Решение по делу № 3а-282/2018 ~ М-320/2018 от 01.10.2018

Дело № 3а-282/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2018 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ровенко П.А.

при секретаре Сылко Н.А.

с участием прокурора Будлова И.М.

с участием Ищенко А.С., его представителей Чихунова М.Н., Кульганика С.В. и Клименко А.А., представителей Избирательной комиссии Приморского края Охотникова Р.А. и Бессоновой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ищенко А.С. о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Приморского края по нерассмотрению в установленном законом порядке поданных жалоб; об отмене решения Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1043 «О работе с жалобами, связанными с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, поступившими в Избирательную комиссию Приморского края при проведении повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края»; о признании незаконными действий Избирательной комиссии Приморского края по внесению сведений в строки №№ 4, 13 и 14 протокола Избирательной комиссии Приморского края о результатах выборов от 20 сентября 2018 года; об отмене решения Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044 «О результатах повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края, назначенных на 16 сентября 2018 года»

у с т а н о в и л:

1 октября 2018 года Ищенко А.С., являвшийся зарегистрированным кандидатом в Губернаторы Приморского края, выдвинутым Приморским краевым отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконными бездействия, действий и решений Избирательной комиссии Приморского края.

В обоснование своих требований административный истец указал, что решением Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года на основании первых экземпляров протоколов об итогах повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края от 16 сентября 2018 года, поступивших из территориальных избирательных комиссий Приморского края, определены следующие итоги голосования: за кандидата Ищенко А.С. – 245550 голосов избирателей, за кандидата ФИО24, выдвинутого Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», – 253200 голосов избирателей.

Между тем, по мнению Ищенко А.С., при подведении итогов голосования в территориальных избирательных комиссиях городов Артёма, Находки и Уссурийска были допущены грубые нарушения закона, в результате чего произошло существенное искажение итогов голосования.

Так, внесённые в Государственную автоматизированную систему «Выборы» (далее – ГАС «Выборы») результаты голосования на ряде участковых избирательных комиссий Уссурийского городского округа (№№ 2801, 2805, 2812, 2818, 2819, 2820, 2826, 2828, 2829, 2834, 2838, 2844, 2845, 2846, 2847, 2850, 2854, 2856, 2858, 2862, 2863, 2867, 3821), Артёмовского городского округа (№№ 303, 304, 318, 328, 347, 354), Находкинского городского округа (№№ 1904, 1923, 1926, 1943, 1944, 1966, 1968) не соответствовали данным протоколов, поступивших из перечисленных участковых избирательных комиссий в территориальные избирательные комиссии, сведения из которых также были отражены в увеличенных формах сводных таблиц. Во всех случаях происходило занижение общего количества голосов, отданных за кандидата Ищенко А.С., и, напротив, существенное увеличение количества голосов избирателей, отданных за кандидата ФИО24 Кроме того, незаконно производился повторный ввод искажённых результатов голосования в ГАС «Выборы».

Из проведённого административным истцом расчёта следует, что всего 16 сентября 2018 года при повторном голосовании на досрочных выборах Губернатора Приморского края за кандидата Ищенко А.С. было отдано 246999 голосов избирателей, за кандидата ФИО24 – 223300 голосов избирателей.

По фактам имевшихся нарушений кандидатом Ищенко А.С. и его доверенными лицами в адрес Избирательной комиссии Приморского края направлялись жалобы, которые в нарушение требований действующего законодательства по существу рассмотрены не были. Своим решением от 20 сентября 2018 года № 114/1043 «О работе с жалобами, связанными с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, поступившими в Избирательную комиссию Приморского края при проведении повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края» (далее – решение Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1043), Избирательная комиссия Приморского края перенаправила эти жалобы для проведения проверки в Управление Министерства внутренних дел по Приморскому краю (далее – УМВД России по Приморскому краю).

Со ссылкой на положения статьи 69 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), статей 80, 90, 92 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62-КЗ, принятого Законодательным Собранием Приморского края 25 июня 2003 года (далее – Избирательный кодекс Приморского края), административный истец просил суд:

- признать незаконным бездействие Избирательной комиссии Приморского края по нерассмотрению в установленном законом порядке по существу до установления итогов голосования поданных жалоб;

- отменить решение Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1043;

- отменить решение Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года об утверждении итогов голосования по состоявшемуся 16 сентября 2018 года повторному голосованию на досрочных выборах Губернатора Приморского края.

В ходе рассмотрения дела Ищенко А.С. неоднократно изменял предмет заявленных административных исковых требований, дополнив его требованием об отмене решения Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044 «О результатах повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края, назначенных на 16 сентября 2018 года» (далее – решение Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044), а также заменив требование «об отмене решения Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года об утверждении итогов голосования по состоявшемуся 16 сентября 2018 года повторному голосованию на досрочных выборах Губернатора Приморского края» на требование «признать незаконными действия Избирательной комиссии Приморского края по внесению заведомо недостоверных сведений в строки №№ 4 (число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещениях для голосования в день голосования - 0484678), 13 (число голосов избирателей, поданных за Ищенко А.С. - 0245550) и 14 (число голосов избирателей, поданных за ФИО24 - 0253200) протокола Избирательной комиссии Приморского края о результатах выборов, подписанного 20 сентября 2018 года в 15.06 часов». Помимо этого, в целях восстановления своих прав, нарушенных действиями Избирательной комиссии Приморского края, административный истец просил суд, произведя повторный подсчёт голосов избирателей, внести изменения в оспариваемый им протокол от 20 сентября 2018 года, указав в строке № 13 вместо «0245550» значение «0246999», а в строке № 14 вместо «0253200» значение «0223300».

В судебном заседании Ищенко А.С., а также его представители Чихунов М.Н., Кульганик С.В., Клименко А.А. и Шестун Я.Ю. (участвовавшая в судебном заседании 10 и 11 октября 2018 года) поддержали уточнённые административные исковые требования в полном объёме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении и в дополнительных письменных пояснениях. Просили суд: признать незаконным бездействия Избирательной комиссии Приморского края по нерассмотрению в установленном законом порядке поданных жалоб; признать незаконными действия Избирательной комиссии Приморского края по внесению заведомо недостоверных сведений в строки №№ 4, 13 и 14 протокола Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года; отменить решения Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1043 и от 20 сентября 2018 года № 114/1044; в целях восстановления нарушенных прав кандидата в Губернаторы Приморского края Ищенко А.С. произвести повторный подсчёт голосов избирателей и внести изменения в оспариваемый протокол Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года, указав в строке № 13 вместо «0245550» значение «0246999», а в строке № 14 вместо «0253200» значение «0223300».

Дополнительно административный истец и его представители суду пояснили, что до определения результатов выборов Губернатора Приморского края Избирательной комиссией Приморского края не были рассмотрены по существу жалобы кандидата Ищенко А.С. и его доверенных лиц об отмене итогов голосования на ряде участковых избирательных комиссий Артёмовского, Находкинского и Уссурийского городских округов Приморского края и на соответствующих территориальных избирательных комиссиях. По смыслу пункта 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ Избирательная комиссия Приморского края по поступившим жалобам была обязана принять одно из следующих решений: оставить их без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие). Однако, Избирательная комиссия Приморского края не приняла необходимые решения о повторном подсчёте голосов на спорных избирательных участках, перенаправив все поступившие жалобы в нарушение требований действующего законодательства в правоохранительные органы (решение Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1043). В решении Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044 имеется ссылка на ситуацию в территориальной избирательной комиссии Советского района города Владивостока, где избирательная документация из 13 участковых избирательных комиссий в связи с объявленной пожарной тревогой длительное время находилась вне контроля должностных лиц территориальной избирательной комиссии. Между тем на момент объявления ложной пожарной тревоги итоги голосования уже были подведены, вся избирательная документация находилась в запертых кабинетах, которые не вскрывались, следовательно, данная документация не подвергалась порче или уничтожению и она могла быть использована для проведения повторного подсчёта голосов. Решение территориальной избирательной комиссии Советского района города Владивостока от 18 сентября 2018 года № 658/132, на которое имеется ссылка в решении Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044, не соответствует требованиям действующего законодательства, содержит вывод о признании недействительными итогов голосования на 12 избирательных участках (а не на 13, как указывается в решении Избирательной комиссии Приморского края). Кроме того, всего количество избирателей на этих избирательных участках составляло 1,5% от общего числа избирателей Приморского края, что значительно меньше одной четверти от внесённых в списки избирателей на момент окончания голосования, необходимой для признания результатов выборов недействительными.

Представители Избирательной комиссии Приморского края Охотников Р.А. и Бессонова Е.А. просили суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях, приобщённых к материалам дела. Дополнительно представители административного ответчика пояснили, что Избирательная комиссия Приморского края уполномочена определять результаты выборов Губернатора Приморского края и осуществлять их официальное опубликование, тогда как утверждение административного истца о том, что Избирательная комиссия Приморского края осуществляет деятельность по установлению итогов голосования, основано на неверном толковании положений действующего законодательства. Избирательная комиссия Приморского края рассмотрела все 13 обращений (жалоб), поступивших от кандидата Ищенко А.С. и его доверенных лиц в период с 16 по 20 сентября 2018 года. Поскольку в данных обращениях (жалобах) заявители приводили доводы о возможной фальсификации итогов голосования, о противоправных действиях со стороны неустановленных лиц, требующих проведения оперативно-розыскных мероприятий, Избирательная комиссия Приморского края в решении от 20 сентября 2018 года № 114/1043 пришла к выводу о необходимости направления соответствующих материалов в правоохранительные органы. Данное решение прав и законных интересов административного истца не нарушает, сам Ищенко А.С. присутствовал на заседании от 20 сентября 2018 года и не выражал своего несогласия с принятым решением. Решение 20 сентября 2018 года № 114/1044 о признании результатов досрочных выборов Губернатора Приморского края недействительными принято Избирательной комиссией Приморского края в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства и учитывает ситуацию, сложившуюся в Советском районе города Владивостока при установлении итогов повторного голосования, когда территориальная избирательная комиссия указанного района решением от 18 сентября 2018 года № 658/132 признала недействительными решения участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 802, 808, 810, 812, 813, 816, 831, 833, 834, 837, 838, 839, 880 об итогах голосования. Поскольку число избирателей, включённых в списки избирателей на данных избирательных участках, составляло 24246 человек, что превышало разницу между кандидатами Ищенко А.С. и ФИО24 по итогам подсчёта всех голосов избирателей (7650), с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на досрочных выборах Губернатора Приморского края не представлялось возможным. Кроме того, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 сентября 2018 года № 182/1439-7 «О ситуации с повторным голосованием на досрочных выборах Губернатора Приморского края» (далее – Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 сентября 2018 года № 182/1439-7) Избирательной комиссии Приморского края было рекомендовано признать результаты досрочных выборов Губернатора Приморского края недействительными. Непосредственно протокол о результатах выборов, подписанный 20 сентября 2018 года, в строках №№ 4, 13, 14 содержал суммированные данные из первых экземпляров протоколов территориальных избирательных комиссий, он был составлен на пятый день со дня голосования, то есть в пределах установленного действующим законодательством срока, и действующему законодательству не противоречит. Правовых оснований как для проведения повторного пересчёта голосов избирателей, так и для внесения изменений в протокол Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года, путём указания в строке № 13 значения «0246999» и в строке № 14 значения «0223300», не имеется.

Выслушав объяснения административного истца и его представителей, объяснения представителей административного ответчика, заслушав заключение начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Будлова И.М., полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума) рассматриваются в качестве суда первой инстанции верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и автономного округа.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы,

В силу части 15 статьи 239 КАС РФ гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования и о результатах выборов.

Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5), к решениям избирательной комиссии, которые могут быть оспорены в суде, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально. К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий. Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 8 июня 2018 года № 882 на 9 сентября 2018 года назначались досрочные выборы Губернатора Приморского края.

Решением Избирательной комиссии Приморского края от 8 августа 2018 года № 94/929 Ищенко А.С., выдвинутый Приморским краевым отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом на должность Губернатора Приморского края.

Поскольку в результате досрочных выборов, состоявшихся 9 сентября 2018 года, ни один из кандидатов, включённых в избирательный бюллетень, не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, решением Избирательной комиссии Приморского края от 10 сентября 2018 года № 108/1012 на 16 сентября 2018 года назначалось повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей: Ищенко А.С. и ФИО24

В период с 16 по 20 сентября 2018 года от административного истца, его доверенных лиц в Избирательную комиссию Приморского края (в том числе через Центральную избирательную комиссию Российской Федерации) поступило 13 обращений (жалоб) по вопросам нарушений, связанных с проведением голосования и подведением его итогов.

Постановлением Центральной избирательной комиссии от 19 сентября 2018 года № 182/1439-7 Избирательной комиссии Приморского края было рекомендовано в соответствии с пунктом 9 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ признать результаты досрочных выборов Губернатора Приморского края недействительными, поскольку невозможно достоверно определить результаты волеизъявления избирателей и не представляется возможным назначить повторный подсчёт голосов избирателей, который не сможет устранить имеющиеся сомнения в достоверности волеизъявления избирателей на указанных выборах. Кроме того, данным решением Избирательной комиссии Приморского края было также поручено направить материалы, связанные с возможными нарушениями на досрочных выборах Губернатора Приморского края в федеральные правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

В ходе заседания Избирательной комиссии Приморского края по результатам повторного голосования, проведённого 20 сентября 2018 года, принято решение № 144/1043, которым обращения (жалобы) кандидата Ищенко А.С. и его доверенных лиц о фальсификации итогов голосования на избирательных участках, расположенных в Уссурийском, Артёмовском и Находкинском городских округах, направлены в УМВД России по Приморскому краю для проведения проверки и, в случае установления фактов нарушения требований закона, привлечения виновных лиц к ответственности.

На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из 38 территориальных избирательных комиссий, путём суммирования содержащихся в них данных Избирательная комиссия Приморского края 20 сентября 2018 года в 15 часов 06 минут составила протокол повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края 16 сентября 2018 года, в соответствии с которым число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещениях для голосования в день голосования, составило 484678 (строка № 4 протокола); число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата Ищенко А.С. – 245550 (строка № 13 протокола); число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата ФИО24 – 252200 (строка № 14 протокола).

В то же время, учитывая, что при проведении выборов и установлении итогов повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края были допущены существенные нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, решением Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044 результаты досрочных выборов Губернатора Приморского края признаны недействительными.

Таким образом, по существу на заседании Избирательной комиссии Приморского края 20 сентября 2018 года были последовательно приняты: решение по поступившим жалобам, которые связаны с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов при проведении повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края; определены результаты выборов (соответствующее решение оформлено протоколом); решение о признании результатов досрочных выборов недействительными.

Оспаривая решение Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 144/1043, Ищенко А.С. ссылается на бездействие административного ответчика, выразившееся в нерассмотрении в установленном законом порядке по существу до установления итогов голосования поданных жалоб.

Применительно к данному спору суд рассматривает требования административного истца исходя из его правовой заинтересованности в соблюдении требований действующего законодательства при рассмотрении поданных непосредственно им и его доверенными лицами обращений (жалоб) в Избирательную комиссию Приморского края.

Иные лица, которые также обращались с жалобами связанными с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов территориальных и участковых избирательных комиссий, вправе самостоятельно реализовать своё право на обжалование решений, действий (бездействия) соответствующих избирательных комиссий.

В силу пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ Избирательная комиссия Приморского края была обязана в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ней в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Из анализа представленных участвующими в деле лицами документов следует, что всего в период с 16 по 20 сентября 2018 года в Избирательную комиссию Приморского края со стороны административного истца и его доверенных лиц поступило 13 обращений (жалоб) по вопросам нарушений требований действующего избирательного законодательства.

Так, 16 сентября 2018 года поступили две жалобы доверенного лица кандидата Ищенко А.С. – ФИО32, в которых обжаловалось бездействие территориальной избирательной комиссии Арсеньевского городского округа Приморского края, выразившееся в неинформировании населения о проведении повторного голосования, а также ставился вопрос о незаконном отключении камер видеонаблюдения на избирательных участках указанного городского округа. Обе жалобы были рассмотрены в день поступления: по результатам рассмотрения первой из них 16 сентября 2018 года Избирательной комиссией Приморского края вынесено решение № 113/1042 об отказе в её удовлетворении; по результатам рассмотрения второго вопроса заявителю 16 сентября 2018 года за исходящим № 01-26/2081 направлен письменный ответ, содержащий разъяснение порядка применения видеонаблюдения.

17 сентября 2018 года в Избирательную комиссию Приморского края поступило обращение доверенного лица административного истца – Клименко А.А., содержащее информацию о противоправных действиях неустановленных лиц в ходе голосования, которое 17 сентября 2018 года письмом за исходящим № 01-26/2094 было направлено УМВД России по Приморскому краю и в УФСБ России по Приморскому краю с просьбой провести проверку приведённых в нём фактов и уведомить о её результатах заявителя.

18 сентября 2018 года доверенное лицо кандидата Ищенко А.С. (Клименко А.А.) подало электронной почтой в Избирательную комиссию Приморского края обращение об отмене итогов голосования на территории Артёмовского городского округа Приморского края, по результатам рассмотрения которого подготовлен и направлен заявителю письменный ответ от 19 сентября 2018 года за исходящим № 01-26/2202, в котором разъяснено, что после установления территориальной избирательной комиссией итогов голосования соответствующее решение может быть отменено только судом.

В тот же день, 18 сентября 2018 года, от кандидата Ишенко А.С. в Избирательную комиссию Приморского края электронной почтой поступило обращение по вопросу невнесения в ГАС «Выборы» данных об итогах голосования на избирательных участках №№ 833, 839, 812, 813, 834, 810, 880, 838, 837, 808, 831, 802, 816 Советского района города Владивостока. 19 сентября за исходящим № 01-26/2200 заявителю направлен ответ, в котором сообщалось, что решением территориальной избирательной комиссии Советского района города Владивостока итоги голосования на перечисленных избирательных участках признаны недействительными.

Остальные восемь обращений (жалоб) Ищенко А.С. и его доверенных лиц (Клименко А.А., ФИО33, ФИО34), поступившие в Избирательную комиссию Приморского края в период с 18 по 20 сентября 2018 года (в том числе и из Центральной избирательной комиссии Приморского края), содержали доводы о допущенных фальсификациях при подсчёте голосов избирателей; о внесении в протоколы недостоверных сведений об итогах голосования на участковых избирательных комиссиях Артёмовского, Находкинского и Уссурийского городских округов, Советского района города Владивостока; об отражении данных искажённых сведений в сводных таблицах территориальных избирательных комиссий; а также о повторных вводах в систему ГАС «Выборы» изменённых данных об итогах голосования. Указанные обращения рассмотрены на заседании Избирательной комиссии Приморского края, состоявшемся 20 сентября 2018 года, с принятием по ним решения № 114/1043, которым эти обращения направлены в УМВД России по Приморскому краю для проверки приведённых в них фактов и привлечения виновных лиц к ответственности.

О всех решениях, принятых по поступившим обращениям (жалобам), Избирательная комиссия Приморского края своевременно извещала заявителей путём направления в их адрес соответствующих заказных писем через организацию почтовой связи, а также используя электронную почту заявителей, сведения о которой имелись в обращениях. Кроме того, кандидат Ищенко А.С. присутствовал на заседании Избирательной комиссии Приморского края, состоявшемся 20 сентября 2018 года, где непосредственно получил актуальную информацию о принятом по результатам рассмотрения его обращений (обращений его доверенных лиц) решении.

Пунктом 3 статьи 69Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий.

В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ Избирательная комиссия Приморского края вправе, в том числе и при поступлении обращений, указанных в пункте 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, обращаться с представлениями о проведении необходимых проверок и о пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.

Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что до подписания протокола об итогах голосования Избирательная комиссия Приморского края на своём заседании должна принять решения по поступившим жалобам, связанным с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. К числу таких решений действующее законодательство относит, в том числе, и решение о направлении поступивших жалоб в правоохранительные органы для проведения проверки на предмет наличия (отсутствия) оснований для возбуждения уголовных дел либо дел об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Избирательной комиссией Приморского края 20 сентября 2018 года за № 144/1043 действующему законодательству не противоречит.

В свою очередь, материалы административного дела со всей очевидностью свидетельствуют, что какого-либо бездействия со стороны административного ответчика при рассмотрении жалоб административного истца и его доверенных лиц допущено не было.

В то же время, утверждение административного истца о том, что Избирательная комиссия Приморского края не могла принять решение о направлении поступивших жалоб в правоохранительные органы для проведения проверки, не основано на законе.

Помимо прямого указания на такую возможность, содержащегося в пункте 5 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, более общая норма – часть 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» также предусматривает, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Проверка фактов, изложенных в обращениях административного истца и его доверенных лиц, требовала выполнения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых не входит в компетенцию Избирательной комиссии Приморского края. Содержание этих обращений указывало на наличие сведений о противоправных действиях по фальсификации итогов голосования со стороны неустановленных лиц, следовательно, такие обращения не могли быть разрешены в порядке пункта 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, части 6 статьи 90 Избирательного кодекса Приморского края.

Кроме того, поручение для Избирательной комиссии Приморского края направить материалы, связанные с возможными нарушениями на досрочных выборах Губернатора Приморского края в федеральные правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией, содержалось и в постановлении Центральной избирательной комиссии от 19 сентября 2018 года № 182/1439-7.

Пункт 10 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусматривает, что решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах её компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ после рассмотрения поступивших в комиссию жалоб (заявлений), избирательная комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в том числе зарегистрированным кандидатам). Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нём проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.

Частью 1 статьи 81 Избирательного кодекса Приморского края предусмотрено, что на выборах Губернатора Приморского края Избирательная комиссия Приморского края на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из территориальных избирательных комиссий, путём суммирования содержащихся в этих протоколах данных не позднее чем на седьмой день со дня голосования определяет результаты выборов Губернатора Приморского края.

Реализуя предоставленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и Избирательным кодексом Приморского края полномочия, Избирательная комиссия Приморского края обоснованно в ходе проведения заседания от 20 сентября 2018 года (то есть на пятый день со дня голосования) на основании данных из первых экземпляров протоколов об итогах голосования, поступивших из 38 территориальных избирательных комиссий Приморского края, произведя суммирование содержащихся в указанных протоколах результатов, составила протокол о результатах выборов при повторном голосовании на досрочных выборах Губернатора Приморского края от 16 сентября 2018 года. Данный протокол был подписан всеми присутствующими членами Избирательной комиссии Приморского края с правом решающего голоса 20 сентября 2018 года в 15 часов 06 минут.

В строке № 4 протокола указывалось, что число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещениях для голосования в день голосования, составило 484678; в строке № 13 протокола – число голосов избирателей, отданных за кандидата Ищенко А.С. – 245550; в строке № 14 протокола – число голосов избирателей, отданных за кандидата ФИО24 – 253200.

Административный истец полагает, что действия Избирательной комиссии Приморского края по внесению указанных сведений в строки №№ 4, 13 и 14 необходимо признать незаконными, поскольку эти сведения являются заведомо недостоверными.

Как уже указывалось выше, из разъяснений, приведённых в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5, следует, что закрепленные в протоколах избирательных комиссий окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально, подлежат оспариванию в суде как решение избирательной комиссии.

Пункт 11 Статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусматривает, что решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене судом.

В целях разрешения заявленных административных исковых требований, с учётом положений статьи 239 КАС РФ суд оценивает решение Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года, оформленное протоколом, на предмет его соответствия действующему законодательству и на предмет наличия (отсутствия) нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, тогда как указание административного истца на заведомую недостоверность сведений, внесённых в строки №№ 4, 13 и 14 протокола от 20 сентября 2018 года, по существу отражает лишь субъективную позицию Ищенко А.С., которая не подтверждается исследованными в судебном заседании доказательства.

Напротив, из анализа содержания приобщённых к материалам дела копий первых экземпляров протоколов об итогах повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края, состоявшегося 16 сентября 2018 года, которые поступили из 38 территориальных избирательных комиссий Приморского края, прямо следует, что отраженные в оспариваемом протоколе данные являются суммой данных, содержащихся в аналогичных строках первых экземпляров протоколов всех территориальных избирательных комиссий, что соответствует требованиям части 1 статьи 81 Избирательного кодекса Приморского края.

Более того, сведения, отражённые в протоколе Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года, сами по себе прав, свобод и законных интересов кандидата Ищенко А.С. нарушать не могут, поскольку на заседании Избирательной комиссии Приморского края, состоявшемся 20 сентября 2018 года, помимо уже перечисленных решений было принято решение № 114/1044, которым результаты досрочных выборов Губернатора Приморского края признаны недействительными.

Из мотивировочной части решения Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044, отменить которое также просит административный истец, следует, что в его основу положены выводы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, отражённые в её постановлении от 19 сентября 2018 года № 182/1439-7, а также содержание решения территориальной избирательной комиссии Советского района города Владивостока от 18 сентября 2018 года № 658/132, в соответствии с которым итоги повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края на 13 избирательных участках (№№ 802, 808, 810, 812, 813, 816, 831, 833, 834, 837, 838, 839, 880) признаны недействительными. Поскольку в списки избирателей на данных избирательных участках были включены 24246 избирателей, а также учитывая разницу в количестве голосов избирателей, отданных за каждого из двух кандидатов, Избирательная комиссия Приморского края пришла к выводу о наличии существенных нарушений при подсчёте голосов и определении итогов голосования, которые не позволяют установить действительное волеизъявление избирателей.

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 9 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 1 части 14 статьи 81 Избирательного кодекса Приморского края избирательная комиссия признаёт итоги голосования, результаты выборов недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Оспариваемое решение Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044 в полной мере соответствует приведенным положениям федерального и краевого законодательства, а также рекомендациям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, приведённым в постановлении от 19 сентября 2018 года № 182/1439-7, поскольку исходя из существа решения территориальной избирательной комиссии Советского района города Владивостока от 18 сентября 2018 года № 658/132, которое в установленном порядке противоречащим закону не признавалось и не отменялось, учитывая разницу в голосах избирателей у двух кандидатов в Губернаторы Приморского края, определённую по результатам обработки первых экземпляров протоколов 38 территориальных избирательных комиссий Приморского края (7650 голосов), отсутствие возможности достоверно определить волеизъявление 24246 избирателей само по себе исключало возможность для Избирательной комиссии Приморского края определить результаты выборов, которые отражали бы реальное волеизъявление избирателей всего Приморского края.

Согласно части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца об оспаривании решений, действий и бездействия Избирательной комиссии Приморского края, суд также не находит правовых оснований для удовлетворения требований Ищенко А.С. в части проведения повторного подсчёта голосов избирателей и внесения каких-либо изменений в оспариваемый им протокол Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года.

Утверждения административного истца о том, что решение территориальной избирательной комиссии Советского района города Владивостока от 18 сентября 2018 года № 658/132 признавало недействительными итоги повторного голосования не на 13, а на 12 избирательных участках (№№ 802, 808, 810, 813, 816, 831, 838, 834, 837, 838, 839, 880), не принимаются судом во внимание, поскольку повторное указание в тексте копии данного решения, имеющейся у административного истца, избирательного участка № 838 (вместо № 833) может свидетельствовать о технической ошибке, допущенной при изготовлении соответствующей копии. Сама по себе указанная техническая ошибка не может поставить под сомнение достоверность выводов, указанных в Постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 сентября 2018 года № 182/1439-7 и в решении Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044.

Вопреки доводам Ищенко А.С. о том, что Избирательная комиссия Приморского края должна была 20 сентября 2018 года по результатам разрешения поступивших жалоб принять решение о проведении повторного подсчёта голосов избирателей на спорных избирательных участках Артёмовского, Находкинского, Уссурийского городских округов Приморского края и Советского района города Владивостока, пункт 1 статьи 77 Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, часть 1 статьи 92 Избирательного кодекса Приморского края предусматривают, что такое решение Избирательная комиссия Приморского края могла принять в случае, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения действующего избирательного законодательства, которые не относятся к нарушениям, не позволяющим с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В противном случае избирательная комиссия принимает решение о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

Решение Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1044 указанным выше требованиям действующего законодательства не противоречит.

То обстоятельство, что Ищенко А.С. в Артёмовский и Находкинский городские суды, Уссурийский районный суд Приморского края поданы административные исковые заявления об отмене решений соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, состоявшегося 16 сентября 2018 года, не влияет на законность оспариваемого решения № 114/1044, принятого Избирательной комиссией Приморского края 20 сентября 2018 года, поскольку возможная дополнительная отмена итогов голосования на избирательных участках в городах Артёме, Находке и Уссурийске будет лишь подтверждать вывод Избирательной комиссии Приморского края о существенности нарушений, допущенных при подсчёте голосов и определении итогов голосования, а также о невозможности установить действительное волеизъявление избирателей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Ищенко А.С. о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Приморского края по нерассмотрению в установленном законом порядке поданных жалоб, о признании незаконными действий Избирательной комиссии Приморского края по внесению сведений в строки №№ 4, 13 и 14 протокола Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года, об отмене решений Избирательной комиссии Приморского края от 20 сентября 2018 года № 114/1043 и от 20 сентября 2018 года № 114/1044 – отказать.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморского

краевого суда П.А. Ровенко

3а-282/2018 ~ М-320/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ищенко А.С.
Ответчики
Избирательная комиссия Приморского края
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Ровенко Павел Анатольевич
01.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
03.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
08.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2018[Адм.] Судебное заседание
11.10.2018[Адм.] Судебное заседание
12.10.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее