Дело № 2-2820/2019 (69RS0038-03-2019-006031-40)
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Райской И.Ю.,
при секретаре Ивановой В.А.,
с участием: представителя истца Сайко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Управления Россельхознадзора по Тверской области к Язычан Г.С. о возложении обязанности разработать проект восстановления нарушения земель, возмещении вреда, причинённого почвам земель сельскохозяйственного назначения, взыскании ущерба,
у с т а н о в и л:
Управление Россельхознадзора по Тверской области в лице представителя по доверенности Зорина М.В. обратилось в суд с иском, в котором просит возложить на Язычяна Г.С. обязанность разработать в аккредитованной организации проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, общей площадью 12 га, расположенного в 350м по направлению на восток от д. Борутино с/п Высоково Рамешковского района Тверской области; обязать на основании разработанного проекта восстановления (рекультивации) нарушенных земель произвести комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельного участка, привести качество почв земельного участка до ранее достигнутого уровня плодородия соответствующего разрешенному использованию – для сельскохозяйственного производства (вид сельскохозяйственных угодий - пашня), взыскать, причиненный, окружающей среде в сумме 161 280 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что в Управление Россельхознадзора по Тверской области поступило обращение ФИО1 по факту размещения мусора на земельных участках №, расположенных в районе д. Сидорово и д. Колодово Рамешковского района Тверской области. На земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 12 га вдоль северо-восточной границы участка выявлена свалка: отходы (мусор) от сноса и разборки зданий несортированный на площади 420 кв.м., высота размещения 30см. Данный земельный участок согласно выписки из ЕГРН № КУВИ-001/2018-747366, с 2011 года принадлежит на праве собственности ответчику Язычяну Г.С. На основании приказа Управления от 26 марта 2018 года № 344-ФЛ старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении Язычяна Г.С. Актом проверки от 04 апреля 2018 года № 04-20/39(01) установлено: 03 апреля 2018 года с 11 часов 20 минут до 12 часов 00 минут в результате проведённой внеплановой проверки на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской области от 26 марта 2018 года № 344-ФЛ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью 12 га, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства (вид сельскохозяйственных угодий - пашня), расположенном в 350 м по направлению на восток от д. Борутино с/п Высоково Рамешковского района Тверской области (географические координаты определены с использованием навигационной системы GPS: т.1 N 57,32924° Е 36,03941°, т.2 N 57,33055° Е 36,04093°), вдоль северо-восточной границы участка выявлена свалка: отходы (мусор) от сноса и разборки зданий несортированные на площади 420 кв.м., высота размещения 30 см. (географические координаты т.3 N57,33084° Е 36,04060°, т.4 N 57,32941° Е 36,04074°), также на участке выявлено очаговое зарастание древесно-кустарниковой растительностью (ива, осина, береза), следы сельскохозяйственной деятельности отсутствуют. Постановлением Управления от 10 июля 2018 года № ПСТ-04-20/820 Язычян Г.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Штраф не оплачен. Язычяну Г.С. выдано предписание от 04 апреля 2018 года № 04-20/33(01) об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, срок устранения нарушения 01 августа 2018 года. Предписание от 04 апреля 2018 года № 04-20/33(01) Язычяном Г.С. в срок не исполнено. Управлением составлен протокол от 01 октября 2018 года об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 3 Московского района г. Твери. Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Московского района г. Твери от 30 октября 2018 года по делу № 5-848-3/2018 Язычян Г.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Язычяну Г.С. выдано новое предписание от 20 сентября 2018 года № 04-20/157 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, срок устранения нарушения 30 апреля 2019 года. Предписание от 20 сентября 2018 года № 04-20/157 Язычяном Г.С. в срок не исполнено. Управлением составлен протокол от 09 сентября 2019 года об административном правонарушении по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ (повторное в течение года невыполнение в установленный срок предписания федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства) и направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 72 Тверской области. Постановлением мирового судьи судебного участка № 72 Тверской области от 29 июля 2019 года по делу № 5-486/2019 Язычян Г.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. По письменному запросу Управления от 10 апреля 2018 года № 04-13-РМ/1926 ФГБУ «Тверская МВЛ» проведен расчета ущерба, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате загрязнения земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №. Согласно заключению ФГБУ «Тверская МВЛ» от 20 апреля 2018 года № 22-661 ущерб от размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 12 га (вид сельскохозяйственных угодий - пашня), расположенном в 250м по направлению на восток от д. Борутино с\п Высоково Рамешковского района Тверской области, вдоль северо-восточной границы участка выявлена свалка отходы (мусор) от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 9001 01 72 4), класс опасности - 4, площадь размещения 420 кв.м., высота размещения 30 см. составляет 161 280 рублей. В связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании представитель истца Управления Россельхознадзора по Тверской области Сайко В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Язычан Г.С., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, о причинах неявки не сообщил, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Судебные извещения о рассмотрении дела неоднократно направлялись ответчику по адресу, указанному в иске и в заявлении на предоставление кредита, а также по адресу, указанному Отделом АСР УФМС России по Тверской области. Поскольку адрес ответчика указан верно, что соответствует данным Отдела АСР УФМС России по Тверской области, суд с учетом положений статьи 117 ГПК РФ считает ответчика Язычана Г.С. надлежащим образом извещенной о рассмотрении дела.
В связи с изложенным, принимая во внимание положения статей 167, 233 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истца, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика по имеющимся материалам дела в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.
Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационально использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п. 1).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.2).
