Дело № ***
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
г. Мирный **.**.**** г.
Судья Мирнинского городского суда Архангельской области Агеев Д.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Фёдоровой С.Д., ..., ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
установил:
Определением главного специалиста-эксперта Плесецкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области А.А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Федоровой С.Д., назначено административное расследование.
По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ.
Определением начальника Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области от 26 февраля 2015 года материалы направлены по подведомственности в суд. Согласно указанному определению, выявленные в ходе проверки нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, так как медицинская деятельность осуществляется с грубейшими нарушениями противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В ходе судебного заседания Фёдорова С.Д. вину в совершении административного правонарушения признала частично и пояснила, что косметологические услуги оказала лишь один раз Б.Б.Б. по ее же просьбе. В остальном в своей работе оказывает лишь косметические услуги. Шприцы для работы ей необходимы для измерения дозы крема, вводимого в ультразвуковой аппарат, но не для инъекций человеку.
Исследовав материалы дела, заслушав лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, допросив свидетеля, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административную ответственность.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются физические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должностные и юридические лица, на которых возложена обязанность соблюдать санитарные правила и выполнять необходимые санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции
Статьей 22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны осуществлять в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и подлежат регистрации и опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст.ст. 38 и 39 названного Федерального закона).
Согласно статье 29 названного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.5 СанПиН 2.1.3.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58, установлены санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.3). Надзор за выполнением настоящих правил проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (1.4.). Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц (1.5).
Правила СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 декабря 2010 года № 163 устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ИП Фёдоровой С.Д. послужило обращение в прокуратуру ЗАТО г. Мирный Архангельской области Б.Б.Б.., которое было направлено для разрешения начальнику Плесецкого территориального Управления Роспотребнадзора по Архангельской области. Согласно заявлению Б.Б.Б. на имя прокурора в центре красоты и здоровья «...», расположенном по адресу: г. Мирный Архангельской области, ул. ..., непосредственно индивидуальным предпринимателем Фёдоровой С.Д. ей была оказана услуга по биоревитализации лица неизвестными препаратами, при этом ей было отказано в просьбе о подтверждении наличия у врача дермато-косметолога, которым представилась Фёдорова С.Д., высшего медицинского образования, а также допустимости работы с препаратами для инъекций (л.д. 16).
Согласно протоколу об административном правонарушении № 26 от 26 февраля 2015 года в ходе проведения административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя Фёдоровой С.Д. (ИП Фёдорова С.Д.) в центре красоты и здоровья «...» по адресу: г. Мирный Архангельской области, ул. ..., установлено, что ИП Фёдоровой С.Д. допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе: в нарушение СанПиН 2.1.3.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 г. № 58: - не представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности (п. 1.3. Правил); отсутствует процедурный кабинет для проведения инъекционных процедур (манипуляции с нарушением целостности кожных покровов) (п. 10.19.1. Правил); - не осуществляется обеззараживание воздуха в помещении с асептическим режимом работы (не установлена бактерицидная лампа или рециркулятор воздуха (п. 11.12 Правил); - для проведения инвазивных манипуляций не представлены стерильные изделия медицинского назначения (лотки, пинцеты, перчатки), которые после использования подвергаются дезинфекции (обеззараживанию), а изделия многократного применения – также предстерилизационой очистке и стерилизации (п. 1.7 гл. 2 Правил); в нарушение п. 11.3, п. 11.8 СП 2.1.3.2630-10 - отсутствуют отдельные промаркированные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемые для обработки различных объектов (для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами; для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования; для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов класса Б, для проведения генеральных уборок; - на момент осмотра дизенфицирующие средства отсутствуют (должен быть не менее чем месячный запас разнообразных дезинфицирующих средств (ДС) различного химического состава и назначения (п. 1.10 гл. 2 Правил); - не представлены документы, подтверждающие прохождение предварительного медицинского осмотра и состояние привитости ИП Фёдоровой С.Д. (п. 15.1 Правил). Не представлена утвержденная инструкция по обращению с медицинскими отходами и схема обращения с медицинскими отходами, в нарушение п.п. 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10; стирка спецодежды осуществляется на дому, в нарушение п.4.5 СанПиН 2.17.2790-10. Отсутствует программа производственного контроля, в нарушение п.п. 3.1, 3.2, 3.2.1 СанПиН 2.1.3.2630-10. При составлении протокола ИП Фёдорова С.Д. заявила, что после проведения проверки начала работу над исправлением нарушений.
Как следует из материалов дела, в центре красоты и здоровья «...» по адресу: г. Мирный Архангельской области, ул. ... проведена проверка соблюдения санитарного законодательства Российской Федерации, по результатам которой выявлены нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Вина ИП Фёдоровой С.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела: в том числе протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2015 года, протоколом осмотра помещения от 16 февраля 2015 года, протоколом о временном запрете деятельности от 26 февраля 2015 года, докладной главного специалиста-эксперта Плесецкого территориального отдела Управления Роспортебнадзора по Архангельской области А.А.А. от 26 февраля 2015 года.
Свидетель А.А.А.., главный специалист-эксперт Плесецкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, показала, что в ходе осмотра помещений центра красоты и здоровья «...», арендуемых ИП Фёдоровой С.Д., в тумбочках и шкафах салона хранились одноразовые шприцы, одноразовые медицинские перчатки и медицинские препараты, которые ввиду временного запрета на оказание медицинских косметологических услуг были опечатаны. Федорова С.Д. согласилась с протоколом об административном правонарушении, заявила, что исправит допущенные нарушения.
Доводы ИП Фёдоровой С.Д. о том, что ею не осуществляется медицинская деятельность, в связи с чем, ей не требуется получение лицензии, не состоятельны в силу следующего.
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП Фёдоровой С.Д. является предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно имеющейся в материалах дела визитке, такая услуга, как биоревитализация лица, наряду с чисткой лица, контурной пластикой губ, носа, груди, тредлифтинга, мезотерапии, биоармировании лица, оказывается в центре красоты и здоровья «...» Фёдоровой С.Д., врачом дермато-косметологом, по адресу: г. Мирный, ул. ...
Федорова С.Д. не оспаривала тот факт, что, не имея соответствующей лицензии, единственный раз произвела инъекцию Б.Б.Б.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 381н от 18 апреля 2012 г. N 381н утвержден порядок оказания медицинской помощи по профилю "косметология". Согласно пункту 1 данный Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи по профилю "косметология" населению Российской Федерации в организациях государственной и иных форм собственности (далее - организации). Приложением N 1 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "косметология", служит Положение об организации деятельности косметологического кабинета, который может являться структурным подразделением организаций (п. 1 Положения). Пунктом 2 Положения предусмотрено, что на должность врача-косметолога Кабинета назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г. N 14292), по специальности "косметология". В Кабинете врачебного приема проводится: консультирование пациентов; обследование пациентов (с проведением дерматоскопии; измерения количества поверхностного сала и активности сальных желез - себуметрии; исследования десквамации, пигментации, трансдермальной потери жидкости, эластичности кожи; pH-метрии кожи; профилографии, ультразвукового исследования эпидермиса, дермы, гиподермы, сосудов кожи и подкожной клетчатки, поверхностных мышц) (п.5 Положения). В манипуляционной проводятся неинвазивные процедуры (депиляция; дарсонвализация; косметологическая чистка лица; криомассаж; криоорошение; медицинский массаж лица, шеи и области декольте ручной; пилинг аппаратный кожи; пилинг поверхностный). В процедурной осуществляются инвазивные процедуры (введение инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционная коррекция рубцовой ткани; мезотерапия; биоревитализация; пилинг срединный; инъекционное введение лекарственных препаратов) (п.6,7 Положения).
Таким образом, анализ вышеприведенных норм свидетельствует об оказании ИП Фёдоровой С.Д. в центре красоты и здоровья «...» медицинской помощи по профилю "косметология".
Согласно п. 3 Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню (согласно приложению к вышеуказанному Положению), в соответствии с которым к медицинской деятельности относятся услуги по косметологии, которые в соответствии с п.1.3 СанПиНа 2.1.3.2631-10 должна лицензироваться и осуществляться с соблюдением данных норм и правил.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ИП Фёдорова С.Д., оказывая медицинские косметологические услуги, не предприняла всех необходимых мер для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, ею были нарушены нормы действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поскольку в соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Допущенные ИП Фёдоровой С.Д. нарушения подлежат квалификации по ст. 6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
За совершение административного правонарушения ИП Фёдорова С.Д. подлежит административному наказанию.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
При назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд признает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, наличие на иждивении 3-х малолетних детей (л.д. 25-27).
Суд считает возможным не применять к правонарушителю санкцию в виде административного приостановления деятельности и назначить индивидуальному предпринимателю Фёдоровой С.Д. наказание в виде административного штрафа, при этом учитывает смягчающие обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Признать индивидуального предпринимателя Фёдорову С.Д. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Оплату штрафа произвести по следующим реквизитам: УФК по Архангельской области (УМВД России по Архангельской области, лицевой счет 04241288610), ИНН/КПП 2901071427/290101001, р/сч 40101810500000010003, банк получателя: ГРКЦ ГУ БР по Архангельской области, г. Архангельск, БИК 041117001, КБК 188 1 16 90010 01 6000 140.
В соответствии со ст. 32.2, 20.25 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу
Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Агеев Д.А.