Решение по делу № 33-6417/2018 от 25.10.2018

Дело № 33-6417/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень 03 декабря 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе

председательствующего         Лаврентьева А.А.,

судей                                         Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.,

при секретаре                           Копановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Богданова Н.В. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 августа 2018 г., которым постановлено:

«Иск Богданова Н.В. удовлетворить частично.

Признать за Богдановым Н.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В иске об обязании Правительства Тюменской области обеспечить предоставление Богданову Н.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте г. Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м, обязании Администрации г. Тюмени после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления Богданову Н.В. вне очереди жилого помещения из жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м, принять решение о предоставлении данного жилого помещения Богданову Н.В. и заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение Богданову Н.В. отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., выслушав объяснения представителя истца Богданова Н.В. Ореховой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Богданов Н.В. обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области, возложении на Администрацию г.Тюмени после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления вне очереди жилого помещения принять решение о предоставлении жилого помещения и заключить договор социального найма.

Требования мотивированы тем, что Богданов Н.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. С 13.04.2017 истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по категории «инвалиды 1 и 2 групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005», по состоянию на 29.03.2018 номер очереди 498. В настоящее время истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу <.......>, на основании договора безвозмездного пользования, срок которого истек 25.11.2017. Богданов Н.В. собственником недвижимого имущества, нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, право бесплатной приватизации не использовал. Заболевание, которым страдает Богданов Н.В., входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, в связи с чем полагает, что имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Обязанность по обеспечению по внеочередном порядке жилыми помещениями лежит на субъекте Российской Федерации, а именно Правительстве Тюменской области.

Истец Богданов Н.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, его представитель Орехова О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области Сергеенкова Л.Ю. исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку у Правительства Тюменской области отсутствует обязанность по предоставлению жилых помещений вне очереди.

Представитель ответчика Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласен истец Богданов Н.В. В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда первой инстанции отменить в части и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области, возложении на Администрацию г.Тюмени обязанности принять решение о предоставлении жилого помещения и заключить договор социального найма, ссылаясь на нарушение норм материального права.

В доводах жалобы указывает, что кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, каких-либо иных требований для включения в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

Считает, что вывод суда об отсутствии у Правительства Тюменской области обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения, является несостоятельным и противоречащим Конституции Российской Федерации.

По мнению представителя истца, суд лишил истца возможности реализовать право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма путем возложения на ответчиков обязанности по обеспечению жилым помещением.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Правительства Тюменской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Правительства Тюменской области и администрации г. Тюмени, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда в интересах законности, в полном объеме, в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в удовлетворенной части и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований полностью исходя из следующего.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не имеется оснований для обязания Правительства Тюменской области обеспечить предоставление истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка.

Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущих, иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище путем его предоставления бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 г., к которым относится Богданов Н.В., действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и части 1статьи 14 и пункт 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Таким образом, право на обеспечение Богданова Н.В. жилым помещением подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.

Между тем, требование о возложении на Администрацию г.Тюмени обязанности обеспечить предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения из муниципального жилищного фонда Богдановым Н.В. не заявлялось.

Факт признания истца в установленном законом порядке малоимущим не устанавливался судом первой инстанции.

С учетом того, что внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, не установлен законодательством субъекта Российской Федерации, внеочередное предоставление жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления, соответствующие требования Богдановым Н.В. не заявлялись, кроме того для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания за Богдановым Н.В. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права и норм процессуального права судом первой инстанции привело к постановлению неправосудного решения в части удовлетворения иска, что является предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для его отмены, и принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                определила:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 августа 2018 г. отменить в удовлетворенной части и принять в данной части новое решение.

В удовлетворении искового требования Богданова Н.В. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-6417/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Богданов Николай Владимирович
Ответчики
Правительство Тюменской области
Администрация г.Тюмени
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Ситникова Людмила Петровна
03.12.2018Судебное заседание
20.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее