№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 мая 2016 г.
Трубчевский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Лагуточкиной Л.В.,
при секретаре Быковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усохской сельской администрации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли за муниципальным образованием Усохское сельское поселение Трубчевского <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Усохская сельская администрация Трубчевского <адрес> обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> о признании права собственности за муниципальным образованием «Усохское сельское поселение» на десять невостребованных земельных долей принадлежащих: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10., общей площадью 54,00 га находящихся в границах Усохского сельского поселения, бывшего колхоза им. Кутузова и расположенных на земельном участке с кадастровым номером №
Требования мотивированы тем, что во исполнение Указа президента РФ Постановлением администрации Трубчевского района Брянской области №204 от 11.04.1994 г. в долевую собственность граждан колхоза им. Кутузова Трубчевского района закреплены земельные доли (паи) в том числе сельхозугодья, пашни, сенокосы и пастбища по 5,4 га каждому.
В соответствии с требованиями ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» Усохской сельской администрацией осуществлены мероприятия по признанию части долей бывшего колхоза им. Кутузова невостребованными, в связи с тем, что собственники земельных долей не распорядились земельными участками в течение трех и более лет подряд.
Администрацией утвержден список невостребованных земельных долей, который опубликован в соответствии с законом в газете «Земля Трубчевская», а также размещен на информационных стендах поселения.
После публикации списка лиц возражений не последовало. Общее собрание собственников земельных долей не состоялось, из-за отсутствия кворума.
По сведениям, полученным Усохской сельской администрации от Отдела ЗАГС Трубчевского <адрес> вышеуказанные граждане владельцы десяти невостребованных земельных долей умерли.
ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило уточненное исковое заявление, в котором Усохская сельская администрация просит признать за муниципальным образованием «Усохское сельское поселение» право собственности на шесть невостребованных земельных долей общей площадью 32,4 га принадлежавших ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, и ФИО9
В судебное заседание представитель Усохской сельской администрации не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на иск от ДД.ММ.ГГГГ просил в иске Усохской сельской администрации отказать, полагает, что ТУ Росимущества в <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо - представитель администрации Трубчевского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще. В отзыве на иск от ДД.ММ.ГГГГ ходатайствовал о рассмотрении дела без участи представителя администрации Трубчевского района, исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лицо - представитель федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще, в суд не явился, дело отложить не просил. В отзыве от ДД.ММ.ГГГГ требования посчитал обоснованными, подтвердил, что в ЕГРП сведения о зарегистрированных правах на указанные земельные доли за ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, и ФИО9 отсутствуют.
При таких изложенных обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся сторон, с учетом их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из кадастровой выписки о земельным участке с кадастровым номером №, а также копии свидетельств на право собственности на землю следует, что правообладателями земель сельскохозяйственного назначения в границах бывшего колхоза им. Кутузова в том числе являются: ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, и ФИО9, и им принадлежит по 5,4 га, что составляет 1/437 долю в праве общей долевой собственности.
Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от прав собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п.6 ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу положений пунктами 1, 2 статьи 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ (в редакции, действующей с 01 июля 2011 года) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального законаот 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 86 от 29 декабря 1991 года "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", постановления Правительства Российской Федерации N 708 от 04 сентября 1992 года "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса". Администрацией Трубчевского района Брянской области вынесено постановление №204 от 11.04.1994 г. о закреплении в долевую собственность граждан колхоза им. Кутузова земельных долей (паев). На основании указанного постановления гражданам выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю без выдела в натуре.
Усохская сельская администрация составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, который был опубликован в газете «Земля Трубчевская» №6 (10341) от 23.01.2015 г. и №8 (10343) от 30.01.2015г., №10 (10345) от 06.02.2015 г. и № 12 (10347) от 13.02.2015 г., а также размещен на информационных щитах сельского поселения. По истечении трех месяцев с момента опубликования указанного списка в Усохскую сельскую администрацию возражений в письменной и устной форме не поступило.
Также возражения не были заявлены и на общем собрании участников коллективно-долевой собственности на земельный участок, которое созывалось ДД.ММ.ГГГГ Собрание признано не правомочным в связи с отсутствием кворума.
Постановлением главы Усохской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список граждан, не востребовавших свои земельные доли, в котором указаны, в том числе ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, и ФИО9
Согласно пункта 6 статьи 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Возражений от собственников земельных долей либо их родственников в Усохскую сельскую администрацию не поступило, таким образом, процедура признания долей невостребованными - была соблюдена.
Из справок о смерти выданных Отделом ЗАГС Трубчевского <адрес> следует, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17-21/
Из ответов нотариусов Трубчевского нотариального округа Колодницкой Л.И. и Чавгун Т.М., в компетенцию которых входят обязанности по оформлению наследственных прав в отношении умерших (выданных по запросу суда) следует, что наследственных дел к имуществу вышеуказанных лиц в их производстве не имеется. Судом также не установлено других наследников из чего следует, что свидетельства о праве на наследство после смерти наследодателя нотариусами Трубчевского нотариального округа, по месту открытия наследства не выдавалось.
По сведениям Управления Росреестра по Брянской области права на объекты недвижимого имущества за указанными лицами в ЕГРП не зарегистрированы. /л.д. 88-93/
Доказательств, подтверждающих, что собственники земельных паев распорядились ими еще при жизни суду не представлено.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
При этом статьей 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ не требует образования земельного участка в счет невостребованных долей для подачи иска, признание права муниципальной собственности возможно на земельные доли.
Доводы ответчика ТУ Росимущества изложенные в отзыве на иск о том, что они не являются надлежащими ответчиками, суд находит не состоятельным по следующим основаниям.
В силу ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению действий с невостребованными земельными долями возложены на Росимущество, т.е. на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области.
С учетом изложенного, принимая во внимание, чтов силу статьи 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достаточности, свидетельствующих о совершении собственниками трех долей действий по распоряжению земельными долями при жизни - т.е. совершении действий направленных на выделение в натуре причитающихся им земельных долей, реализации правомочия собственников (права владения, пользование, распоряжения), а равно и доказательств тому, что после их смерти кто либо вступил в права наследников, суд считает возможным признать право муниципальной собственности за Усохским сельским поселением Трубчевского муниципального района на невостребованные земельные доли.
Государственная пошлина не подлежит взысканию в силу ст. 333.36 ч.1 п.19 НК РФ, поскольку как истец, так и ответчик от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Усохской сельской администрации Трубчевского района Брянской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области о признании права собственности на невостребованные земельные доли - удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Усохское сельское поселение» Трубчевского района Брянской области право муниципальной собственности на шесть невостребованных земельных долей общей площадью 32,4 га принадлежавших ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, и ФИО9, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером № в границах бывшего колхоза им. Кутузова.
Настоящее решение является основаниям для исключения филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> из государственного кадастра недвижимости сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером № расположенным в границах бывшего колхоза им. Кутузова граждан: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГрождения
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Копию решения направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Трубчевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.В. Лагуточкина