Дело № 5-200/2018 УИН №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
пос. Кугеси 17 октября 2018 года
Судья Чебоксарского района Чувашской Республики Егорова А.В.,
с участием представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области Белкиной Н.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Чувашский бройлер» Чебоксарского района Чувашской Республики, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
В ходе плановой выездной проверки в отношении Открытого акционерного общества «Чувашский бройлер» Чебоксарского района Чувашской Республики (далее ОАО «Чувашский бройлер»), проведенной на основании распоряжения ФИО1 Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЧР/218, на земельных участках с кадастровым номером № площадью 502923 кв.м, расположенном по <адрес>, с кадастровым номером № площадью 662367 кв.м, расположенном по <адрес>, установлено нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации.
Представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республики Белкина Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, при рассмотрении дела просила применить в отношении юридического лица ОАО «Чувашский бройлер» меру административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, полагая подтвержденной вину юридического лица в совершении указанного административного правонарушения.
ОАО «Чувашский бройлер» на рассмотрение дела своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещено должным образом.
Выслушав объяснения представителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу доказанной вину ОАО «Чувашский бройлер» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе плановой выездной проверки в отношении ОАО «Чувашский бройлер», проведенной на основании распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЧР/218, на земельных участках с кадастровым номером № площадью 502923 кв.м, расположенном по адресу<адрес>, с кадастровым номером № площадью 662367 кв.м, расположенном по адресу: <адрес> установлено нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации. Данные участки переданы по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «Чувашский бройлер», дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. На большей части указанных земельных участков, относящихся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющих вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, произрастает сорная травянистая растительность (с преимущественным видовым составом: лебеда; бодяк полевой; цикорий обыкновенный; полынь горькая и др.), признаки осуществления сельскохозяйственного производства отсутствуют. Кроме того, на части земельного участка с кадастровым номером № площадью 502923 кв.м, расположенном по <адрес>, произведены агротехнические мероприятия (дискование почвы), вследствие которых обнаруженные ранее в ходе рейдового осмотра места размещения птичьего помета не наблюдаются. При осмотре земельного участка с кадастровым номером № площадью 502923 кв.м, расположенном по <адрес> с западной части последнего произведен отбор образцов почвы для исследования на степень загрязнения почв опасными веществами в количестве 25 штук, из них на химико-токсикологические и 2 контрольные пробы со смежного участка; 11 проб на агрохимические показатели. Отбор образцов производился с площади 9,25 га (данная площадь разделена на 6 пробных площадок площадью 1,54 га каждая) – на химико-токсикологические показатель, с площади 66,23 га и 50,29 га – на агрохимические показатели. Данные образцы направлены на лабораторный анализ в ФГБУ "Нижегородский референтный центр». Согласно протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № размер пробной площадки 1,54 га, глубина отбора – 0-5 см, на вышеуказанном земельном участке выявлено содержание: нитратов – 845,9 мг/кг почв, что превышает пределы нормативного значения на 715,9 мг/кг; тяжелого металла – цинка (подвижная форма) – 51,88 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 28,88 мг/кг. Согласно протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № размер пробной площадки 1,54 га, глубина отбора 5-20 см. выявлено содержание: нитратов - 465,0 мг/кг почв, что превышает пределы нормативного значения на 335,0 мг/кг; тяжелого металла - цинка (подвижная форма) - 43,54 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 20,54 мг/кг. Согласно протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ размер пробной площадки 1,54 га, глубина отбора 5-20 см выявлено содержание: нитратов - более 1550,0 мг/кг почв, что превышает пределы нормативного значения на 1420,0 мг/ кг; тяжелого металла - цинка (подвижная форма) - 113,46 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 90,46 мг/кг; марганца (подвижная форма) - 124,83 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 44,83 мг/кг. Согласно протоколу испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ размер пробной площадки 1,54 га, глубина отбора 0-5 см выявлено содержание: нитратов - более 1550,0 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 1420,0 мг/кг; тяжелого металла - цинка (подвижная форма) - 44,90 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 21,9 мг/кг. Согласно протоколу испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ размер пробной площадки 1,54 га, глубина отбора 0-5 см выявлено содержание: нитратов - более 1550,0 мг/кг почв, что превышает пределы нормативного значения на 1420,0 мг/ кг; тяжелого металла - цинка (подвижная форма) - 62,43 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 39,43 мг/кг; марганца (подвижная форма) - 76,95 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 16,95 мг/кг. Согласно протоколу испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ размер пробной площадки 1,54 га, глубина отбора 5-20 см выявлено содержание: нитратов - 1014,2 мг/кг почв, что превышает пределы нормативного значения на 884,2 мг/кг; тяжелого металла - цинка (подвижная форма) - 49,87 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 26,87 мг/кг; марганца (подвижная форма) - 106,81 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 26,81 мг/кг. Согласно протоколу испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ размер пробной площадки 1,54 га, глубина отбора 0-5 см выявлено содержание:
нитратов - 1213,5 мг/кг почв, что превышает пределы нормативного значения на 1083,5 мг/кг; тяжелого металла - цинка (подвижная форма) - 47,36 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 24,36 мг/кг; марганца (подвижная форма) - 76,32 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 16,32 мг/кг. Согласно протоколу испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ размер пробной площадки 1,54 га, глубина отбора 5-20 см выявлено содержание: нитратов - 845,9 мг/кг почв, что превышает пределы нормативного значения на 715,9 мг/кг; тяжелого металла - цинка (подвижная форма) - 45,45 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 22,45 мг/кг; марганца (подвижная форма) - 85,59 мг/кг, что превышает пределы нормативного значения на 25,59 мг/кг.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 17.4.1.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» (от ДД.ММ.ГГГГ N 6107) цинк относится к 1 классу опасности, марганец – к 3 классу опасности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» основным видом деятельности данного общества является производство продукции из мяса убойных животных и мяса птиц. В процессе деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы образуются отходы производства. Отходом производства сельскохозяйственной птицы является птичий помет. Согласно Приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» помет куриный свежий относится к 3 классу опасности, помет куриный перепревший относится к 4 классу опасности.
Таким образом, юридическим лицом ОАО «Чувашский бройлер» нарушены нормы права, установленные: ч.1 ст. 9, 58 Конституции РФ, ст. 12, п.п. 2 п. 2 ст. 13, ст. 42, п. 1 ст. 78, п.1 ст. 79 Земельного Кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4.1. - п. 4.3. «Ветеринарно-санитарные правила подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы» (утв. Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ N 13-7-2/1027), п. 11.2., п. 11.3."РД-АПК ДД.ММ.ГГГГ.02-08. Система рекомендательных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендательные документы. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (утв. и введены в действие Минсельхозом РФ ДД.ММ.ГГГГ), п. 1.3, п. 3.1 - 3.3 «ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию", Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве Гигиенические нормативы ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-06, ГОСТ 31461-2012, ГОСТ 26074-84, ГОСТ 53117-2008, и других нормативно-правовых актов, за что предусмотрена административная ответственность с назначением административного наказания согласно ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ОАО «Чувашский бройлер» квалифицированы по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Приведенные в протоколе обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: актом осмотра земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ; актами отбора проб почв от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, актом планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ №, объяснением и.о. директора ОАО «Чувашский бройлер» от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицами и другими материалами дела.
Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления на почву.
В силу ч. 1 ст. 9 и ст. 58 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 13 и ст. 42, ч. 1 ст. 78 и ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать земельные участки разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов, в том числе не приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Между тем, из акта планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ №, мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ № государственного инспектора Управления Россельхознадзора Белкиной Н.С. усматривается, что птичий помет размещается ОАО «Чувашский бройлер» непосредственно на почву. Большая часть территории обоих земельных участков заросла сорной травянистой растительностью, не обрабатывается.
В результате указанных действий происходит уничтожение плодородного слоя почвы и ее загрязнение опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Таким образом, поскольку в результате нарушения обществом требований земельного законодательства Российской Федерации уничтожен плодородный слой почвы, имеет место состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Принимая во внимание характер административного правонарушения и обстоятельства его совершения, суд, находит необходимым назначить ОАО «Чувашский бройлер» административное наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Чувашский бройлер» Чебоксарского района Чувашской Республики, <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Единый счет казначейства <данные изъяты>.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, представляет судье, вынесшему постановление.
Неуплата административного штрафа в предусмотренный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Судья А.В. Егорова