№ 5-621/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Москва 14 апреля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Судья Тимирязевского районного суда города Москвы Пугачева Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Скворцовой Ирины Алексеевны, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении Скворцовой И.А. 6 марта 2022 года инспектором по НАН ОУУП ОМВД России по району Восточное Дегунино г. Москвы Красоткиным С.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение порядка проведения публичного мероприятия, выразившегося в невыполнении законных требований сотрудников полиции.
Скворцова И.А. в судебное заседание явилась, вину не признала, объяснения, данные в ОМВД России по району Восточное Дегунино г. Москвы, подтвердила и показала, что 6 марта 2022 года она решила прогуляться, посетить праздничные мероприятия, которые городские власти устраивают в центре города по случаю масленицы. Когда она пришла на Манежную площадь, то поняла, что праздничные мероприятия не проводятся. В итоге она решила пойти домой, однако в 15 часов 15 минут находясь на ул. Тверская, д. 4 она была беспричинно задержана сотрудниками полиции, при этом непосредственно перед задержанием она сделала видеосъемку места, где находилась, при этом участником несанкционированного мероприятия она не являлась, намерений принять участие в несанкционированном мероприятии у неё не было.
Защитник Пак Д.С. просила прекратить производство по делу, поскольку каких-либо доказательств участия Скворцовой И.А. в митинге не имеется, как следует из протокола доставления лица, совершившего административное правонарушение, каких-либо плакатов у Скворцовой И.А. не изымалось, а иные имеющиеся в деле доказательства в виде протокола об административном правонарушении, рапортов и объяснений сотрудников полиции являются недопустимыми доказательствами. Указала, что Скворцова И.А. была задержана на ул. Тверская, д. 4, а не как указано в протоколе об административном правонарушении, о чём имеется видеозапись и фотографии. Просила учесть, что Скворцова И.А. не работает, в связи с чем рассмотреть вопрос о назначении наказания ниже низшего предела.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Скворцову И.А. и её защитника Пак Д.С., исследовав приобщённые в судебном заседании фотографии и скриншоты, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Названным Федеральным законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1 и 2 ст. 5).
Пунктом 2 ст. 2 Закона Москвы от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа Москвы либо на территории более чем одного административного округа Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Как следует из материалов дела, 6 марта 2022 года в 15 час. 05 мин. по адресу: г. Москва, ул. Охотный Ряд, д. 1 состоялось публичное массовое мероприятие в сочетании митинга и пикетирования, несогласованное с органами исполнительной власти г. Москвы, в котором принимали участие более 300 граждан, в ходе которого выкрикивали лозунги, тем самым привлекая к данной акции внимание средств массовой информации, блогеров и неопределённого круга граждан. Одним из участников данного мероприятия являлась Скворцова И.А., которая 6 марта 2022 года в 15 час. 05 мин. по адресу: г. Москва, ул. Охотный Ряд, д. 1 приняла участие в несогласованном с органами исполнительной власти г. Москвы публичном мероприятии, во время которого выкрикивала лозунги. Таким образом, 6 марта 2022 года в 15 час. 05 мин. Скворцова И.А., находясь по адресу: г. Москва, ул. Охотный Ряд, д. 1, сознавая противоправный характер своих действий, добровольно приняв на себя и исполняя функции участника публичного мероприятия, в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», игнорируя разъяснения сотрудников полиции, принял участие в несогласованном с органами исполнительной власти г. Москвы публичном мероприятии – пикетрировании.
Факт совершения административного правонарушения и вина Скворцовой И.А. подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении от 6 марта 2022 года, где изложено событие вменяемого правонарушения;
- рапортами сотрудников полиции 1 СПП ГУ МВД России по г. Москве Медведевой А.А. и Булханского А.В.;
- письменными объяснениями должностных лиц полицейских 1 СПП ГУ МВД России по г. Москве Медведевой А.А. и Булханского А.В., предупрежденных по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложных показаний;
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 6 марта 2022 года;
- ответом из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, согласно которому, уведомления о проведении 1, 2, 3, 4, 6, 7 марта 2022 года публичных мероприятий со значительным количеством участников в центральной части г. Москвы в органы исполнительной власти города не поступали, их проведение не согласовывалось.
Совокупность вышеприведенных доказательств по делу сомнений в своей объективности не вызывает, указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, составлены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, последовательны и непротиворечивы, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем, суд находит вышеуказанные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, а потому считает возможным положить их в основу постановления.
Ссылка защитника на то, что письменные объяснения сотрудников полиции являются недопустимыми по делу доказательствами, несостоятельна.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно абзацу второму пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении» собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
В данном случае перед отобранием у сотрудников полиции Медведевой А.А. и Булханского А.В. как свидетелей письменных объяснений последние предупреждались должностным лицом об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, им разъяснена ст. 51 Конституция РФ.
Кроме того, из письменных объяснений Медведевой А.А. и Булханского А.В. видно, что полноту и достоверность их содержания последние заверили своей подписью.
Таким образом, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка получения письменных объяснений свидетелей, установленного ст. 25.6 КоАП РФ, не имеется. С учетом этого оснований считать письменные объяснения сотрудников полиции Медведевой А.А. и Булханского А.В. недопустимым по делу доказательствами не имеется.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Скворцовой И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований закона Скворцова И.А. 6 марта 2022 года приняла участие в проведении публичного мероприятия, не согласованного в установленном порядке с органами исполнительной власти города Москвы, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировала, чем допустила нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Закона Москвы от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы Скворцовой И.А. и её защитника об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, со ссылкой на то, что Скворцова И.А. не принимала участие в незаконном публичном мероприятии, находилась в центре Москвы, поскольку гуляла, при этом ничего противоправного не совершала, лозунгов не выкрикивала, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, исследованных и оцененных по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Участие Скворцовой И.А. в несогласованном публичном мероприятии и невыполнение последней неоднократных требований сотрудников полиции, прямо следует из рапортов и письменных объяснений должностных лиц 1 СПП ГУ МВД России по г. Москве, протокола об административном правонарушении, иных доказательств.
При этом оснований полагать, что изложенные в рапортах сотрудников полиции, а также в их письменных объяснениях сведения являются недостоверными, не имеется, так как причин для оговора Скворцовой И.А. указанными лицами, которые находились при исполнении своих служебных обязанностей и непосредственно выявили совершение Скворцовой И.А. инкриминируемого ей административного правонарушения, не установлено, а тот факт, что сотрудники полиции являются должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять составленным ими документам.
Сведениями о фальсификации материалов суд не располагает, признание доказательств сфальсифицированными производится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий сотрудников полиции в деле нет, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Скворцовой И.А. административного правонарушения.
Указание защитника на отсутствие у Скворцовой И.А. плакатов, наличие которых подтверждало бы её причастность к участникам несогласованного публичного мероприятия, не является безусловным основанием для прекращения дела об административном правонарушении.
Исследованный в судебном заседании и приобщённый к материалам дела фотоматериал, с учётом изложенного выше, не ставит под сомнение выводы суда о виновности Скворцовой И.А. и правильность квалификации её действий.
При назначении наказания Скворцовой И.А. суд в соответствии со ст. ст. 4.1 - 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывает характер совершенного ею административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, личность виновной, которая ранее к административной ответственности не привлекалась, отсутствием отягчающих вину обстоятельств, и с учётом конкретных обстоятельств дела, считает необходимым назначить Скворцовой И.А. наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи.
Оснований для снижения размера наказания ниже низшего предела, о котором ходатайствовала защитник, суд не усматривает. Применение положений ст. 2.9, п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Доказательств, указывающих на исключительность рассматриваемого случая, не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Скворцову Ирину Алексеевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: УФК по г. Москве (ОМВД района Восточное Дегунино);
ИНН: 7712037564, номер счета: 03100643000000017300 в ГУ Банка России по ЦФО//УФК по г. Москве;
КБК: 18811601201019000140;
КПП 774301001, ОКТМО 45337000, БИК: 004525988;
УИН 18880377220010060246.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вручения его копии путём подачи жалобы через Тимирязевский районный суд города Москвы.
Судья