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе, меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации); установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации; обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору; ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 12 га., расположенного в 350м по направлению на восток от д. Борутино с/п Высоково Рамешковского района Тверской области, принадлежит на праве собственности Язычану Г.С. Указанные обстоятельства также подтверждены выпиской из ЕГРН от 26 сентября 2019 № КУВИ-001/2019-23520263(л.д. 127).
В рамках реализации возложенных на истца полномочий на основании обращения ФИО1. была проведена проверка и актом планового (рейдового) осмотра, обследования №04-20/11(01) установлено: 03 апреля 2018 года с 11 часов 20 минут до 12 часов 00 минут в результате проведённой внеплановой проверки на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской области от 26 марта 2018 года № 344-ФЛ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью 12 га, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства (вид сельскохозяйственных угодий – пашня), расположенном в 350 м по направлению на восток от д. Борутино с/п Высоково Рамешковского района Тверской области (географические координаты определены с использованием навигационной системы GPS: т.1 N 57,32924° Е 36,03941°, т.2 N 57,33055° Е 36,04093°), вдоль северо-восточной границы участка выявлена свалка: отходы (мусор) от сноса и разборки зданий несортированные на площади 420 кв.м., высота размещения 30 см. (географические координаты т.3 N57,33084° Е 36,04060°, т.4 N 57,32941° Е 36,04074°), также на участке выявлено очаговое зарастание древесно-кустарниковой растительностью (ива, осина, береза), следы сельскохозяйственной деятельности отсутствуют.
Понятие отходы производства и потребления определено в абзаце 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные отходы; 2 класс - высоко опасные отходы; 3 класс - умеренно опасные отходы; 4 класс - мало опасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы.
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» - мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12 901 01 72 4), относится к 4 классу опасности.
В соответствии со ст. 51 Федерального законом № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Также на вышеуказанном земельном участке усматриваются признаки неиспользования участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»), выражающиеся в следующем: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; залесенность и (или) закустаренность на пашне составляет свыше 15 процентов площади земельного участка.
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08 июля 2010 года № 238, произведено исчисление размера вреда, причиненного почвам в результате выявления свалки отходов (мусор) от сноса и разборки зданий несортированных (8 12 9001 01 72 4), класс опасности - 4, площадь размещения 420 кв.м., высота размещения 30 см., составил в денежном выражении 161 280 рублей.
Какие-либо доказательства о том, что на указанном земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 12 га, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства (вид сельскохозяйственных угодий - пашня), расположенном в 350 м по направлению на восток от д. Борутино с/п Высоково Рамешковского района Тверской области отсутствует свалка отходов (мусор), ответчиком вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Расчет суммы возмещения вреда ответчиком также не оспорен, контр расчет не представлен.
Доказательств устранения вышеуказанных загрязнений своими силами и за свой счет ответчиком суду также не представлено. Данное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что работы по устранению допущенных нарушений, указанных в исковом заявлении не проводились.
Следовательно, ответчиком не приняты в полной мере действия по организации рекультивации вышеуказанного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд считает требования Управления Роскомнадзора по Тверской области о возложении обязанности разработать проект восстановления нарушения земель, возмещении вреда, причинённого почвам земель сельскохозяйственного назначения, взыскании ущерба законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из положений ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Учитывая вышеизложенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что на Язычана Г.С. должна быть возложена обязанность по проведению работ по рекультивации загрязненного земельного участка, общей площадью 12 га, разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства (вид сельскохозяйственных угодий - пашня), расположенном в 350 м по направлению на восток от д. Борутино с/п Высоково Рамешковского района Тверской области, в соответствии с соответствующим проектом восстановительных работ и за счет собственных средств.
В порядке ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом положений действующих нормативных актов, в связи с необходимостью дополнительных временных и финансовых затрат на осуществление указанных мероприятий, суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Таким образом, поскольку судом были удовлетворены требования истца к ответчику Язычану Г.С., суд приходит к выводу о том, что в пользу муниципального образования г. Твери подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 525 рублей 60 копеек (3 225 рублей 60 копеек – за требование имущественного характера, подлежащего оценке, + 300 рублей за требование имущественного характера, не подлежащего оценке).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Россельхознадзора по Тверской области к Язычан Г.С. о возложении обязанности разработать проект восстановления нарушения земель, возмещении вреда, причинённого почвам земель сельскохозяйственного назначения, взыскании ущерба – удовлетворить.
Обязать Язычан Г.С. разработать в аккредитованной организации проект восстановления (рекультивации) нарушенных земель – земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, общей площадью 12га, расположенного в 350м по направлению на восток от д. Борутино с/п Высоково Рамешковского района Тверской области в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда и на основании разработанного проекта восстановления (рекультивации) нарушенных земель произвести комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельного участка, привести качество почв земельного участка до ранее достигнутого уровня плодородия соответствующего разрешенному использованию – для сельскохозяйственного производства (вид сельскохозяйственных угодий – пашня) в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Язычан Г.С. в пользу бюджета муниципального образования Рамешковского района Тверской области ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 161 280 (сто шестьдесят одной тысячи двести восемьдесят) рублей.
Взыскать с Язычан Г.С. государственную пошлину в доход муниципального образования г. Твери в размере 3 525 (три тысячи пятьсот двадцать пять) рублей 60 копеек.
Решение может быть отменено по заявлению ответчика, поданному в Центральный районный суд г. Твери в течение 7 дней со дня вручения копии решения, а также обжаловано сторонами в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери.
Решение составлено в окончательной форме 27 декабря 2019 года.
Председательствующий И.Ю. Райская