Дело № 2- 1010/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Ивановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сабирова Р.Р. к УПФР (гу) в городе К. и К. районе ЧР о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
установил:
Решением УПФР (гу) в городе К. и К. районе ЧР (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ Сабирову Р.Р. отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил Совета Министров СССР по призыву в должности санитара инструктора - дозиметриста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Не согласившись с данным решением, Сабиров Р.Р. с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с иском к Управлению о признании незаконным и отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части, обязании ответчика включить в специальный стаж вышеназванный период прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил СССР по призыву и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования обосновывает тем, что в период прохождения им военной службы по призыву действовало постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения. Данным Положением было предусмотрено, что работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Его специальный стаж ответчиком установлен в 29 лет №, то есть составляет более чем 20 лет.
Истец Сабиров Р.Р. и его представитель И. вышеуказанные уточненные исковые требования поддержали по основаниям, отраженным в заявлении.
Представитель ответчика - УПФР в г. К. и К. районе ЧР Т., действующая на основании доверенности, исковые требования Сабирова Р.Р. не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ и в возражении на иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от из возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 2 указанной статьи Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с подп. «н» п. 1, п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанными нормативными правовыми актами включение в специальный стаж периодов военной службы по призыву не предусмотрено.
Факт прохождения истцом службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается военным билетом (л.д. №) и архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом <данные изъяты> (л.д. №).
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 51, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и определение от 05 ноября 2002 года № 320-О в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
На момент прохождения истцом военной службы действовало постановление Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данным Постановлением утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения (далее Положение).
Пункт 1 указанного Положения предусматривал, что работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п. 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, что в соответствии с п. 1.2. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» составляло 20 лет для работников здравоохранения в городах.
Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.
Отказывая истцу во включении в специальный стаж периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву, ответчик в своем решении и в возражениях сослался на то, что военная служба, имевшая место до 01 января 1992 года, так и до 01 октября 1993 года, может засчитываться в специальный стаж на соответствующих видах работ в случае наличия в периоды до указанных дат работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. В Перечне предусмотрена должность дезинфекционный инструктор, военная служба истца проходила в должности сан.инструктора, которая не предусмотрена в вышеуказанном Перечне, поэтому включению в специальный стаж не подлежит.
Между тем, как было указано выше, действовавшее в спорный период законодательство не связывало в обязательном порядке прохождение службы в Вооруженных Силах СССР с осуществлением лечебной деятельности.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что период службы истца в Вооруженных Силах СССР приходится на время действия указанного выше Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Специальный стаж истца ответчиком по состоянию на дату обращения за пенсией - ДД.ММ.ГГГГ установлен в 29 лет №. То есть на момент обращения за пенсией у Сабирова Р.Р. имелся стаж работы, превышающий 20 лет.
Таким образом, исходя из того, что действовавшее в период прохождения истца службы в Вооруженных Силах СССР законодательство гарантировало включение указанного периода в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет (ныне - досрочная страховая пенсия по старости), истец Сабиров Р.Р. имеет право на зачет спорного периода в специальный стаж.
При указанных обстоятельствах требование истца о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что истец обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). При вынесении оспариваемого решения ответчиком учтены периоды работы истца Сабирова Р.Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Исходя из разрешенных исковых требований, специальный стаж истца Сабирова Р.Р. для назначения досрочной страховой пенсии по старости при требуемом в 30 лет на момент обращения за назначением пенсии составил 31 лет №, исходя из нижеследующего расчета: 29 лет № (признанный ответчиком) + № (период службы в армии по призыву).
Следовательно, право на досрочную страховую пенсию по вышеназванному основанию у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ, поэтому требование истца об обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с указанной даты подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение УПФР (гу) в городе К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить в части не включения в специальный стаж Сабирова Р.Р. периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней.
Обязать УПФР (гу) в городе К. и К. районе ЧР включить Сабирову Р.Р. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова