Решение по делу № 33-26757/2016 от 22.09.2016

Судья Потапова С.В. Дело № 33-99/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Рыковой Г.М.,

судей Кумачевой И.А., Беляева Р.В.,

при секретаре Потапневой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании 01 февраля 2017 года апелляционное представление Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 27 апреля 2016 года по делу по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к администрации Красногорского муниципального района Московской области, ДНП «Марьино», Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным постановления, договора аренды, внесении записей в ЕГРП, признании недействительными сведений ГКН,

заслушав доклад судьи Рыковой Г.М.,

объяснения прокурора Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области – Савельевой Т.Н., председателя ДНП «Марьино» - Будницкого Б.Г., представителя АО «Мосводоканал» - Филаткиной Ю.В., представителя Администрации г. Красногорск – Баркова А.Н., представителя Министерства имущественных отношений Московской области – Черняховской Л.В.,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов обратился в суд с иском к администрации Красногорского муниципального района Московской области, ДНП «Марьино», Министерству имущественных отношений Московской области, в котором просил:

- признать незаконным и отменить Постановление Главы Красногорского района от 31.10.2014 № 2460/10 «О заключении договоров аренды земельных участков с ДНП «Марьино» в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3074» в части заключения с ДНП «Марьино» договора аренды от 05.11.2014 № 594;

- признать недействительным ввиду ничтожности договор аренды от 05.11.2014 № 594, заключенный между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и ДНП «Марьино»;

- внести в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении прав ДНП «Марьино» на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3979;

- признать недействительными сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3979;

- внести соответствующие изменения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и ГКН.

В обоснование требований ссылался на то, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области на основании обращения АО «Мосводоканал» проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении и использовании земельных участков, прилегающих к реке Липки в Красногорском районе Московской области. По результатам проверки выявлены нарушения водного и земельного законодательства при формировании и предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3979, образованного в результате раздела ранее единого земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3074.

На основании Постановления Главы Красногорского муниципального района от 15.04.2013 № 885 «Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 20095 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного в <данные изъяты>, в восточной части кадастрового 50:11:0050301» произведена постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3074 площадью 20095 кв.м., категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для дачного строительства».

На основании договора аренды от 20.05.2013 № 235 ДНП «Марьино» предоставлен земельный участок.

На основании Постановления Главы Красногорского муниципального района от 31.10.2014 № 2460/10 земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3074 разделен на девять земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301: 3976, 50:11:0050301: 3977, 50:11:0050301: 3978, 50:11:0050301: 3979, 50:11:0050301: 3980, 50:11:0050301: 3981, 50:11:0050301: 3982, 50:11:0050301: 3983, 50:11:0050301: 3984, в отношении которых 05.11.2014 с ДНП «Марьино» заключены отдельные договоры аренды №№ 591, 592, 593, 594, 595, 596, 597, 598, 599.

Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3979, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для дачного строительства», общей площадью 1356+/-12 кв.м., расположен по адресу: <данные изъяты>

Истец считает, что указанный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3979 в соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ и Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» спорный земельный участок не может быть предоставлен в аренду, так как расположен в 100-метровой полосе от уреза реки Липки (притока первого порядка реки Москвы).

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Красногорского муниципального района Московской области в удовлетворении иска просил отказать.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Московской области в удовлетворении иска просил отказать.

Представитель ответчика ДНП «Марьино» в удовлетворении иска просил отказать.

Представитель третьего лица АО «Мосводоканал» считал, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 27 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обжалует его в апелляционном порядке и просит отменить, удовлетворив исковые требования, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области на основании обращения АО «Мосводоканал» проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении и использовании земельных участков, прилегающих к реке Липки в Красногорском районе Московской области. По результатам проверки выявлены нарушения водного и земельного законодательства при формировании и предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3979, образованного в результате раздела ранее единого земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3074.

На основании Постановления Главы Красногорского муниципального района от 15.04.2013 № 885 «Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 20095 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного в <данные изъяты>, в восточной части кадастрового 50:11:0050301» произведена постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3074 площадью 20095 кв.м., категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для дачного строительства».

На основании договора аренды от 20.05.2013 № 235 ДНП «Марьино» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3074 площадью 20095 кв.м.

На основании Постановления Главы Красногорского муниципального района от 31.10.2014 № 2460/10 земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3074 разделен на девять земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050301: 3976, 50:11:0050301: 3977, 50:11:0050301: 3978, 50:11:0050301: 3979, 50:11:0050301: 3980, 50:11:0050301: 3981, 50:11:0050301: 3982, 50:11:0050301: 3983, 50:11:0050301: 3984, в отношении которых 05.11.2014 с ДНП «Марьино» заключены отдельные договоры аренды №№ 591, 592, 593, 594, 595, 596, 597, 598, 599.

Предметом спора является земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3979, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для дачного строительства», общей площадью 1356+/-12 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>

Обращаясь в суд с иском, прокурор ссылается на то, что спорный земельный участок расположен в зоне санитарной охраны реки Липки, входящей в систему Москворецкого источника питьевого водоснабжения, следовательно, не может быть использован для дачного строительства.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств в обоснование исковых требований, при этом акт административного обследования земельных участков государственного инспектора Управления Росреестра по Московской области и прилагаемую к акту схему карту расположения земельных участков посчитал недостаточными доказательствами.

Между тем, с данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом не дана всесторонняя оценка доказательствам.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со статьей 43 Водного кодекса РФ и статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с пунктом 3.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 года № 45, в 1Б пояс ЗСО Рублевской, Западной и Юго-Западной станций водоподготовки включаются: акватория и береговая полоса р. Липки от верховья нижнего пруда до устья шириной 50 метров, включая крутые склоны поймы по каждому берегу.

В соответствии с данными правилами назначение 1Б пояса ЗСО станции водоподготовки - защита акватории источника и прибрежной территории от антропогенного воздействия, оказывающего неблагоприятное влияние на постоянство состава воды у места водозабора.

Пунктом 4.4.4. указанных правил установлен запрет на размещение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения.

Постановлением СНК РСФСР от 23.05.1941 № 355 «О санитарной охране Московского водовода и источников его водоснабжения» утверждено «Положение о зоне санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания» и установлены зоны санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания в составе 3-х поясов (пояса первый, второй, третий). Также утверждены границы второго пояса и перечень населенных пунктов, расположенных во втором поясе. В зону второго пояса санитарной охраны Рублевского водопровода входит населенный пункт с.п. Ильинское Красногорского района, где расположен спорный земельный участок.

Для проверки доводов истца судебной коллегией назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Р-ВЦ».

В соответствии с заключением эксперта № 334031 от 27.12.2016, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3979 входит в состав территорий второго пояса ЗСО Рублевского водовода на основании Постановления СНК РСФСР от 23.05.1941 № 355 «О санитарной охране Московского водовода и источников его водоснабжения», а также полностью входит в состав второго пояса ЗСО Рублевского станции водоподготовки на основании СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 № 45. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3979 располагается на расстоянии менее 100 метров от уреза воды реки Липки с учетом положений п. 4.4.4 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы».

Названное заключение подробно аргументировано, выполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, подписано экспертом, имеющим надлежащую квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Изложенные в экспертном заключении выводы последовательны, иными доказательствами по делу не опровергнуты. В связи с чем, оснований не доверять заключению эксперта у судебной коллегии не имеется.

Доводы представителей ответчиков на то, что ввиду отсутствия проекта ЗСО не установлены границы ЗСО, несостоятельны, поскольку требования действующих санитарно-эпидемиологических правил определяют гигиенические требования к организациям и санитарному режиму территории и акватории в границах ЗСО источников питьевого водоснабжения по СП 2.1.4.2625-10. Кроме того, в соответствии п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, граждан от выполнения требований предъявляемых настоящими СанПиН.

Довод представителей ответчиков об ошибочном определении уреза воды р. Липки несостоятелен, поскольку в соответствии с экспертным заключением урез воды читаем, на местности определяется по рельефу прирусловой территории (погрешности минимальные) с учетом снежного покрова. На представленных экспертом фотоматериалах данные сведения также просматриваются.

Довод представителя Министерства имущественных отношений Московской области с отсутствием у эксперта полномочий по установлению границ ЗСО не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку сводится к неправильному толкованию экспертного заключения, т.к. в данному случае идет речь о выноске устанавливаемой границы на местности.

Судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению ходатайства представителя Министерства имущественных отношений Московской области о вызове эксперта в судебное заседание, поскольку как следует из пояснений заявителя ходатайства, оно не связано с наличием каких-либо вопросов к эксперту. Все доводы сводятся к несогласию с выводами эксперта, неправомочности его действий и отсутствию необходимой квалификации для проведения оспариваемой экспертизы и требованию о признании экспертного заключения недопустимым доказательством.

Ссылки представителей ответчиков о принятии экспертом заключения без учета погрешности несостоятельны, поскольку верхняя граница 2-го пояса ЗСО по акватории источника питьевого водоснабжения должна быть удалена вверх по течению от плотины гидроузла на расстояние, чтобы время пробега по основному водотоку, притокам первого порядка и акватории водохранилища до плотины гидроузла было не менее 5 суток, но не далее створа плотины вышележащего гидроузла. В соответствии с требованиями «Основные положения правил использования водных ресурсов водохранилищ Москворецкой водной системы» время добегания попуска от Истринского водохранилища до Рублевской плотины принимается равным 1,5 суткам. Это подтверждается также пояснениями представителя АО «Мосводоканал», данными в судебном заседании суда апелляционной инстанции, сославшемуся на результаты эксплуатации Истринского гидроузла.

Анализируя экспертное заключение с данными акта административного обследования земельных участков государственного инспектора Управления Росреестра по Московской области и прилагаемую к акту схему карту расположения земельных участков, судебная коллегия приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3979 полностью расположен в 100-метровой полосе от уреза реки Липки, которое в соответствии с нормами Водного кодекса РФ находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3979 не мог быть предоставлен в аренду ДНП «Марьино» администрацией Красногорского муниципального района, следовательно, ненормативный правовой акт органа местного самоуправления является недействительным и подлежит отмене.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что спорный земельный участок находится в 100-метровой полосе от уреза реки Липки, и предоставление в аренду для дачного строительства земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3979 на расстоянии менее 100 метров от источника питьевого водоснабжения создает угрозу химического и биологического загрязнения данного источника и, как следствие, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также законные интересы государства, на которое возложены функции по охране окружающей среды.

Доводы ответчиков о том, что спорный земельный участок не входит в границы второго пояса зоны санитарной охраны канала имени Москвы, как источника питьевого водоснабжения, противоречат законодательству, так как данные границы установлены вышеназванным Постановлением СНК РСФСР и не могут быть изменены. При этом указанный нормативный правовой акт является действующим, не отменен.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что экспертное заключение выполнено в соответствии с требованиями закона, лицом, имеющим специальное познаниями в данной области, оснований не доверять данному заключению не имеется.

С учетом изложенного, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене полностью с вынесением нового решения по делу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 193, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красногорского городского суда Московской области от 27 апреля 2016 года отменить, постановить по делу новое решение.

Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к администрации Красногорского муниципального района Московской области, ДНП «Марьино», Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным постановления, договора аренды, внесении записей в ЕГРП, признании недействительными сведений ГКН удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление Главы Красногорского района от 31.10.2014 № 2460/10 «О заключении договоров аренды земельных участков с ДНП «Марьино» в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3074» в части заключения с ДНП «Марьино» договора аренды от 05.11.2014 № 594.

Признать недействительным ввиду ничтожности договор аренды от 05.11.2014 № 594, заключенный между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и ДНП «Марьино».

Внести в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении прав ДНП «Марьино» на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050301:3979.

Признать недействительными сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3979.

Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:3979.

Председательствующий судья

Судьи

33-26757/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная природоохранная прокуратура МО
Ответчики
ДНП Марьино
Администрация КМР
Другие
АО Мосавтодор
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
28.09.2016Судебное заседание
24.10.2016Судебное заседание
07.11.2016Судебное заседание
10.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2017Производство по делу возобновлено
01.02.2017Судебное заседание
21.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее