Решение от 20.10.2015 по делу № 02-4258/2015 от 03.07.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

20 октября 2015 года

Бутырский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

при секретаре Мягкове П.Б., 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4258/2015 по заявлению *** к  *** о признании решения и действий незаконными, обязании восстановить регистрацию транспортного средства, суд

 

УСТАНОВИЛ:

 

***  обратился в суд с требованием к  ***, просил признать незаконным решение  *** об аннулировании регистрации транспортного средства - грузовой самосвал  ***, признании утраченными регистрационные знаки  ***, свидетельство о регистрации  *** и паспорт транспортного средства  ***, обязать  *** восстановить регистрацию транспортного средства с выдачей паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства и регистрационных знаков. Затем истец уточнил требования, просил признать незаконным решение  ***, принятое на основании приказа  ***, о прекращении действия сертификатов соответствия транспортного средства - грузовой самосвал  ***, обязать  *** восстановить регистрацию транспортного средства с выдачей паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства и регистрационных знаков.

Заявленные требования мотивированы тем, что  *** по договору купли-продажи техники  *** приобретено транспортное средство - грузовой самосвал  ***; цена покупки оплачена им полностью; автомобиль ввезен в РФ из Китая на основании таможенной декларации; тип транспортного средства одобрен таможенным постом  ***. и выдан паспорт транспортного средства  ***  автомобиль поставлен на регистрационный учет в 3 отделении  ***, заявителю выдано свидетельство о регистрации транспортного средства  *** и регистрационные знаки  ***;  ***  в адрес заявителя направлено уведомление об аннулировании регистрации транспортного средства и обязании собственника автомобиля, сдать регистрационные знаки, свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства, признать их утраченными. Указанное решение принято  *** на основании отмены сертификатов соответствия указанного автомобиля, выданных органом по сертификации -  ***. Действие сертификата соответствия прекращено  *** на основании Приказа  *** от  *** Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация), но Росаккредитация факт издания указанного Приказа отрицает, в связи с  *** считает, что сертификат соответствия  *** на грузовой самосвал  ***, выданный  ***  еще  ***., аннулирован органом по сертификации продукции исключительно на основании внутреннего документа организации, что незаконно.

Заявитель в суд не явился, направил в суд представителя. Его представитель по доверенности  ***  в суд явилась, заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила требования удовлетворить и пояснила, что незаконными действиями ответчиков многодетная семья  *** поставлена в затруднительное положение, так как аннулирование регистрации транспортного средства препятствует эксплуатации автомобиля в целях получения дохода для нужд семьи.

Представитель  *** в суд не явился, представил отзыв, указал, что согласно автоматизированным базам данных зарегистрированных в Госавтоинспекции транспортных средств, регистрация принадлежащего заявителю автомобиля аннулирована  *** Межрайонным отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы  *** на основании пункта  ***  Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в  ***, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008г. №1001 ввиду отсутствия (аннулирования) сертификации транспортного средства, ввезенного на территорию РФ сроком более, чем на шесть месяцев; просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.

        Заинтересованное лицо  *** о времени и месте рассмотрения дела извещено, в суд представителя не направило, отзыв не представило.

        Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

        Как следует из материалов дела, автомобиль - грузовой самосвал  ***, был приобретен  *** по договору купли-продажи техники  *** у  ***, оплачен полностью в сумме  ***, что подтверждается платежными поручениями  *** и  ***, актом приема-передачи от  *** к Договору  ***.

Транспортное средство ввезено в Российскую Федерацию из Китая  *** на основании декларации. Тип транспортного средства одобрен таможенным постом  ***, о чем органом таможенного контроля  *** был выдан паспорт транспортного средства  ***.

*** автомобиль был поставлен заявителем на регистрационный учет в 3 отделении  ***, о чем  *** было выдано свидетельство о регистрации транспортного средства  ***  и регистрационные знаки  ***.

         Согласно уведомлению  *** от  *** регистрация транспортного средства аннулирована на основании отмены сертификатов соответствия, выданных органом по сертификации.

        Из сообщения  *** в ответ на обращение  *** следует, что в результате проверки по сертификации продукции  *** Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) в отношении автотранспортной техники китайского производства, массой более 3,5 тонн отсутствуют документы, подтверждающие одобрение типа транспортного средства. В связи с отсутствием указанных документов сертификаты были аннулированы по решению  ***.

В силу пункта 2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ); самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

        Исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что сертификат соответствия  *** на грузовой самосвал  ***, выданный  ***, аннулирован не правомерно.

        Согласно письму  ***  Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) в ответ на обращение  *** приостанавливать или прекращать действие сертификатов соответствия уполномочен только орган по сертификации, выдавший сертификаты соответствия, в соответствии со ст.26 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

        Из сообщения  *** следует, что сертификат соответствия был аннулирован на основании Приказа  *** Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация), что противоречит положениям ст.26 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и опровергается Федеральной службой по аккредитации.

При ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации тип транспортного средства был одобрен таможенным постом  ***, о чем органом таможенного контроля  *** был выдан паспорт транспортного средства  ***. 

