Дело №2-5-11/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года пгт. Сонково
Бежецкий межрайонный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Михайловой М.Ю.
при секретаре судебного заседания Садиковой В.С.,
с участием помощника прокурора Сонковского района Тверской области Хартовской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сонковского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» о возложении обязанности установить при входе в здание муниципального учреждения культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» по адресу: Тверская область, п. Сонково, ул. Новопромышленная, д.5а, информационную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании в соответствии с п.7.1.8 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 г. №605,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сонковского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» о возложении обязанности в срок до 01.03.2020 г. установить при входе в здание МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» по адресу: Тверская область, п. Сонково, ул. Новопромышленная, д.5а, информационную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании в соответствии с п.7.1.8 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 № 605. Требования мотивированы тем, что прокурором Сонковского района проведена проверка деятельности МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» по соблюдению законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. В силу ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Пунктом 7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Требования, предъявляемые к оборудованию входа зданий, закреплены в СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 г. № 605 (далее – Свод правил). Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 метров. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. Указанный пункт Свода правил в соответствии с п. 2 Приказа Минстроя России от 14.11.2016 г. №798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не утратил своего действия, так как включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. №1521, до внесения соответствующих изменений в Перечень. В ходе проведенной проверки установлено, что здание МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга», расположенное по адресу: Тверская область, п. Сонково, ул. Новопромышленная, д.5а не оборудовано информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании. МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» относится к объектам социального назначения, оказывает услуги в сфере культуры, которыми пользуются, в том числе несовершеннолетние граждане. Невыполнение им требований по установке мнемосхемы в здании учреждения культуры нарушает права неопределенного круга лиц, не только инвалидов по зрению, но и иных маломобильных групп населения, включая несовершеннолетних граждан, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие. Прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Понуждение к совершению действий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений, является одним из способов защиты гражданских прав.
Определением судьи от 26.12.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Сонковского района Тверской области.
В судебном заседании помощник прокурора Сонковского района Хартовская А.Ю. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела заранее и надлежащим образом. Из представленного суду ответчиком заявления следует, что МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» не возражает против удовлетворения требований прокурора и обязуется в срок до 01.03.2020 г. установить при входе в здание Дома досуга информационную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании.
Представители третьих лиц – районного отдела культуры, молодежи и спорта администрации Сонковского района Тверской области, администрации Сонковского района Тверской области, заранее и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, возражений по существу заявленных прокурором требований не имеют.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему решению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Как следует из ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений ст.15 вышеуказанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В целях реализации указанного Федерального закона приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. №605 утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 58.13330.2012), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
В п. 7.1.8 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» указано, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Как следует из ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Вышеуказанные нормы действующего законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Согласно Устава МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» предметом деятельности учреждения является выполнение работ, оказание услуг в сфере культуры. Задачами учреждения, в том числе являются предоставление услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения.
Из акта проверки следует, что 18.12.2019 г. помощником прокурора Сонковского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга», в ходе которой установлено, что в нарушение положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при входе в здание МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга», расположенного по адресу: Тверская область, п. Сонково, ул. Новопромышленная, д.5а, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании. Не отрицался данный факт и стороной ответчика.
Несоблюдение МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» вышеприведенных требований законодательства нарушает основополагающие права инвалидов на свободное передвижение, ставит под сомнение осуществление равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты расходов.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» в срок до 01 марта 2020 г. установить при входе в здание МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга», расположенное по адресу: Тверская область, п. Сонково, ул. Новопромышленная, д.5а, информационную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании в соответствии с п.7.1.8 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 г. №605.
Взыскать с МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 16 января 2020 г.