Дело № 33-1737/2016
аПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень |
16 марта 2016 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Колосковой С.Е., |
судей |
Левиной Н.В., Ревякина А.В., |
при секретаре |
Венцеле А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации города Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 ноября 2015 г., которым постановлено:
«Признать незаконными действия Г лавного управления строительства Тюменской области по исключению семьи К из списка претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет.
Обязать Главное управление строительства Тюменской области включить в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты семью К в составе 4-х человек.
Обязать Главное управление строительства Тюменской области выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от <.......>. <.......>.
Обязать Администрацию города Тюмени перечислить социальную выплату в размере <.......> семье К в составе 4-х человек.
Признать незаконными бездействие государственных органов - Главного управления строительства Тюменской области, Администрации города Тюмени по неисполнению вступивших в законную силу судебных постановлений.
Взыскать солидарно с ответчиков Администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно убытки в сумме <.......>.
Взыскать солидарно с ответчиков Администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно расходы по оплате государственной пошлины в сумме <.......>».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя администрации города Тюмени К.Т.Ю., представителя Главного управления строительства Тюменской области С.Л.Ю., настаивавших на доводах апелляционных жалоб, объяснения К.С.Ю., представителя К.С.Ю., ФИО 1 - С.Н.А., полагавших доводы апелляционных жалоб необоснованными, судебная коллегия
установила:
К.С.В. и К.С.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 2, ФИО 1 обратились в суд (с учетом уточнений) к департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени, администрации города Тюмени, главному управлению строительства Тюменской области (далее также – ГУС Тюменской области), департаменту финансов Тюменской области с исковым заявлением об: оспаривании действий ГУС Тюменской области по исключению семьи К из списка претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет; возложении на ГУС Тюменской области обязанности включить в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты семью К в составе 4-х человек, выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от <.......> <.......>; возложении обязанности на администрацию г. Тюмени перечислить социальную выплату в размере <.......> рублей семье К в составе 4-х человек; оспаривании бездействия ГУС <.......> и администрации г. Тюмени по неисполнению вступивших в законную силу судебных постановлений; взыскании солидарно с ГУС Тюменской области и администрации города Тюмени за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов солидарно убытков в сумме <.......> рублей, расходов по оплате государственной пошлины в сумме <.......> рублей.
Требования мотивированы тем, что в 2007 году истцами с использованием кредитных средств куплена квартира по адресу: <.......>. Обратившись в 2012 году в департамент имущественных отношений администрации города Тюмени с заявлением об участии их семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, 03 мая 2012 г. они получили сообщение об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013 год. Решением Центрального районного суда города Тюмени от 11 апреля 2013 г. приказ департамента имущественных отношений администрации города Тюмени от <.......> об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013 год и отказ департамента имущественных отношений администрации города Тюмени от <.......> в отмене принятого решения, были признаны незаконными. <.......> семьей К получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере <.......> руб. <.......> К получено уведомление об отказе в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения установленным требованиям. <.......> получено уведомление об отказе в перечислении социальной выплаты. Решением Центрального районного суда города Тюмени от 10 ноября 2014 г. отказ департамента имущественных отношений администрации города Тюмени от <.......> в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения и приказ от <.......> «Об отказе в перечислении социальной выплаты (если свидетельство выдано)» признаны незаконными. До настоящего времени социальная выплата заявителями не получена. При обращении в администрацию города Тюмени и ГУС Тюменской области истцам указано на новые обстоятельства для отказа в исполнении вступивших в законную силу решений - по причине достижения К.С.Ю. возраста 36 лет и невозможности включения семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Считая действия должностных лиц администрации города Тюмени и Главного управления строительства Тюменской области незаконными и нарушающими их права, указывали, что право на получение социальной выплаты установлено судебными решениями, а поскольку решение суда до настоящего времени не исполнено, социальная выплата К не получена и не направлена на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору по независящим от них причинам. Полагали, что на основании статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежали взысканию убытки в размере уплаченных процентов по кредиту.
В судебном заседании К.С.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 2, ФИО 1 и представитель К.С.Ю. и К.С.В. – С.Н.А., действующая на основании ордеров от <.......> (л.д.81-82), исковые требования с учетом уточнений поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Главного управления строительства Тюменской области и Правительства Тюменской области С.Л.Ю., действующая на основании доверенностей от <.......> и <.......> (л.д.106, 111), в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила отказать в иске в полном объеме, представила письменный отзыв.
Представитель администрации города Тюмени, департамента имущественных отношений администрации города Тюмени К.Т.Ю., действующая на основании доверенностей от <.......> и от <.......> (л.д.152, 153), в судебном заседании в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица департамента финансов Тюменской области К.А.С., действующая на основании доверенности от <.......> (л.д.97), в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.
К.С.В., представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тюменской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация города Тюмени в лице представителя Ф.Т.А. В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения и отказе в удовлетворении заявления. Выражая несогласие с выводом суда о бездействии по исполнению вступивших в силу решений суда, указывает, что во исполнение решения Центрального районного суда от 10 ноября 2014 г. департаментом имущественных отношений приказ департамента от <.......> отменен, в целях восстановления семьи К в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в адрес ГУС Тюменской области направлено письмо с приложением документов, подтверждающих необходимость внесения изменений в названный список. Ссылаясь на Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, указывает, что в связи с достижением К.С.Ю. предельного возраста - 36 лет, молодая семья не имеет права на получение социальной выплаты. Выражает несогласие с возложением судом обязанности по перечислению социальной выплаты в размере <.......> руб. на администрацию г. Тюмени, поскольку субсидии из областного бюджета, связанные с реализацией подпрограммы, перечисляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе об областном бюджете на финансовый год и на плановый период, в то время как в настоящее время администрация располагает финансовыми средствами для социальных выплат 2013 года под действующие свидетельства. Ссылаясь на ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что обязательство по возврату кредитных средств по кредитному договору от <.......> возникло вне зависимости от действий (бездействия) государственного органа и должностных лиц, причинно-следственная связь между действиями государственного органа и негативными последствиями в виде выплаченных процентов по кредитным обязательствам отсутствует. Обращает внимание, что в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сумма выплаченных процентов должна исчисляться с <.......> и составляет <.......> руб.
Также с решением суда не согласно Главное управление строительства Тюменской области. В апелляционной жалобе, поданной представителем С.Л.Ю., содержится просьба об отмене решения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылаясь на Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденное постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23 марта 2011 г., указывает, что семья К не соответствовала требованиям, предъявляемым к ним как участникам подпрограммы, поскольку <.......> К.С.Ю. достигла предельного возраста – 36 лет, в то время как администрация города Тюмени обратилась в ГУС Тюменской области с письмом о внесении изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году на основании решения Центрального районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2014 г. только 09 июня 2015 г. Считает, что принятыми по делу ранее судебными актами на ГУС Тюменской области не возложена обязанность совершить определенные действия по перечислению социальной выплаты семье, в связи с этим вывод суда о бездействии ГУС Тюменской области по исполнению судебных решений является несостоятельным. Считает противоречивыми выводы суда о возложении на Главное управление строительства Тюменской области обязанности выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты взамен выданного свидетельства от <.......>, поскольку выдачу свидетельств на получение социальной выплаты молодым семьям – претендентам на получение социальных выплат производит орган местного самоуправления. Выражает несогласие с взысканием солидарно с администрации города Тюмени и Главного управления строительства Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета убытков, поскольку судебные акты были вынесены в отношении департамента имущественных отношений администрации города Тюмени, и в 2013 – 2014 годах у Главного управления строительства Тюменской области отсутствовала обязанность по исполнению судебных актов. Кроме того указывает, что заявителями не представлено доказательств, подтверждающих факт наличия убытков, причиненных действиями Главного управления строительства Тюменской области.
В возражениях на апелляционные жалобы К.С.В. и К.С.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 2, ФИО 1, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
К.С.В., представители департамента имущественных отношений администрации города Тюмени, департамента финансов Тюменской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы» утверждена Федеральная целевая программа, целью и основными задачами которой являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. В состав данной программы входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту - Правила), являющихся приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы».
Постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23 марта 2011 г. утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, постановлением администрации города Тюмени № 77-пк от 04 июня 2012 г. утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Как следует из материалов дела, в 2007 году семьей К с использованием кредитных средств приобретена квартира по адресу: <.......>.
В 2012 году истцы обратились в администрацию г. Тюмени с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в составе 4 человек.
03 мая 2012 г. К получено сообщение департамента имущественных отношений администрации города Тюмени от <.......> об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013 год.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 11 апреля 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 июля 2013 г., названный отказ признан незаконным. В частности, указанным решением суда установлено, что семья К имеет право на получение социальной выплаты и направление ее на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору от <.......> <.......>).
Во исполнение решения Центрального районного суда города Тюмени от 11 апреля 2013 г. семья К приказом департамента имущественных отношений администрации города Тюмени от <.......> <.......> признана нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013 год.
Распоряжением администрации города Тюмени от <.......> <.......>- рк «О внесении изменений в распоряжение администрации города Тюмени от <.......>» семья К включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году.
Приказом Главного управления строительства Тюменской области семья К включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году. На основании приказа департамента имущественных отношений администрации города Тюмени от <.......> <.......> семье К выдано свидетельство на право получения социальной выплаты в размере <.......> руб., срок окончания действия свидетельства – <.......>
<.......> К.С.В. подано в <.......> заявление о досрочном погашении ипотечного жилищного кредита, полученного на приобретение в общую совместную собственность <.......> квартиры по адресу: <.......>.
Уведомлением начальника отдела по работе с молодыми семьями департамента имущественных отношений администрации города Тюмени <.......> от <.......> К.С.В. отказано в выдаче справки о соответствии жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>, требованиям п. 1.6. Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23 марта 2011 г.
Приказом департамента имущественных отношений администрации города Тюмени <.......> от <.......> молодой семье К отказано в перечислении социальной выплаты в связи с несоответствием жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 названного Порядка.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением Тюменского областного суда от 04 февраля 2015 г., отказ департамента имущественных отношений администрации города Тюмени <.......> от <.......> в выдаче справки и приказ департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени <.......> от <.......> «Об отказе в перечислении социальной выплаты (если - свидетельство выдано)» признаны незаконными.
<.......> Главным управлением строительства Тюменской области при рассмотрении информации администрации города Тюмени во включении семьи К в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты отказано по причине достижения К.С.Ю. <.......> возраста 36 лет.
Удовлетворяя заявленные требования в части возложения на Главное управление строительства Тюменской области обязанности включить семью К в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты, а также возложения на администрацию города Тюмени обязанности перечислить социальную выплату в размере <.......> руб., суд первой инстанции исходил из того, что действия должностных лиц администрации города Тюмени, Главного управления строительства Тюменской области являются незаконными и нарушают права семьи К, поскольку при отказе в социальной выплате не должно было рассматриваться обращение К как первоначально поданное заявление, ответчики обязаны были завершить процедуру выплаты в соответствии с ранее обоснованно выданным свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от <.......> <.......>.
Мотивы, по которым суд пришел к выводам об удовлетворении заявленных требований в этой части являются правильными. Достаточных оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Ссылки ответчиков о несоответствии семьи К требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, в силу достижения одним из супругов возраста 36 лет не могут быть приняты во внимание, поскольку решение об участии в подпрограмме принято и свидетельство на получение социальной выплаты получено истцами в период, когда семья К отвечала требованиям Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Срок действия свидетельства до <.......> также не препятствовал семье К в силу достижения К.С.Ю. возраста 36 лет <.......>, то есть после окончания действия свидетельства, реализовать свое право на получение социальной выплаты. При этом неперечисление денежных средств семье К своевременно стало возможным в силу неисполнения ответчиками требований законодательства.
Как установлено в пункте 6.4.1 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 г. № 78-п (далее также – Порядок), если свидетельство выдано, орган местного самоуправления принимает решение об отказе молодой семье в перечислении социальной выплаты в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 настоящего Порядка.
Между тем оснований для отказа семье К в перечислении социальной выплаты на основании выданного <.......> свидетельства не имелось. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Тюмени от 10 ноября 2014 г.
Таким образом, возложение на Главное управление строительства Тюменской области обязанности включить семью К в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты, а также возложение на администрацию г. Тюмени обязанности перечислить истцам социальную выплату в размере <.......> руб. согласуется с действующим законодательством, в связи с чем решение суда в указанной части отмене либо изменению не подлежит.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда о признании незаконными действий Главного управления строительства Тюменской области по исключению семьи К из списка претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одним из супругов возраста 36 лет.
Как следует из материалов дела, семья К исключена из списка претендентов 2013 года на получение социальной выплаты приказом Главного управления строительства Тюменской области от <.......> <.......>-од, после того как департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени принято решение об отказе в перечислении семье К социальной выплаты в связи с несоответствием приобретаемого жилого помещения установленным требованиям. При этом доказательств, что исключение семьи К из списка претендентов осуществлено по причине достижения одним из супругов возраста 36 лет, материалы дела не содержат.
Как следует из письма Главного управления строительства Тюменской области от <.......> <.......>, достижение К.С.Ю. возраста 36 лет явилось основанием для отказа во включении семьи К в список претендентов на социальную выплату, а не причиной исключения из названных списков.
При таких обстоятельствах в признании незаконными действий Главного управления строительства Тюменской области по исключению семьи К из списка претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет следует отказать.
Судебная коллегия находит также необоснованными требования истцов о возложении на Главное управление строительства Тюменской области обязанности выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от <.......>
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства предусматривает основания для замены выданных свидетельств о праве на получение социальной выплаты.
Согласно пункту 6.5. Порядка к таким обстоятельствам относятся утрата (хищение) или порча этого свидетельства и уважительные причины, не позволившие молодой семье представить его в установленный срок в банк. В течение 30 календарных дней со дня получения заявления о замене свидетельства о праве на получение социальной выплаты орган местного самоуправления, выдавший это свидетельство, выдает новое свидетельство о праве на получение социальной выплаты, в котором указываются размер социальной выплаты, предусмотренный в замененном свидетельстве, и срок действия, соответствующий оставшемуся сроку действия. В случае обнаружения обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, в том числе в связи с выявлением технических ошибок, ошибок в расчетах суммы социальной выплаты, допущенных при оформлении свидетельства при его реализации или со дня оплаты суммы социальной выплаты, в связи с чем невозможно произвести замену свидетельства, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области осуществляет исправление допущенных ошибок своим приказом.
Из приведенной правовой нормы следует, что замена свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом местного самоуправления в пределах срока действия свидетельства.
Как следует из свидетельства о праве на получение социальной выплаты, выданного семье К <.......>, срок его действия истек <.......>
Таким образом, возложение на Главное управление строительства Тюменской области обязанности выдать семье К бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного не согласуется с действующим законодательством, что влечет отказ в удовлетворении требований К в этой части.
Судебная коллегия полагает также необоснованными требования истцов о признании незаконным бездействия Главного управления строительства Тюменской области и администрации города Тюмени по неисполнению вступивших в законную силу судебных постановлений.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 11 апреля 2013 г. постановлено: «Признать незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени <.......> от <.......> об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и участницей подпрограммы. Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени <.......> от <.......> в отмене принятого решения».
Во исполнение названного судебного решения департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени приказ <.......> от <.......> отменен, принято решение о признании семьи К нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальной выплаты и участницей подпрограммы на 2013 год.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 10 ноября 2014 года постановлено: «Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени <.......> от <.......> в выдаче справки о соответствии приобретаемого жилого помещения. Признать незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени <.......> от <.......> «Об отказе в перечислении социальной выплаты (если свидетельство выдано)».
В порядке исполнения решения суда департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени приказ <.......> от <.......> «Об отказе в перечислении социальной выплаты (если свидетельство выдано)» отменен, в адрес Главного управления строительства Тюменской области направлено письмо с предложением выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной на приобретение жилого помещения и выделить денежные средства на социальную выплату семье К.
Таким образом, департаментом имущественных отношений администрации города Тюмени приняты меры по исполнению решений Центрального районного суда г. Тюмени от 11 апреля 2013 г. и 10 ноября 2014 г. Каких-либо обязанностей на Главное управление строительства Тюменской области названные решения не возлагали.
Действия, о которых заявляют истцы, по включению семьи К в список претендентов на получение социальной выплаты, выдаче свидетельства и непосредственному перечислению денежных средств должны были осуществляться администрацией города Тюмени и Главным управлением строительства Тюменской области не в порядке исполнения судебных решений, а в силу требований действующего законодательства.
При таких обстоятельствах бездействие Главного управления строительства Тюменской области и администрации города Тюмени по неисполнению вступивших в законную силу судебных постановлений материалами дела не подтверждено, а требования истцов в указанной части не подлежат удовлетворению.
Не может согласиться судебная коллегия и с иском К о солидарном взыскании с администрации города Тюмени и Главного управления строительства Тюменской области за счет соответствующего бюджета убытков в сумме <.......> руб.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями.
Таким образом, для взыскания убытков лицо, требующее его возмещения, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступление вреда (возникновение убытков), причинно-следственную связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Вопреки статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, К.С.В. и К.С.Ю. не представлено доказательств причинения им убытков в результате незаконных действий ответчиков, а также доказательств размера убытков.
В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Деятельность банков и иных кредитных учреждений основывается на возмездном характере предоставляемого кредита и на получении дохода от осуществления своей деятельности. В силу ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации банк имеет право на получение процентов за предоставленный кредит. Заемщик, получив кредит в банке, обязан вернуть сумму полученного кредита и уплатить на него проценты.
Поскольку кредитное обязательство возникло у семьи К до обращения в администрацию города Тюмени с заявлением о социальной выплате и вне зависимости от действий (бездействия) администрации г. Тюмени и Главного управления строительства Тюменской области, а истцами не представлено доказательств, подтверждающих размер убытков, возникших вследствие действий (бездействия) ответчиков, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования о взыскании убытков.
Так как необоснован иск о взыскании убытков, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании государственной пошлины в сумме <.......> рублей, уплаченной К в связи с материальными требованиями, заявленными при подаче первоначального иска. Государственная пошлина в связи с нематериальными требованиями истцами не уплачивалась. Поскольку такие расходы К не понесены, они не подлежат возмещению за счет ответчиков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, привело к постановлению по вышеуказанным требованиям К.С.В. и К.С.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 2, ФИО 1, незаконного решения, что в соответствии со статьей 330 ГПК РФ является основанием для его отмены в части удовлетворения требований об оспаривании действий Главного управления строительства Тюменской области по исключению семьи К из списка претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет, бездействия Главного управления строительства Тюменской области и администрации города Тюмени по неисполнению вступивших в законную силу судебных постановлений, возложении на Главное управление строительства Тюменской области обязанности выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от <.......>г. <.......>, взыскании солидарно с администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов убытков в сумме <.......> руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме <.......> руб. В указанной части в удовлетворении требований истцов следует отказать.
В остальной части требований о возложении на Главное управление строительства Тюменской области обязанности включить семью К в список претендентов 2013 года на получение социальной выплаты, а также возложении на администрацию города Тюмени обязанности перечислить социальную выплату в размере <.......> руб. решение суда по доводам жалобы отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 ноября 2015 г. отменить в части удовлетворения требований К.С.В. и К.С.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО 2, ФИО 1, об оспаривании действий Главного управления строительства Тюменской области по исключению семьи К из списка претендентов 2013 года на получение социальной выплаты по причине достижения одному из супругов возраста 36 лет, бездействия Главного управления строительства Тюменской области и администрации города Тюмени по неисполнению вступивших в законную силу судебных постановлений, возложении на Главное управление строительства Тюменской области обязанности выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома взамен выданного свидетельства от <.......>г. <.......>, взыскании солидарно с администрации города Тюмени и Главного управления строительством Тюменской области за счет средств соответствующего бюджета в пользу истцов убытков в сумме <.......> руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме <.......> руб. Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении изложенных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи коллегии