Дело № 2-1237/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2015 года г.Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,
с участием пом.прокурора Липецкого района Куновой О.Б.,
представителя ответчика Дмитриевой О.М., действующей по доверенности,
представителя третьего лица Гладышевой Г.А., действующей по доверенности,
при секретаре Корабельниковой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Липецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения,
установил:
Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, указывая, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области по коллективному обращению жителей д. Ясная Поляна была проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории указанного населенного пункта. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Частодубравского сельсовета № автомобильные дороги из собственности поселения переданы в муниципальную собственность Липецкого муниципального района <адрес>. Однако, дороги, расположенные по <адрес> согласно акту приема - передач не переданы. Администрацией сельского поселения Частодубравский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области и администрацией Липецкого муниципального района Липецкой области в нарушении требований закона право собственности на указанные автомобильные дороги не зарегистрировано. Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает предпосылки к нарушению требования ФЗ «О безопасности дорожного движения», препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения, применению мер ответственности в случае выявления несоответствия дорог установленным правилам и стандартам. Просит обязать администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения по <адрес> в соответствии с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Кунова О.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Дмитриева О.М., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что устранение выявленных прокуратурой района нарушений закона является для администрации Липецкого муниципального района Липецкой области затратным, вместе с тем комитетом градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области оформление права собственности на автомобильные дороги запланировано на 4 квартал 2015 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации сельского поселения Частодубравский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Гладышева Г.А. вопрос об обязании ответчика оформить право собственности на автомобильные дороги оставила на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" дано понятие автомобильной дороге, согласно которому автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 5 Федерального закона N 257-ФЗ установлена классификация автомобильных дорог в зависимости от их назначения: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Согласно ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона РФ от дата N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, среди прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом установлено, что администрация Липецкого муниципального района Липецкой области является юридическим лицом, в границах ее территории расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1)осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2)разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3)принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1)принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
3.2)установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4)определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
5)утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;6)осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7)определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;
8)установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9)использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10)информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11)утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12)осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Судом установлено, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка соблюдения действующего законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации, в результате которой установлено, что в районе <адрес> проходит автомобильная дорога "Боринское - Крутые Хутора - Частая Дубрава – прим. к а/д Орел-Тамбов", относящаяся в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области, утвержденным Постановлением администрации Липецкой области, к дорогам регионального значения. Она находится в областном и оперативном правлении Управления дорог и транспорта Липецкой области. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Частодубравского сельсовета № автомобильные дороги из собственности поселения переданы в муниципальную собственность Липецкого муниципального района. Однако, дороги, расположенные по <адрес> согласно акту приема - передач не передавались. Администрацией сельского поселения Частодубравский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области и администрацией Липецкого муниципального района Липецкой области в нарушении требований закона право собственности на указанные автомобильные дороги не зарегистрировано.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает предпосылки к нарушению требования ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», препятствует осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения, применению мер ответственности в случае выявления несоответствия состоянии дорог установленным правилам и стандартам.
Как установлено материалыми дела, в соответствии с постановлением главы администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Липецкого муниципального района» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Липецкого муниципального района.
Согласно перечню, в Частодубравский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области д. Ясная Поляна включены следующие автомобильные дороги общего пользования с присвоенными идентификационными номерами: <адрес> №; <адрес> №; <адрес> №; <адрес> №; <адрес> №; <адрес> № <адрес> № <адрес> № <адрес> № <адрес> №; <адрес> №
В соответствии с п.2 данного постановления указанный перечень автомобильных дорог размещен в средствах массовой информации.
Из текста данного постановления следует, что указанные в исковом заявлении автомобильные дороги <адрес> вошли в указанный перечень дорог.
При этом, как следует из постановления главы администрации сельского поселения Частодубравский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче имущества муниципальной собственности сельского поселения Частодубравский сельсовет Липецкого муниципального района в муниципальную собственность Липецкого муниципального района» <адрес> не передавались в муниципальную собственность Липецкого муниципального района.
Согласно п. 1 приложения N 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов.
В судебном заседании стороны не отрицали, что спорные автомобильные дороги находятся в границах Липецкого муниципального района Липецкой области, соответственно суд полагает необходимым признать их объектами муниципальной собственности в силу закона, поскольку это инженерное сооружение, являющееся составной частью населенного пункта, распложенное на территории, находящейся в ведении муниципального образования.
Как следует из п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из содержания ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворению заявленных прокурором Липецкого района Липецкой области требований.
Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Определяя срок для устранения указанного нарушения прав неопределенного круга лиц, суд учитывает тот факт, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих расходных обязательств может осуществляться с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в такое решение, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходных обязательств.
Поэтому суд считает необходимым с учётом объема выполнения работ, а также с учетом финансовых затрат, установить для ответчика срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения по <адрес> в соответствии с действующим законодательством.
Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд.
Судья
Мотивированное решение
изготовлено 02 ноября 2015г.