеприведенными объяснениями свидетелей ..., которые объективно ничем не опорочены.
Квалифицируя действия Третьякова Н.А., исхожу из следующего.
В соответствии с ч.5 ст.20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона №54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года N 1618-О, от 24 октября 2013 года N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Требования, касающиеся условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в г. Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, закреплены в законе г. Москвы от 4 апреля 2007 г. №10.
Из установленных по настоящему делу обстоятельств усматривается, что 31 января 2021 г. примерно в 12 ч. 00 мин. по адресу: ......, Третьяков Н.А. в составе группы граждан в количестве около 500 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги тематического содержания, то есть добровольно принял участие в не согласованном с органом исполнительной власти города Москвы публичном мероприятии в форме митинга, нарушив установленный порядок его проведения, тем самым нарушил возложенные на него Федеральным законом от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ обязанности участника публичного мероприятия, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал.
Таким образом, действия Третьякова Н.А. образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и считает необходимым назначить Третьякову Н.А. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией закона, по которому он привлекается к административной ответственности, полагая, что цели наказания могут быть достигнуты путем применения к нему указанного вида и размера наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Третьякова Н.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 (десять тысяч) рублей.
Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: получатель: УФК по г. Москве (УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве); л/с 04731446030; ИНН 7712037564; номер счета получателя платежа 40101810045250010041; банк: ГУ Банка России по ЦФО; КБК 18811601201019000140; ОКТМО 45341000; КПП 774301001; БИК 044525000; идентификатор 18880377210009002026.
Разъяснить, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу) влечет за собой административную ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления через Коптевский районный суд г. Москвы.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2021 г.
В полном объеме постановление изготовлено 15 марта 2021 г.
Судья В.А. Белицкий