№ 5-807/22
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 марта 2022 года г. Москва
Кузьминский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Казан Е.В., по адресу: г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 8/13, рассмотрев дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аверьянова А.А., * года рождения, уроженца *, гражданина *, зарегистрированного по адресу: *,
УСТАНОВИЛ:
Аверьянов А.А. совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга и шествия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, 24 февраля 2022 года 21 часов 30 минут, по адресу: г. Москва, Тверской бульвар, д. 2, Аверьянов А.А. в составе группы граждан в количестве более 500 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировала лозунги: «Нет Войне!», то есть добровольно принял участие в несогласованном массовом мероприятии в форме митинга и шествия, чем допустил нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в связи с чем был задержан сотрудниками полиции.
Аверьянов А.А. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания, назначенного на 17 марта 2022 года, извещен надлежащим образом, однако предоставленным правом на участие в рассмотрении дела не воспользовался, ходатайств в письменной форме об отложении рассмотрения дела от него не поступало. Исходя из изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Аверьянова А.А.
Факт совершения правонарушения Аверьяновым А.А. и его вина подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении; рапортами сотрудников полиции по факту выявленного правонарушения; письменными объяснениями сотрудников полиции Бурыкина А.Ю., Простакова Д.А., предупрежденных по ст. 17.9 КоАП РФ и подтвердивших вышеуказанные обстоятельства; ответом Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы, согласно которому проведение 24, 25, 26 и 27 февраля 2022 года в центральной части города Москвы публичного мероприятия не согласовывалось, и другими материалами дела.
Указанные доказательства суд признает достоверными, поскольку они оформлены надлежащим образом, в необходимых случаях – на бланках установленного образца, имеют все необходимые реквизиты и подписи, а изложенные в них сведения непротиворечивы, точны и в полном объеме подтверждают друг друга. При этом суд учитывает, что данные документы составлены компетентным лицом.
Судом при рассмотрении дела не установлена личная заинтересованность сотрудников полиции в привлечении Аверьянова А.А. к административной ответственности, в силу чего оснований не доверять сведениям, содержащимся в протоколе об административном правонарушении и в иных материалах, не имеется. Сведениями о фальсификации доказательств суд не располагает.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами.
Оснований полагать, что изложенные в рапортах сотрудников полиции сведения, являются недостоверными, не имеется, так как причин для оговора Аверьянова А.А. с их стороны в ходе рассмотрения дела не установлено.
Поскольку рапорты сотрудниками полиции составлены в рамках их должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило выявление совершения административного правонарушения, рапорты содержат сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу, суд также признает их допустимыми доказательствами.
При этом суд отмечает, что по делу представлено достаточно доказательства, свидетельствующих о виновности Аверьянова А.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц – с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии.
Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
Из установленных по делу обстоятельств, в том числе объяснений сотрудников полиции, следует, что проведение публичных массовых акций 24 февраля 2022 года в центральной части г. Москвы, в том числе по адресу: Тверской бульвар, д. 2 и прилегающей к нему территории, не согласовано, вместе с тем 24 февраля 2022 года Аверьянов А.А. принял участие в публичном мероприятии в форме митинга и шествия, не согласованном с исполнительным органом государственной власти, что следует из доказательств, представленных в материалы дела, тем самым нарушил возложенные на него Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, при этом форма участия в данном мероприятии, правового значения не имеет.
Оценивая письменные объяснения Аверьянова А.А. о том, что он в несанкционированных митингах, шествиях или пикетированиях не участвовал, суд не доверяет, поскольку они опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, представляются нелогичными.
При таких данных, суд критически относится к доводам Аверьянова А.А. о невиновности в совершении административного правонарушения, так как они даны с целью избежать привлечения к административной ответственности.
Все процессуальные действия в отношении Аверьянова А.А. были проведены в строгой последовательности, составленные в отношении него протоколы логичны, последовательны и непротиворечивы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в процессе рассмотрения дела установлен и доказан факт совершения Аверьяновым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для прекращения производства по настоящему делу суд не усматривает.
При назначении наказания в соответствии со ст. ст. 3.1, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного, его имущественное положение.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих и исключающих административную ответственность Аверьянова А.А., судом не установлено, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает, что наказание должно быть назначено в виде административного штрафа.
Назначение наказания в виде административного штрафа основывается судом на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к Аверьянову А.А. такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Аверьянова А.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Разъяснить Аверьянову А.А., что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом не позднее 60-ти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
В случае неуплаты штрафа в установленный срок Аверьянов А.А. может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток с момента вручения копии постановления.
Судья Казан Е.В.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа УФК по г. Москве (УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, д/с 04731450240), ИНН: 7723320326, КПП: 772101001, р/с: 40102810545370000003, банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО, КБК: 18811601201019000140, БИК: 004525988, ОКТМО: 45395000, УИН 18880477223096059185 (квитанцию необходимо предоставить в суд).