Судья Бобков А.В.
Дело № 7-3697/20
РЕШЕНИЕ
26 мая 2020 года город Москва
Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Голубевой И.А., поданную на решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 02 декабря 2019 года и постановление заместителя начальника ИФНС России № 29 по г. Москве от 14 ноября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении Голубевой И.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № *** заместителя начальника ИФНС России № 29 по г. Москве от 14 ноября 2018 года Голубева И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рубля *** копеек.
Решением судьи Никулинского районного суда города Москвы от 02 декабря 2019 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Голубевой И.А. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Голубева И.А. просит об отмене постановления должностного лица в части назначенного размера наказания, считая его чрезмерно завышенным, не отвечающим целям и задачам назначения административного наказания; малозначительность правонарушения.
Голубева И.А. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу.
Защитник Обухова О.Г. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Обухову О.Г., допросив в качестве свидетеля главного государственного налогового инспектора ИФНС № 29 по г. Москве З. А.Г., пояснившего, что Голубева И.А. является резидентом, в связи с чем, не имеет значение каким способом она осуществила продажу имущества – лично либо через представителя, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (здесь и далее нормы Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к привлечению Голубевой И.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ) резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации.
К валютной операции, в силу пп. б п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона № 173-ФЗ, согласно ч. 3 которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в части 3.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Наряду со случаями, указанными в части 4 настоящей статьи, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), средства, полученные в случаях, установленных подпунктами "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 - 12, 16 - 18 части 1 статьи 9, абзацами шестым - восьмым части 2, пунктом 2 части 3 статьи 14, а также пунктами 1 - 3 и 6 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона (абз. 1 ч. 5 ст. 12 того же закона).
Наряду со случаями, указанными в абзаце первом части 5 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов: выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами - резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц - резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами - резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам); выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража; выплачиваемые в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера; в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами; выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами - резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом - резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу (абз. 2 ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
На основании ч. 5.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов: суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории Российской Федерации недвижимого и иного имущества физического лица - резидента; денежные средства, выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу - резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги); денежные средства, полученные физическим лицом - резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в пункте 4 статьи 27.5-3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; денежные средства, выплачиваемые физическому лицу - резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему - нерезиденту.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении на имя гражданки Российской Федерации Голубевой И.А. открыт счет № *** в банке *** в Республике **.
*** года на указанный счет Голубевой И.А. зачислены денежные средства в размере *** евро от гражданина Республики *** С. С. за ремонт и меблировку квартиры.
Тем самым Голубева И.А. совершила незаконную валютную операцию через счет в банке, расположенный за пределами территории Российской Федерации, не предусмотренную ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
По данному факту 02 ноября 2018 г. в отношении Голубевой И.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, на основании которого 14 ноября 2018 г. заместителем начальника ИФНС России № 29 по г. Москве вынесено постановление о привлечении Голубевой И.А. к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Голубевой И.А. подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении; договором на открытие счета в банке *** в Республике ***от ** г.; выпиской по счету; договором об оказании услуг меблирования и отделочных работ от *** г.; квитанцией на перевод денежных средств от *** г.; иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также судья районного суда правильно применили положения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях Голубевой И.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, которая, являясь стороной сделки, при совершении валютной операции по ней, обязана как резидент соблюдать относящиеся к ней в данном статусе требования актов валютного законодательства РФ, а также органов валютного регулирования и валютного контроля.
Вопреки доводу жалобы, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Голубевой И.А. административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положения о малозначительности не имеется.
Пунктом 63 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
С учетом этого оснований полагать совершенное Голубевой И.А. правонарушение в области валютного законодательства малозначительным не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Голубевой И.А. по делу не усматривается.
Административное наказание Голубевой И.А. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Оснований для признания размера назначенного наказания чрезмерно завышенным, а также замене наказания на предупреждения, по материалам дела и приведенным в жалобе основаниям, не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П и от 12.05.1998 № 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Оценив конкретные обстоятельства дела, а также учитывая соразмерность назначенного наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, следует признать, что назначенное Голубевой И.А. наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к ней превентивный характер.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, а также решения судьи Никулинского районного суда г. Москвы.
Порядок и срок привлечения Голубевой И.А. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 29 ░░ ░. ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 15.25 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░