В качестве документа, подтверждающего соблюдение технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005г. №609, таможенному органу при ввозе в РФ автомобиля  ***, тип – грузовой самосвал, ***, был представлен сертификат соответствия  ***, выданный органом по сертификации продукции –  ***, в том числе на основании сертификата соответствия завода изготовителя  *** от  ***, Акта проверки на загрязняющие вещества выхлопных газов двигателя с воспламенением от сжатия  *** согласно Контракту  ***.

В соответствии с пунктами 6 и 9 «Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденных Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005г. №496/192/134 с изменениями и дополнениями (далее Положение о паспортах ТС), таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 01.07.1997г., а на транспортные средства или шасси с электродвигателем – после 07.08.2008г.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства <4> и на шасси при наличии ОТШ. Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданным до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.

Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленной главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Бланки паспортов изготавливаются в виде одного листа размером 210х 297 мм, относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств (приложение №1 к настоящему Положению), а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются. Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.

Согласно пунктам 1 и 2 «Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 15.06.1998г. №711, в редакции Указов Президента РФ (далее – Положение о ГИБДД), государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

        Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, гражданами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

        Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

        Согласно части 3 ст.15 Федерального закона РФ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в редакции Федеральных законов с изменениями по состоянию на 14.10.2014г., допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

        В соответствии с подпунктом «ж» пункта 12 Положения о ГИБДД Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев – при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.

        Согласно пункту 3 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008г. №1001 (далее – Правила регистрации), пункту 33 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утвержденным Приказом Министерства внутренних дел РФ от 24.11.2008г. №1001 (далее – Административный регламент), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами; при обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производится регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приобретенный  *** автомобиль  ***, тип –  ***,  ***  был поставлен на учет в 3 отделении  ***, о чем владельцу были выданы регистрационные знаки  ***  и свидетельство о регистрации транспортного средства  ***.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных в последствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу Положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства.

В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств.

В иных случаях, при условии соответствия транспортных средств установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Аннулирование сертификата соответствия автомобиля заявителя произведено ООО «Магадан-Тест» в качестве органа по сертификации продукции по внутреннему распоряжению и по прошествии более года после постановки самосвала на регистрационный учет в Госавтоинспекции.

Поскольку в период постановки на регистрационный учет по месту жительства заявителя самосвала  *** сертификат соответствия транспортного средства действовал и никем не оспаривался, а аннулирование сертификата возникло независимо от воли владельца транспортного средства и без установленных законом оснований, то восстановление регистрации транспортного средства в целях защиты гражданских прав  *** в Госавтоинспекции должно быть произведено на основании судебного решения.

        Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 22.04.2011г. №5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Шикуновой Г.В.», обращаясь к вопросу о защите права собственности лиц, лишенных возможности пользоваться и распоряжаться своим имуществом в связи с ограничениями, возлагаемыми на них как собственников федеральным законом, Конституционный Суд РФ сформулировал следующие позиции:

Осуществляя регулирование права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты "в", "о", Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель должен действовать в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации дискреционных полномочий и руководствоваться требованиями ее статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; при этом, исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства, вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; ограничения права собственности в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают существо данного конституционного права (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П и др.).

Вытекающее из взаимосвязанных положений статей 7 (часть 1), 8 (часть 2) и 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц; тем самым право собственности в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации, предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации); регламентируя содержание права собственности и обеспечивая защиту здоровья, прав и законных интересов других лиц посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременений, связанных с обладанием имуществом, федеральный законодатель должен учитывать также особые характеристики находящихся в собственности объектов, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих (Постановление от 31.05.2005 № 6-П).

Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 16 января 2007 года № 127-О-О, от 16 октября 2007 года № 825-О-О, от 1 октября 2008 года № 670-О-О и др.).

Вместе с тем названное положение пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", по существу, предусматривает ограничение правомочий собственника транспортного средства и как таковое является аналогичным тем законоположениям, применительно к которым Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал приведенные правовые позиции, признав недопустимым нарушение баланса конституционно защищаемых ценностей и возложение на собственника чрезмерных обременений.

Исходя из указанных выше выводов Конституционного Суда РФ следует, что возложение на  ***, как добросовестного приобретателя самосвала  ***, рисков, связанных с компетентностью соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению экологического класса и иной сертификации транспортного средства, является чрезмерным обременением.

Суд учитывает также, что семья  *** является многодетной и приобретенный автомобиль является для этой семьи основным источником получения дохода. Ограничение прав собственника транспортного средства на его использование и нарушение в связи с этим также и законных интересов его семьи органом по сертификации продукции –  ***, Госавтоинспекцией противоречит основам конституционного строя, и свидетельствует о нарушении гражданских прав.

 

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

░░░░░░░░░  ***  ░  *** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

 

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░  *** ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░  ***.

░░░░░░░  *** ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░:  ░░░░░░░░░ ░.░.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 23.10.2015 ░.

 

 

 

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-4258/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 20.10.2015
Истцы
Козырецкий А. А.
Ответчики
ГУ ОБДД МВД РФ
Суд
Бутырский районный суд
Судья
Невейкина Н.Е.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
20.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее