Дело № 2-2297/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2013 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Раевой А.С.,
с участием истца – Бадретдиновой А.Е.,
представителя истца – Глызиной А.С., действующей на основании ордера,
представителя ответчика Управления жилищных отношений администрации г.Перми - Гарбарук Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Министерства социального развития Пермского края - Мирсагитовой Л.Ф., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Бадретдиновой А.Е., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, третьи лица – Министерство социального развития Пермского края, о признании отказов незаконными, возложении обязанности,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, с учетом уточнений просит признать отказы Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. незаконными, возложить обязанность предоставить данную социальную выплату ДД.ММ.ГГГГ, признать семью истца в составе из 3 человек нуждающимися в улучшении жилищных условий, восстановить в списке претендентов на получение социальной выплаты, взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере <руб.>, нотариуса в размере <руб.>, оплату государственной пошлины в сумме <руб.>.
В обоснование требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ семья истца является участником программы «Обеспечение жильем молодых семей». ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления жилищных отношений администрации г.Перми Бадретдиновой А.Е. отказано в получении социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в связи с отсутствием у супруга ФИО3 постоянной регистрации на территории г.Перми на момент обращения с заявлением на участие в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.». ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом и ФИО3 расторгнут. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о восстановлении ее семьи в очередь на получение социальной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ письмом № Управление жилищных отношений администрации г.Перми отказало истцу в получении социальной выплаты. Истец считает данные отказы незаконными, поскольку является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Так, семья истца зарегистрирована и проживает по <Адрес>. Общая площадь данного жилого помещения составляет 67,1 кв.м., жилая- 41,2 кв.м. В квартире зарегистрировано 7 человек. На каждого члена семьи приходится по 9,6 кв.м. общей площади. В собственности истец и ее несовершеннолетние дети объектов недвижимости не имеют, дети проживают с истцом, истец состоит в разводе с мужем, в связи с чем, принимать его во внимание при определении прав истца и членов ее семьи не следует. Кроме того, в случае удовлетворения иска истец считает необходимым взыскать с ответчика судебные расходы (л.д.3-8, 133-137).
Истец в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указав, что с исковыми требованиями не согласна. На момент разрешения вопроса об участии истца в прорамме действовала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. и краевая целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.». Поскольку ФИО3 не был зарегистрирован в г.Перми, данная семья нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. в г.Перми признана быть не могла. ДД.ММ.ГГГГ семья истца была признана участницей краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.», в соответствии с которой нуждающейся в улучшении жилищных условий признавалась семья, не имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилое помещение общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, применяемой в целях настоящей программы, и в соответствии с которой допускалось оформление регистрации по месту жительства на территории Пермского края. В настоящее время улучшение жилищных условий молодых семей осуществляется в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.». В связи с тем, что семья истца не имела права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., социальная выплата в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. предоставлена быть также не может. Вместе с тем, семья сохраняет право на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья. В случае разрешения вопроса о возмещении судебных расходов просит учесть, что сумма расходов на оплату услуг представителя является неразумной, договор об оказании таких услуг истцом не представлен (л.д.33-35).
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что семья Бадретдиновых была признана участником краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.», таким образом, у семьи не возникло право на получение социальной выплаты в рамках реализации программы 2011-2015 г.г. с привлечением средств федерального бюджета на основании документов, представленных при поставке на участие в программе 2007-2010 г.г. То обстояте6льство, что истец расторгла брак с ФИО3 влияет лишь на количественный состав семьи. Таким образом, считает отказ Управления жилищных отношений администрации г.Перми законным и обоснованным (л.д.28-30).
Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, принимая во внимание материалы учетного дела, суд считает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.
В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".
Согласно п.1.1 долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.
Программа разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".
Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:
добровольность участия молодых семей в Программе;
адресный характер оказания финансовой помощи;
вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;
целевое расходование средств, предоставляемых участницам Программы;
собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.
Возможность улучшить жилищные условия предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы, за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделяемых для реализации Программы, только один раз (п.1.2).
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;
продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью (п.3.2).
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы);
средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы";
средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей) на условиях софинансирования мероприятий Программы;
средства внебюджетных источников, в том числе:
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;
средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья;
средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты (п.5.1).
В силу п.1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:
Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.
Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.
Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;
б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;
в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года при условии, что ими представлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных должно быть представлено потенциальными участницами Программы в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов не позднее 1 июля 2011 года.
Также сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета:
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)
потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 5 сентября 2005 г. N 2453-543 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" и Законом Пермского края от 5 июня 2006 г. N 3050-687 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы";
потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы";
потенциальные участницы Программы - семьи, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно).
Потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов (п. 1.3.1 введен Постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п).
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Бадретдинова А.Е. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением на участие в областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.» в составе семьи из трех человек (л.д.84-85).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ семья Бадретдиновой А.Е. была признана участником краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.» (л.д.83).
ДД.ММ.ГГГГ у Бадретдиновых родилась дочь – ФИО1 (л.д.52).
ДД.ММ.ГГГГ семья Бадретдиновых обратилась в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.» (л.д.42).
Решением Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.», в связи с отсутствием у ФИО3 постоянной регистрации на территории г.Перми на момент обращения с заявлением на участием в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.» (л.д.36-37).
Судом также установлено, что на момент принятия решения и рассмотрения настоящего дела истец и члены ее семьи (истец и дети) имели регистрацию по <Адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО4, ФИО5 на основании договора безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 был зарегистрирована в квартире, <Адрес>. Однако, на момент обращения в Управление жилищных отношений администрации г.Перми ДД.ММ.ГГГГ фактически проживал с истцом по <Адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО3 и Бадретдиновой А.Е. расторгнут.
Истец и члены ее семьи (дети) иного жилья на праве собственности, либо по социальному найму не имеют.
Таким образом, принимая во внимание, условия Программы, действовавшей на период принятия семьи Бадретдиновых в качестве ее участников (отсутствие жилья на праве собственности либо по социальному найму более учетной нормы), суд считает, что Бадретдиновы нуждаются в улучшении жилищных условий, что в целом ответчиком не оспаривается.
Телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ Бадретдинова А.Е. была уведомлена о включении ее семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.» по Пермскому городскому округу.
Проанализировав изложенное выше законодательство, а также представленные суду доказательства, суд считает, что Управление жилищных отношений администрации г.Перми необоснованно отказало Бадретдиновой А.Е. в праве на получение социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.», поскольку, по мнению суда, во внимание следует принимать фактическое место жительств хотя бы одного из супругов на территории г.Перми, так как указанное обстоятельство определяет орган местного самоуправления, куда следует обратиться для участия в программе, учитывая то, что Бадретиновы оба имели постоянную регистрацию на территории Пермского края, реализация программы также осуществляется на территории Пермского каря, а сама программа каких-либо запретов в этой части не содержит. Более того, суд приходит к выводу, что ФИО3 до расторжения брака уже длительный период времени проживал по <Адрес>, вселился в данное жилое помещение в качестве члена семьи своего супруги еще до обращения с заявлением в Управление жилищных отношений администрации г.Перми, вместе с тем, регистрацию по указанному адресу не имел, а регистрация в <Адрес> носила формальный характер.
Определяя законность действий Управления жилищных отношений администрации г.Перми, суд исходит из характера спорных правоотношений, а также законодательства, действующего не только на дату рассмотрения дела, но и на дату признания истца и членов ее семьи (несовершеннолетние дети) участниками краевой программы, а также принимает во внимание, что семьи, состоявшие на учете после истца своим правом на получение социальной выплаты уже воспользовались.
Таким образом, следует признать отказ Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признать за истцом на семью из 3 человек право на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", восстановить Бадретдинову А.Е., действующую также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, в числе участников-претендентов программы «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. с даты исключения – ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, оснований для признания ответа Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным суд не усматривает, поскольку данный ответ носит разъяснительный характер о ранее принятом решении, на права и обязанности истца не влияет, как иные требования истца судом расценивается как основания иска.
Доводы представителя ответчика и третьего лица относительно обстоятельств отказа истцу в иске суд признает несостоятельными в связи с изложенным выше.
Оснований для возложения на ответчиков обязанность осуществить социальную выплату ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает, так как считает, что сам факт признания права истца на проведение социальной выплаты уже является основанием для ее проведения в установленном законом порядке, а также требований бюджетного законодательства.
В соответствии с требованиями ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая изложенное выше, в пользу истца с ответчика должны быть взысканы расходы на оплату услуг представителя с учетом сложности дела, его длительности, а также разумности. Заявленная истцом сумма издержек, понесенных в связи с ведением дела, в размере <руб.>, по мнению суда, является неразумной и несоразмерной, так как рассматриваемое дело не представляет особой сложности и не потребовало большого количества времени для его подготовки со стороны истца.
С учетом выше изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленная истцом сумма расходов по оплате услуг представителя подлежит удовлетворению в части, в именно в сумме <руб.>. Факт несения таких расходов подтверждается соглашением об оказании юридической помощи, квитанцией (л.д.20).
Расходы на оплату услуг нотариуса в сумме <руб.>, а также расходы на уплату государственной пошлины в сумме <руб.>подлежат возмещению в силу ст. 94, 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать отказ Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Признать за Бадретдиновой А.Е., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, право на получение социальной выплаты на семью из трех человек в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.
Восстановить Бадретдинову А.Е., действующую также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, в числе участников-претендентов программы «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления жилищных отношений администрации г.Перми в пользу Бадретдиновой А.Е. расходы на оплату услуг представителя в размере <руб.>, нотариуса в сумме <руб.>, оплату государственной пошлины в сумме <руб.>.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья: Гачегова Е.И.