Решение по делу № 33-15210/2015 от 11.08.2015

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег.№33-15210/2015

Судья: Козлова А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург

08 октября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Рогачева И.А.

судей

Мирошниковой А.В. и Вологдиной Т.И.

с участием прокурора

Мазиной О.Н.

при секретаре

Соболевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» (ОАО «Росгосстрах») на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2015 года по делу №2-508/15 по иску П. к ОАО «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения, суммы индексации, процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа.

Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя ОАО «Росгосстрах» Гаврилова Г.С., поддержавшего жалобу, представителя истца Серебряковой Т.А. и представителя третьего лица ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Харчева В.Е., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Мазиной О.Н., полагавшей, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

П. обратился в суд с требованием о взыскании с ОАО «Росгосстрах» недоплаченной части страхового возмещения в размере 578.900 рублей, ссылаясь на то, что на основании положений п.2 ст.5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" от 28.03.1998 г. №52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 г. №309-ФЗ) имеет право на получение страховой выплаты в размере 1.000.000 рублей, поскольку до истечения одного года после увольнения из органов внутренних дел Российской Федерации ему была установлена инвалидность 2 группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, однако страховщик ОАО «Росгосстрах» 23.07.2012 г. выплатил ему страховое возмещение в размере 421.100 рублей исходя из прежней редакции названного пункта.

С учетом этого истец также просил взыскать с ответчика сумму индексации невыплаченной части страхового возмещения в размере 31.839 рублей, штраф за задержку страховой выплаты – 4.168.080 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами – 91.407 рублей.

Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 12.03.2015 г. требования истца удовлетворены частично: постановлено взыскать в его пользу с ОАО «Росгосстрах» страховое возмещение в размере 578.900 рублей, штраф – 200.000 рублей (в резолютивной части допущена явная описка, указано - 200 0000, что не препятствует проверке законности и обоснованности решения), сумму индексации – 31.839 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами – 91.407 рублей, а всего 902.146 рублей. С ответчика взыскана государственная пошлина в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 12.221 рубля 46 копеек.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить это решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права, полагая, что размер страховой выплаты был определен им правильно, и ссылаясь на отсутствие оснований для применения штрафных санкций до вступления в законную силу решения суда, устанавливающего обязанность страховщика доплатить страховое возмещение.

Апелляционная жалоба, поданная на решение суда истцом, возвращена определением судьи от 12.05.2015 г. (л.д.123, 127), которое в установленном порядке не обжаловано.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, <...> П., являвшийся сотрудником МО МВД России на ОВ и РО г.СПб и ЛО и находившийся в распоряжении ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, приказом начальника указанного управления №...л/с от 10.11.2011 г. уволен из органов внутренних дел МВД России по болезни (л.д.14, 15).

25.06.2012 г. истцу установлена инвалидность второй группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы (л.д.12).

Право истца на получение страхового возмещения в связи с наступлением предусмотренного статьей 4 Федерального закона от 28.03.1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих …» страхового случая в результате установления ему инвалидности до истечения одного года после увольнения из органов внутренних дел вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, а также обязанность ОАО «Росгосстрах» выплатить истцу такое страховое возмещение, ответчик в апелляционной жалобе не оспаривает.

Вместе с тем, ответчик считает, что размер страховой выплаты должен определяться условиями государственного контракта №31/23ГК от 28.02.2011 г., заключенного между МВД России и ОАО «Росгосстрах» в соответствии с нормами названного Закона в редакции Федерального закона №86-ФЗ от 11.06.2008 г., предусматривавшего выплату страховых сумм застрахованным лицам, которым установлена инвалидность 2 группы, в размере 50 окладов (л.д.83-86).

Судебная коллегия не может согласиться с этими доводами ответчика.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное Федеральным законом от 28.03.1998 г. №52-ФЗ в целях защиты их социальных интересов, является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы, и осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых страхователями – федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, и страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление обязательного государственного страхования, в пользу третьего лица – застрахованного лица (выгодоприобретателя).

По смыслу пункта 1 ст.7 Федерального закона от 28.03.1998 г. №52-ФЗ договор страхования не может содержать условий, ухудшающих положение застрахованного лица (выгодоприобретателя) по сравнению с условиями, определенными этим Федеральным законом.

Следовательно, страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с договорами страхования, заключаемыми в рамках названного Закона, не может быть меньше гарантированного государством объема возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса этих лиц вследствие наступления страховых случаев.

Предметом государственного контракта №31/23ГК от 28.02.2011 г. являлось страхование в 2011 году жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, начиная с 01.01.2011 г. (л.д.83-86).

Согласно пункту 2.2 контракта жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат страхованию со дня начала службы по день ее окончания в пределах действия контракта.

Иными положениями этого же пункта и пункта 3.1.2 контракта установлено, что военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Пунктом 3.1.5 контракта предусмотрено осуществление страховых выплат уволенным лицам при наступлении страховых случаев в течение года после увольнения тем страховщиком, у которого эти лица были застрахованы на момент увольнения.

Таким образом, ОАО «Росгосстрах» приняло на себя обязательство производить выплаты страховых сумм по страховым случаям, предусмотренным действующей на тот момент редакцией абзаца 3 (в настоящее время абзац 4) статьи 4 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…», в отношении граждан, жизнь и здоровье которых были застрахованы в период прохождения службы в органах внутренних дел в 2011 г. и которым в дальнейшем, т.е. в течение 2012 года в пределах одного года с момента увольнения таких граждан со службы, была установлена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы.

В соответствии с пунктом 2 ст.9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Согласно пункту 3 ст.10 этого же Закона (в редакции Федерального закона от 10.12.2003 г. №172-ФЗ, действовавшей на момент заключения государственного контракта и наступления страхового случая) страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

Из пункта 5.1 государственного контракта №31/23ГК от 28.02.2011 г. следует, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

Пунктами 4.2 и 5.3 контракта установлены размеры совокупной страховой суммы и ежемесячных страховых премий. Однако в силу пункта 6.4.3 контракта страховщик имеет право изменять по согласованию со страхователем размер страхового взноса в случае изменения численности застрахованных лиц или при изменении размеров их окладов.

Таким образом, условия контракта не исключают возможность корректировки размера страхового взноса, уплачиваемого за счет средств федерального бюджета, при изменении обстоятельств, влияющих на объем страховых выплат.

При этом, поскольку государственный контракт №31/23ГК от 28.02.2011 г. был заключен во исполнение Федерального закона от 28.03.1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…», нормами которого предусмотрены порядок и условия обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, страховые выплаты, производимые на основании этого контракта, должны соответствовать размеру, установленному данным Законом на дату наступления страхового случая.

Федеральным законом от 08.11.2011 г. №309-ФЗ в пункт 2 статьи 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…» были внесены изменения, предусматривающие выплату страховых сумм при наступлении страхового случая в фиксированном размере в зависимости от установленной застрахованному лицу группы инвалидности, в частности, инвалиду II группы – 1.000.000 рублей.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Приведенные изменения, носящие императивный характер, вступили в законную силу с 01.01.2012 г. и применяются к страховым случаям, наступившим с указанной даты.

Таким образом, поскольку на момент установления истцу 25.06.2012 г. инвалидности 2 группы пункт 2 ст.5 Федерального закона от 28.03.1998 г. №52-ФЗ предусматривал страховую выплату инвалидам указанной группы в размере 1.000.000 руб., суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца недоплаченную часть страхового возмещения в размере 1.000.000 - 421.100 = 578.900 руб., а также сумму индексации в соответствии с произведенным истцом расчетом, правильность которого судом проверена, в размере 31.839 рублей (л.д.7-8).

Каких-либо доводов, опровергающих расчет индексации и правомерность ее применения, в апелляционной жалобе не приведено.

Согласно п.4 ст.11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…» выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.

Этим же пунктом в его первоначальной редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчика обязанности по выплате страхового возмещения истцу, было предусмотрено, что в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. №165-ФЗ - неустойку) в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Признав, что ответчик необоснованно не выплатил истцу часть страхового возмещения, суд правильно взыскал с ОАО «Росгосстрах» предусмотренный п.4 ст.11 названого Закона штраф, уменьшив его размер до 200.000 рублей в соответствии с положениями ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.

Правомерность такого снижения истец не оспаривает.

В свою очередь, доводы ответчика о том, что в связи с наличием спора о праве на получение страховых выплат такой штраф может взыскиваться только после вступления в законную силу решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку закон связывает наступление у страховщика обязанности по выплате страхового возмещения и, следовательно, момент возникновения у него денежного обязательства перед застрахованным лицом, с получением документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.

Пунктом 8.6 государственного контракта №31/23ГК от 28.02.2011 г. также предусмотрено, что срок осуществления страховой выплаты должен составлять не более 15 дней со дня предоставления страховщику всех необходимых документов (л.д.85).

Согласно пункту 8.7 контракта в случае необоснованной задержки выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1% страховой суммы за каждый день просрочки.

Соответственно, взыскание штрафа за задержку страховых выплат возможно и при необоснованном уклонении страховщика от принятия решения о выплате страхового возмещения в причитающейся застрахованному лицу сумме. При этом судебная коллегия учитывает, что размер штрафа существенно снижен судом при значительной продолжительности нарушения права истца на получение полной страховой выплаты.

Вместе с тем, поскольку в резолютивной части решения содержится явная описка в части указания суммы штрафа «200 0000» вместо правильного «200.000», судебная коллегия считает необходимым внести соответствующее изменение в решение.

Что касается выводов суда о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, то они не могут быть признаны правильными.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", в денежных обязательствах, возникших из договоров, в частности, предусматривающих обязанность должника произвести оплату товаров, работ или услуг либо уплатить полученные на условиях возврата денежные средства, на просроченную уплатой сумму подлежат начислению проценты на основании статьи 395 Кодекса.

Законом либо соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства. В подобных случаях суду следует исходить из того, что кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при неисполнении денежного обязательства, если иное прямо не предусмотрено законом или договором.

По смыслу приведенных разъяснений одновременное применение двух мер ответственности за неисполнение одного и того же денежного обязательства (договорной или законной неустойки и процентов по ст.395 ГК РФ), как правило, исключается.

Кроме того, в данном случае отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих в части мер ответственности, применяемых к страховщику, урегулированы специальными нормами Федерального закона от 28.03.1998 г. №52-ФЗ, в связи с чем положения ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению к спорным отношениям.

С учетом изложенного решение суда в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит отмене с вынесением нового об отказе в иске в этой части.

В связи с уменьшением удовлетворенной части иска размер государственной пошлины, взыскиваемой с ответчика на основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит снижению до 11.307 руб. 39 коп.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2015 года по настоящему делу в части взыскания с ОАО «Росгосстрах» в пользу П. процентов за пользование чужими денежными средствами отменить и в удовлетворении указанного искового требования отказать.

В абзаце втором резолютивной части решения суда указание о взыскании штрафа в сумме «200 0000» рублей изменить на 200.000 (двести тысяч) рублей и уменьшить общую сумму взыскания с 902.146 рублей до 810.739 (восьмисот десяти тысяч семисот тридцати девяти) рублей.

В части распределения судебных расходов решение суда изменить, уменьшив государственную пошлину, подлежащую взысканию с открытого акционерного общества «Российская государственная страховая компания» (ОАО «Росгосстрах») в доход бюджета Санкт-Петербурга, с 12.221 рубля 46 копеек до 11.307 (одиннадцати тысяч трехсот семи) рублей 39 копеек.

Председательствующий:        Судьи:

33-15210/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Поляков С.Ю.
Ответчики
ОАО "РОСГОССТРАХ"
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Рогачев Илья Александрович
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
08.10.2015Судебное заседание
23.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2015Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее