Решение по делу № 33-3605/2012 от 11.04.2012

Судья Тотьмянина Е.И.    Дело № 33-3605/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.,

судей Мальцевой М.Е., Бургановой Н.А.,

при секретаре Гагариной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2012 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края на решение Кудымкарского городского суда от 16 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Быданова Г.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о включении периода работы в трудовой стаж, и перерасчете трудовой пенсии, которым постановлено:

Исковые требования Быданова Г.Д. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края включить период работы Быданова Г.Д. в АО «***» с 31.10.1995 года по 14.08.1998 года в страховой стаж; произвести перерасчет пенсии Быданову Г.Д. с 1 декабря 2008 года.

Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Быданов Г.Д. обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (далее УПФ РФ (ГУ) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края). Требования мотивировал тем, что 03 сентября 1996 года ему назначена трудовая пенсия по старости. 01 декабря 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о включении в стаж периода работы с 31 октября 1995 года по 14 августа 1998 года в качестве тракториста - бульдозериста в АО «***». Решением комиссии ответчика от 02 декабря 2011 года № 783 ему было отказано о включении указанного периода в общий и специальный трудовой стаж. Выражая несогласие с указанным решением, просит обязать ответчика данный трудовой период включить в страховой стаж, произвести перерасчет размера трудовой пенсии с момента ее назначения, поскольку фактически в спорный период он осуществлял трудовую деятельность и получал заработную плату.

В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.

В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями истца не согласилась по основаниям, перечисленным в возражении, а именно: АО «***» в спорный период времени не производил начисление заработной платы своим работникам, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивал, представлял отчет с нулевыми показателями. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, полагая, что судом нарушены нормы материального права. В обоснование указал, что спорный период трудовой деятельности истца, за который не были уплачены работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ приходится на время до вступления в силу ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть до 01 января 2002 года, согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П не может быть включен в страховой стаж. Поскольку Быданов Г.Д. обратился к ответчику 01 декабря 2011 года, перерасчет пенсии мог быть произведен истцу ответчиком не ранее чем с 01 января 2012 года, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения пенсионера за перерасчетом. Кроме того, судом не дана оценка заявлению ответчика в ходе судебного заседания о пропуске истцом срока исковой давности для перерасчета пенсии, так как факт того, что спорный период не был учтен при перерасчете пенсии, стал известен Быданову Г.Д. в декабре 1999 года.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения Быданова Г.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 3271 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Судом установлено, что 03 сентября 1996 года истцу назначена пенсия по старости по ч.3 ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 12) из расчета общего трудового стажа 36 лет 11 месяцев 7 дней, специального 7 лет 8 месяцев 15 дней. Впоследствии в связи с продолжением истцом работы пенсионным органом трижды произведен перерасчет пенсии по старости, 01.02.1999 периоды работы истца после 31.10.1995 года исключены из общего трудового стажа.

01 декабря 2011 года Быданов Г.Д. обратился к ответчику с заявлением о включении в трудовой стаж периода работы с 31 октября 1995 года по 14 августа 1998 года в качестве тракториста - бульдозериста в АО «***» и перерасчете пенсии по старости с учетом данного периода (л.д. 22).

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края от 02 декабря 2011 года истцу было отказано о включении указанного периода работы в общий и специальный трудовой стаж, ввиду того, что с 31 октября 1995 года работодателем не уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ (л.д. 4).

Разрешая заявленные требования, суд согласно материалам дела, а именно: записи в трудовой книжке; копий приказов работодателя о приеме и увольнении с предприятия истца; справок о начислении ему заработной платы; показаний свидетелей (л.д. 8-9, 33-36, 39-41, 52-61, 68-71), установил факт того, что истец в указанный период действительно работал в качестве тракториста - бульдозериста в АО «***» и получал заработную плату, в связи с чем обязал ответчика включить спорный период в страховой стаж истца и произвести перерасчет пенсии с его учетом с 01 декабря 2008 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу части 2 указанной статьи государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Так, в настоящее время основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).

Согласно ст. 10 названного закона, вступившего в силу с 01 января 2002 года, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в законную силу указанного Закона, его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом в п.4 данной правовой нормы установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в том числе перечисляются включаемые в неё периоды.

Спорный период работы истца приходится на время действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01 января 2002 года) (далее Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89).

Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как и в настоящее время на основании вышеуказанных нормативных актов, должен был производить работодатель.

Право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (в соответствии со ст. 237 КЗоТ РФ, действовавшего ранее) и обеспечивается в настоящее время уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 2 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ установлено, что страховой стаж -учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст. 3 указанного нормативного акта право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 10 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит на пенсию.

Так, приведенная норма п. 1 ст. 10 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. При этом Конституционный Суд Российской Федерации обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10 июля 2007 года N 9-П.

Более того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 798-0-0 "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П" указывается на то, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года).

Таким образом, судом сделан верный вывод о том, что факт неуплаты работодателем страховых взносов за спорный период работы истца не позволяет исключать данный период из его трудового стажа.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о включении указанного периода в страховой стаж истца, поскольку Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1, действовавшем на тот период, как такого понятия страхового стажа не предусматривалось, одним из оснований определяющих право на пенсию являлся общий трудовой стаж (ст. 10).

Согласно п. 4 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

Следовательно, спорный период трудовой деятельности подлежит включению в общий трудовой стаж истца.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть судебного решения в части включения спорного периода трудовой деятельности истца в общий трудовой стаж, изложив данную часть в новой редакции.

Что же касается доводов жалобы о пропуске истцом срока исковой давности для перерасчета пенсии, то данные доводы не могут быть приняты во внимание.

Суд, удовлетворяя исковые требования Быданова Г.Д., обязал ответчика произвести перерасчет пенсии истца за три года до обращения его в суд с настоящими исковыми требованиями, то есть с 01 декабря 2008 года, в то время как истец просил произвести перерасчет за весь период, т. е. с момента назначения пенсии с 03 сентября 1996 года.

При рассмотрении дела судом были применены по аналогии закона положения ст. 208 ГК РФ относительно распространения исковой давности на требования, связанные с правоотношениями по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.

Между тем, нормы Гражданского кодекса, касающиеся исковой давности, не подлежат применению к возникшим в данном случае правоотношениям, вытекающим из пенсионного законодательства и носящим публично-правовой характер.

Однако выводы суда о произведении перерасчета пенсии истцу с 01 декабря 2008 года являются верными, а доводы жалобы ответчика в этой части несостоятельными, поскольку согласно п. 2 ст. 23 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Коль скоро именно по вине пенсионного органа спорные периоды были исключены из стажа работы истца, в то время как включение указанных периодов в стаж работы истца влечет за собой право истца на перерасчет трудовой пенсии по старости согласно п.4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях», соответственно вывод суда о производстве перерасчета пенсии за прошлое время (но не ранее чем с 10.07.2007) является обоснованным. Быдановым Г.Д. решение суда в части срока перерасчета не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.

Исходя из изложенного, правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кудымкарского городского суда от 16 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Быданова Г.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о включении периода работы в трудовой стаж, и перерасчете трудовой пенсии оставить без изменения.

Резолютивную часть решения изложить в новой редакции:

Исковые требования Быданова Г.Д. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края включить период работы Быданова Г.Д. в АО «***» с 31 октября 1995 года по 14 августа 1998 года в общий трудовой стаж; произвести перерасчет пенсии Быданову Г.Д. с 1 декабря 2008 года.

Председательствующий-Судьи-

33-3605/2012

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.04.2012Судебное заседание
25.04.2012Дело сдано в канцелярию
27.04.2012Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее