РЕШЕНИЕ
15 марта 2022 года г. Москва
Судья Симоновского районного суда г. Москвы Орловцева Е.Ю., рассмотрев жалобу Червяковой С.В. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям Абдуллаева Г.М. № 07-35/369 от 03.08.2020 г., которым:
Должностное лицо ЗАО «Целтвег Бау» - инженера энергетика Червяковой ***, зарегистрированной по адресу: ***, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям Абдуллаева Г.М. № 07-35/369 от 03.08.2020 г. должностное лицо ЗАО «Целтвег Бау» - инженер энергетик Червякова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2 000 руб.
Согласно постановлению от 03.08.2020 г., в период с 17.12.2019 г. по 09.01.2020 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям на основании приказов руководителя Управления от 20.11.2019 г. № 72-пр и от 10.12.2019 г. № 133-пр проведена плановая выездная проверка исполнения и соблюдения норм и требований природоохранного и экологического законодательства в отношении ЗАО «Целтверг БАУ» по адресу: ***. В результате проверки установлено, что ЗАО «Целтвег Бау» имеет источники выбросов вредных загрязняющих веществ, однако обязанность по учёту их выбросов в атмосферный воздух не исполняется, ответственность за данное нарушение предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, Червякова С.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление должностного лица отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-23392/20 от 05.10.2020 г. признаны незаконными акт проверки Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 09.01.2020 г. № 72-А и предписание Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 09.01.2020 г. № 07-36/1 от 09.01.2020 г. в отношении ЗАО «ЦЕЛТВЕГ БАУ» об устранении нарушений обязательственных требований, по тем основаниям что Росприроднадзор по Московской и Смоленской областям в отношении ЗАО «ЦЕЛТВЕГ БАУ» проводил такие виды надзора, которые не включены в приказ о проведении плановой проверки от 20.11.2019 г. № 72-ПР, что подтверждается информацией из сводного плана проверок юридических лиц на 2019 г.
Червякова С.В. в судебное заседание, явилась, доводы жалобы поддержала.
Суд, проверив материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областях от 03.08.2020 г. № 07-35/369 является незаконным и подлежит отмене, исходя из следующего.
Административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования прописаны Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.99 "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.99 "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки исполнения и соблюдения норм и требований природоохранного и экологического законодательства, проведённой в период с 17.12.2019 г. по 09.01.2020 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям на основании приказов руководителя Управления от 20.11.2019 г. № 72-пр и от 10.12.2019 г. № 133-пр, в отношении ЗАО «Целтвег БАУ» должностное лицо административного органа пришло к выводу, что ЗАО «Целтвег Бау» имеет источники выбросов вредных загрязняющих веществ, однако обязанность по учёту их выбросов в атмосферный воздух не исполняется, ответственность за данное нарушение предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ
Решением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-23392/20 от 05.10.2020 г. признаны незаконными акт проверки Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 09.01.2020 г. № 72-А и предписание Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 09.01.2020 г. № 07-36/1 от 09.01.2020 г. в отношении ЗАО «ЦЕЛТВЕГ БАУ» об устранении нарушений обязательственных требований, по тем основаниям что Росприроднадзор по Московской и Смоленской областям в отношении ЗАО «ЦЕЛТВЕГ БАУ» проводил такие виды надзора, которые не включены в приказ о проведении плановой проверки от 20.11.2019 г. № 72-ПР, что подтверждается информацией из сводного плана проверок юридических лиц на 2019 г.
Поскольку выводы о доказанности виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, основаны в том числе на акте проверки Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 09.01.2020 г. № 72-А и предписание Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 09.01.2020 г. № 07-36/1 от 09.01.2020 г. в отношении ЗАО «ЦЕЛТВЕГ БАУ», а иных доказательств недостаточно, чтобы прийти к выводу о наличии в действиях должностного лица состава вменяемого административного правонарушения, суд приходит к выводу о неправомерности привлечения должностного лица ЗАО «ЦЕЛТВЕГ БАУ» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. № 07-35/369 ░░ 03.08.2020 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░» - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░