РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Романовой С.В., при секретаре Придатько Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2586/2016 по иску фио, фио к Департаменту городского имущества г. Москвы, Министерству обороны РФ, Росимущество, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ о признании права собственности на жилое помещение, прекращении права собственности
Установил:
Истцы фио, фио обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, Министерству обороны РФ, Росимущество, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес по ½ доли за каждым, прекращении права собственности г. Москвы на указанное жилое помещение. Свои требования мотивировали тем, что фио проходит военную службу по контракту от 23.06.2012 сроком до 17.08.2017 в Военной академии Генштаба ВС РФ, на основании решения от 26.05.1994 администрации ЮЗАО Военной академии Генштаба ВФ выдан ордер на право занятия, в том числе жилого помещения – квартиры 18 в доме 121/1 кор. 3 по адрес в г. Москве, решением жилищной комиссии Военной академии Генштаба от от 25.07.2007 истец включен в список нуждающихся в получении жилых помещений из фонда Министерства обороны с 25.06.2007, спорное жилое помещение предоставлено по договору социального найма, 16.09.2009 между истцами и Военной академией Генштаба ВС РФ заключен договор найма служебного жилого помещения № 408 на квартиру 18 на время прохождения военной службы до получения постоянной жилой площади. 22.09.2009 в соответствии с письмом № 147/159/33428 Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации предоставило начальнику расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации - заместителю Министра обороны Российской Федерации перечень жилых помещений, подлежащих выводу из оперативного управления ВВузов и оформлению их по договорам социального найма, в том числе, вышеуказанной квартиры, спорное жилое помещение находится в собственности г. Москвы. При обращении в Департамент городского имущества г. Москвы, истцам отказано в заключении договора передачи жилого помещения в собственность. Данный отказ истцы считают незаконным, поскольку истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, квартира, освободившаяся за выездом семей других военнослужащих, предоставлена для постоянного проживания.
Истцы, представитель истцов по доверенности фио в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель Росимущество в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва.
Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в связи с прохождением военной службы в ГОУ ВПО-Военной академии Генштаба ВС РФ, 16 сентября 2009 года между Министерством обороны РФ в лице заместителя начальника Военной академии Генерального штаба ВС РФ по МТО, именуемое «наймодатель» и фио (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения № 408 о предоставлении на время прохождения военной службы нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: адрес, кор. 3, кв. 18, до получения постоянной жилой площади из фонда Министерства обороны РФ. Пунктом 18 указанного договора в числе прочих в качестве основания прекращения данного договора в связи с окончанием срока прохождения военной службы. Истец фио проходит службу в Вооруженных Силах РФ с 1979 г., в настоящее время проходит службу по контракту в Военной академии Генерального штаба ВС РФ сроком до 17.08.2017. С учетом представленного в материалы дела финансового лицевого счета, фио, фио в спорной квартире не зарегистрированы. Исходя из представленных истцами в материалы дела копий паспортов, фио с 29.07.2010, фио с 16.07.2009 зарегистрированы по адресу: адрес, войсковая часть,
Согласно личной карточки очередника, истец признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения с 27 июля 2007 г. с составом семьи 2 человека, на состав семьи в установленном порядке распределено жилое помещение по адресу: адрес, площадью 66,2 кв.м. истцы наставивают на признание за ними право общей долевой собственности на квартиру 18, расположенную в доме 121/1, кор. 3 по адрес в г. Москве.
Согласно выписке, представленной Управлением Росреестра по Москве право собственности на вышеуказанное жилое помещение на момент рассмотрения дела зарегистрировано за г. Москвой, право собственности возникло с учетом содержащейся в реестре записи - 07 августа 2009 года.
В соответствии с распоряжением Правительства г. Москвы от 20.04.2015 № 215-РП спорные жилые помещения подлежат передачи в собственность Российской Федерации. Передача права собственности на спорные жилые помещения Российской Федерации на момент вынесения решения не завершена. По сообщению Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2015, после проведения всех необходимых мероприятий вышеуказанные жилые помещения подлежат закреплению на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. В соответствии с распоряжением Федерального агентства по Управлению государственным имуществом Минэкономразвития России от 27.10.2015 № 1222 «О безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российкой Федерации – города Москвы, и закреплении его на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, спорные жилые помещение закреплены за ЦТУИО на праве оперативного управления.
В силу п. 2 ст. 19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения), в числе прочих, относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Статьей 93 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст.ст. 99, 100 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В соответствии со ст.ст. 2, 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Договор социального найма на спорное жилое помещение в установленном порядке не заключен, квартира предоставлена истцам для временного проживания, сведений о выводе данной квартиры из состава специализированного жилищного фонда в материалах дела не имеется.
При этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3, 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
В силу п. 1 ст. 15 Закона РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18.11.2010 № 1550 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет функции по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в том числе, осуществляет следующие функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями: принятие решений о принятии (об отказе в принятии) военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; ведение реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях; распределение жилых помещений; снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях; предоставление жилых помещений военнослужащим и совместно проживающим с ними членам семей; заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.
Между тем решение о предоставлении спорного жилого помещения, о которых возник спор, истцам на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Спорное жилое помещение предоставлено истцам во временное пользование на период службы с соблюдением требований ФЗ «О статусе военнослужащих» на основании соответствующего договора найма служебного помещения, который в установленном порядке не оспорен и недействительными не признаны.
При этом, заключив договор найма служебного помещения, истцы, тем самым согласились с тем, что занимаемая ими с членами семьи квартира отнесена к категории служебного жилого помещения. Истцы в городе Москве на жилищном учете не состоят, обеспечению жилыми помещениями из жилищного фонда г. Москвы не подлежат, договор социального найма с истцами на спорное жилое помещение в установленном порядке не заключен.
Ссылка истцов на письма КЭУ г. Москвы о закреплении квартир в постоянное пользование за военнослужащими и оформлении их по договорам социального найма не может быть учтена судом при вынесении решения, поскольку из указанных писем не следует, что уполномоченным органом принято решение об обеспечении истцов помещением по договору социального найма, договор социального найма до настоящего времени не заключен, письма представляют собой перечень помещений, подлежащих выводу из оперативного управления, вместе с тем, сведений о том, что спорное жилое помещение было выведено из оперативного управления в установленном порядке не имеется. Кроме того, суд учитывает, что на момент рассмотрения вопроса о закреплении спорной квартиры в постоянное пользование истцам, собственником данных помещений являлся город Москва, вместе с тем, Департаментом городского имущества г. Москвы (ранее ДЖП г. Москвы), соответствующего распорядительного документа в отношении указанного жилого помещения не принималось, договор социального найма собственником не заключался. При этом срок действия соглашения о порядке оформления жилой площади военнослужащим Министерства обороны РФ от 15.07.2009, заключенного между Правительством г. Москвы и Министерством обороны РФ, согласно которому подготовка и оформление распорядительных и правоустанавливающих документов на жилые помещения для военнослужащих в городе Москве возложены на Департамент истек 01.06.2010, с 2010 г. уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Кроме того, суд учитывает, что в отношении истцов уполномоченным органом принято решение о распределении иного жилого помещения, что истцами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, вместе с тем, истцы настаивают на передачу им в собственность квартиры, предоставленной на основании договора найма служебного помещения, в свою очередь, право пользования истцами занимаемого ими жилого помещений на основании заключенных договоров до обеспечения их жилыми помещения, ответчики не оспаривают. Доводы истцов о том, что до настоящего времени жилое помещение, в отношении которого уполномоченным органом принято решение о соответствующем распределении, не переданы, не могут служить основанием для удовлетворения настоящего иска, соответствующих исковых требований в отношении данной квартиры истцами не заявлено.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований фио, фио к Департаменту городского имущества г. Москвы, Министерству обороны РФ, Росимущество, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ о признании права собственности на жилое помещение, прекращении права собственности отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Гагаринского районного суда г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 01.07.2016.
Судья С.В. Романова
1