Дело № 2А-2762/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2018 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Административного истца Тольской Т.В. и ее представителя по ордеру – адвоката Огородникова И.В.,
Представителей административных ответчиков Администрации городского округа Серпухов Московской области, Главы городского округа Серпухов Московской области по доверенности - Григорьевой О.В., Сигунова С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тольской Т. В. об оспаривании решения, действий (бездействия) Администрации городского округа Серпухов Московской области, Главы городского округа Серпухов Московской области об отказе в согласовании проведения пикетирования
У с т а н о в и л :
Тольская Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области, Главе городского округа Серпухов Московской области и просит признать незаконными действия (фактический отказ) Главы городского округа Серпухов Московской области в проведении (согласовании проведения) публичного мероприятия, заявленного в уведомлении от 17 сентября 2018 года, обязав административных ответчиков согласовать с организатором место и (или) время проведения публичных мероприятия в форме пикетирования согласно поданному 17 сентября 2018 года уведомлению.
В обоснование доводов указала, что 17 сентября 2018 года истец подала уведомление о проведении публичного мероприятия – пикетов с указанными в уведомлении целями и использованием быстровозводимых конструкций, символики в поддержку Шестуна А.В., с просьбой обозначить конкретное место для посадки и высадки пассажиров автобусов с участниками пикетов, и указанием в качестве места проведения публичного мероприятия: площадь перед зданием Администрации городского округа Серпухов и Серпуховского муниципального района – г.Серпухов, ул.Советская, д.88; площадь возле ТРЦ «Б-Класс» в районе микрорайона Ивановские Дворики; Привокзальная площадь в г.Серпухове в районе ул.Ворошилова. Дата проведения 22 сентября 2018 года, время с 11-00 час. до 19-00 час. Предполагаемое количество участников – 500 человек на каждом пикете. В уведомлении были указаны все предусмотренные законодательством РФ и определенные сформировавшейся правоприменительной практикой сведения об участниках, организаторах, ответственных лицах и иные сведения.
Письмом от 20 сентября 2018 года № вх-6/2141 за подписью Главы городского округа Серпухов Московской области Жарикова Д.В., полученным административным истцом лишь 21 сентября 2018 года, то есть с нарушением сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о проведении публичных мероприятий, в том числе ФЗ № 54-ФЗ от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», было фактически отказано в согласовании проведения указанных мероприятий в заявленных инициатором местах со ссылкой на распоряжение ГУТП МО от 14.08.2014 года № 4.
Административный истец ссылается на положения ФЗ № 54-ФЗ от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», положения статей 1, 31, 64, части 3 статьи 55, части 3 статьи 17Конституции Российской Федерации, статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, определения и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, от 14 февраля 2013 года № 4-П, № 2-П от 15.01.1998 года и № 3-П от 18.03.200 года, и считает данный отказ незаконным, нарушающим конституционное право административного истца и иных, указанных в уведомлении лиц, в том числе, круг которых не определен, собираться мирно в порядке, не противоречащим Конституции и законодательству РФ, для выражения своего мнения и требований к органам власти и другим публичным институтам государства, и противоречащим положениям ФЗ № 54-ФЗ от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», положениям Конституции Российской Федерации, статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Административный истец полагает, что оспариваемый отказ является незаконным в связи с тем, что ответчиками не было предложено альтернативное место для проведения публичного мероприятия, так как предложение провести заявленное публичное мероприятие на территории другого муниципального образования не может расцениваться предложением проведения заявленного мероприятия в другом месте по смыслу Закона, придаваемому этой норме Конституционным судом РФ и ЕСПЧ.
Административный истец Тольская Т.В. и ее представитель по ордеру – адвокат Огородников И.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указав также, что административные ответчики нарушили срок направления в адрес заявителя сведений о возможности либо невозможности проведения мероприятия, так как ответ был получен организатором только 21 сентября 2018 года, в то время как ответ возможно было направить посредством электронной связи, сообщить по телефону. Органы публичной власти не наделены полномочиями отказывать в проведении публичного мероприятия, а могут лишь предложить альтернативное место его проведения и временя. При этом альтернативное место должно носить конкретный характер, то есть время и место должны быть альтернативны для заявленных целей и должны соответствовать его назначению. Как видно из оспариваемого отказа, в нем ни место, ни время, альтернативное заявленному, ответчиком не предложено. Из последнего абзаца ответа следует, что предложение сводится к тому, чтобы провести мероприятие в ином муниципальном образовании. Объект пикетирования - это вновь избранная исполнительная власть муниципального образования, в связи с чем адрес был выбран как ул.Советская 88, так как администрация Серпуховского муниципального района располагается по указанному адресу. Ответчиками дан отказ в проведении публичного мероприятия, а не разъяснение, поскольку иных мест проведения пикетирования предложено не было. Заявленные места выбраны с учетом возможности удобно добраться до места пикетирования как для граждан города, так и района, желающих принять участие в публичном мероприятии.
Представители административных ответчиков Администрации городского округа Серпухов Московской области, Главы городского округа Серпухов Московской области – по доверенности Григорьева О.В., Сигунов С.А. возражали против административного искового заявления, указав, что администрация городского округа Серпухов и Глава городского округа Серпухов считают, что оспариваемое решение о невозможности согласования проведении публичного мероприятия в указанных административном истцом местах соответствует Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Истец обратилась в администрацию с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования. Уведомление подано 17 сентября 2018 года, поступило в администрацию 18 сентября 2018 года, ответ на него дан 20 сентября 2018 года. Подача уведомление и ответ давались через МФЦ. Установленный срок в течение трех дней был соблюден ответчиками. Из представленного уведомления администрации стало понятно, что заявители пытаются обратить внимание к мере пресечения, избранной Шестуну А.В., все требования заявлены в поддержку Шестуна А.В., в связи с чем администрация разъяснила, что заявленные мероприятия не могут быть проведены в указанных местах, поскольку на площади Владимира Храброва проводятся культурно- массовые мероприятия, просвещенные Дню города, что повреждается постановлением Главы городского округа. Площади около торгово-развлекательного центра «Б-Класс» и привокзальная не являются местами для проведения публичных мероприятий. Кроме того площадь возле ТРЦ «Б-Класс» - это частная собственность, а организатором не было представлено разрешение собственника на проведение заявленного мероприятия. Привокзальная площадь - это место массового скопления людей и обеспечить там безопасность трудно. Данная площадь расположена возле железной дороги, где запрещено проводить публичные мероприятия. В заявленную организатором дату проведения пикетирования в городе проходят плановые массовые мероприятия, посвященные Дню города, поэтому обеспечить безопасность нескольких массовых мероприятий разной направленности (пикет и культурно-массовые мероприятия) невозможно. Законом проведение одновременно разных мероприятия запрещено. Ответчики не отказывали истцу, а разъяснили, что жителям проще собраться в районе, а не на территории муниципального образования городского округа. Данный ответ не является отказом в проведении публичного мероприятия.
Выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно п.1 ст.2 Закона N 54-ФЗ, публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии с положениями п.6 ст.2 Федерального закона под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Статья 3 Закона № 54-ФЗ закрепляет, что проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов РФ.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст.4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п.1 ч.4 ст.5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч.1 ст.7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п. 1 и 2 ст.5).
На основании статьи 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Согласно ч.1 ст.8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Таким образом, доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
Как видно из материалов дела, 17 сентября 2018 года Тольская Т.В. через Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» обратился в Администрацию городского округа Серпухов с уведомлением о проведении 22 сентября 2018 года с 11 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме пикетов с использованием быстровозводимых конструкций, символики Серпуховского муниципального района, транспарантов: «Свободу Шестуну!», «Народ за Шестуна!», «Путин, спаси Шестуна!», «Верните отца детям!», Шестун не преступник – Шестун Герой!», «Серпуховскому району легитимную власть!», «Нет выборам без выбора!», «Конституции – да! Беспределу – нет!», «Верните в район Шестуна!». В уведомлении содержалась просьба обозначить в районе площади Княза Владимира Храброго место для посадки и высадки пассажиров автобусов с участниками пикетов, прибывающих из Серпухова-15 (пос.Курилово) и других населенных пунктов Серпуховского района. Цель публичного мероприятия - накануне рассмотрения апелляции по продлению меры пресечения А.В.Шестуну привлечь общественное внимание и добиться отмены решения Басманного суда о продлении ареста Шестуну до 13 ноября 2018 года. А также отстоять право трижды всенародно избранного Главы Серпуховского района А.В.Шестуна «Избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления», закрепленное в ст.32 Конституции Российской Федерации, а также в ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Место проведения публичного мероприятия: 1. Московская область, город Серпухов, площадь перед зданием администрации Серпуховского муниципального района (улица Советская, д.88); 2. Московская область, город Серпухов, площадь возле магазина «Б-Класс»; 3. Московская область, город Серпухов. привокзальная площадь. Предполагаемое количество участников до 500 человек на каждом пикете. В уведомлении указан ответственный за организацию и проведение публичного мероприятия – Тольская Т.В., а также лица, уполномоченные осуществлять распорядительные функции по организации и проведению мероприятия – С.; за обеспечение общественного порядка – Д.
В соответствии с частями 1.1, 1.2 ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч.3 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона Московской области от 22 июля 2005г. № 197/2005-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области» в целях коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в каждом муниципальном образовании на территории Московской области определяются единые специально отведенные или приспособленные места для проведения публичных мероприятий. Специально отведенные места определяются с учетом положений Федерального закона и этого Закона (часть 1); перечень специально отведенных мест утверждается уполномоченным Правительством Московской области органом исполнительной власти Московской области по представлению органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, с учетом мнения органов внутренних дел о возможности обеспечения в указанных местах правопорядка и общественной безопасности (часть 2).
Из приведенных законоположений следует, что специально отведенные места для проведения публичных мероприятий, в том числе в муниципальных образованиях, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Московской области такие места определяются уполномоченным Правительством Московской области органом исполнительной власти Московской области по представлению органа местного самоуправления. Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочием самостоятельно устанавливать специально отведенные места для проведения публичных мероприятий.
В соответствии с «Перечнем единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Московской области», утвержденного Распоряжением ГУТП МО от 14.08.2014 N 4 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Московской области», на территории городского округа Серпухов определены следующие места: Принарский парк, ул.Театральная, д.2 - 3000 человек; стадион «Труд» проезд Мишина д.12б – 5000 человек, стадион «Спартак», ул.Ленинского комсомола д.46 – 3000 человек, площадь перед памятником – «Вечный огонь», ул.Дзержинского – 500 человек, площадь перед спортивным комплексом «Олимп», ул.Фрунзе, д.11 – 500 человек.
В соответствии с под.1 части 2 статьи 4 Закона Московской области от 22 июля 2005 г. N 197/2005-ОЗ нормы предельной заполняемости специально отведенных мест проведения публичных мероприятий составляют на открытой территории - не более одного человека на один квадратный метр.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (пункт 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2).
Рассмотрев уведомление административного истца в установленные законом сроки, административный ответчик – Глава городского округа Серпухов не согласовал проведение митинга в указанном в уведомлении месте, привел доводы, которые, по его мнению, не позволяли провести в указанном истцом месте и с указанным количеством участников пикетирования запланированное публичное мероприятие, о чем и сообщил административному истцу. Причиной несогласования мест и времени проведения пикетирования явилось то, что площадь перед зданием администрации Серпуховского муниципального района (улица Советская, д.88) - площадь Владимира Храброго является пешеходной зоной, а в соответствии с п.3 ст.5.1 Закона Московской области от 22.07.2005 № 197/2005-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области», проведение публичных мероприятий на тротуарах, в случае, если они могут создать помехи движению пешеходов, запрещается. В соответствии с постановлением Главы городского округа Серпухов от 13.09.2018 года № 2230 «О подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню городского округа Серпухов в 2018 году» на площади Владимира Храброго будут организованы мероприятия по мотто-маневрированию. В связи с ранее запланированными культурно-массовыми, спортивными мероприятиями на территории городского округа Серпухов, а именно в местах (площадях, территориях), включенных в утвержденный перечень мест массового пребывания людей, проведения указанного истцом мероприятия невозможно. Также указывалось на то, что в соответствии с под.1 части 2 статьи 4 Закона Московской области от 22 июля 2005 г. N 197/2005-ОЗ нормы предельной заполняемости специально отведенных мест проведения публичных мероприятий составляют на открытой территории - не более одного человека на один квадратный метр. В связи с несоответствием предлагаемого в заявке места проведения пикетов обозначенному количеству его участников (около 500 человек на каждом пикетируемом месте), невозможно обеспечить общественный порядок, безопасность дорожного движения и безопасность участников пикета. Со ссылкой на п.6 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», было указано на отсутствие пикетируемого объекта при указанных мероприятиях, что исключает саму возможность проведения пикета в заявленных организатором местах. На основании изложенного организатору было предложено изменить место проведения публичного мероприятия и рассмотреть возможность его проведения на территории Серпуховского муниципального района (по согласованию с Администрацией Серпуховского муниципального района).
Из взаимосвязанного и буквального толкования пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» следует, что целью публичного мероприятия, проводимого в любой разрешенной законом форме, является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Поскольку пикетирование является одной из разрешенных форм публичного мероприятия и осуществляется открыто, гласно, в публичных целях и для привлечения общественного внимания к проблеме отдельного гражданина или к определенному, индивидуализированному объекту, например, памятнику культуры, органу власти, природному объекту, то понятие «пикетируемый объект» подразумевает определенный, конкретный объект материального мира, ради которого, и с целью формирования общественного мнения о котором проводится публичное мероприятие.
С учетом изложенного, местом проведения публичного мероприятия в форме пикетирование является место, находящееся в непосредственной близости от объекта к которому организатор публичного мероприятия желает привлечь общественное внимание.
Следовательно, во исполнение требований, изложенных в пункте 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», обязывающей организатора публичного мероприятия указать в уведомлении место (места) проведения публичного мероприятия, организатор обязан указать не только адрес проведения публичного мероприятия, но и сам объект пикетирования.
Между тем в уведомлении, поданном Тоьской Т.В. 17 сентября 2018 года, о проведении публичных мероприятий в форме пикетирования 22 сентября 2018 года не содержится указания на объекты пикетирования, связанные с целью проведения заявленных публичных мероприятий в указанных в уведомлении местах, что позволяет сделать вывод о несоответствии формы заявленного мероприятия требованиям указанного федерального закона, что исключает саму возможность проведения пикетирования. При этом, целью проведения публичного мероприятия указано привлечение общественного внимания с целью добиться отмены решения Басманного суда о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей Шестуну А.В., которого также необходимо вернуть в семью и в Серпуховский район. Неуказание объекта пикетирования свидетельствует о неуказании места проведения публичного мероприятия, и влечет невозможность согласования проведения пикетирования.
Довод административного истца о том, что пикетируемым объектом является вновь избранная исполнительная власть Серпуховского муниципального района, противоречат пункту 6 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и заявленной цели публичного мероприятия, указанной в уведомлении.
Таким образом, судом установлено, что орган местного самоуправления требования части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» выполнил, обосновав невозможность проведения публичного мероприятия по предложенным организатором публичного мероприятия адресам со ссылкой на отсутствие объекта пикетирования.
Оспариваемым решением административный ответчик известил Тольскую Т.В. о рассмотрении уведомления, в котором истцу было указано не только на отсутствие в уведомлении пикетируемого объекта, но и невозможность согласования проведения пикетирования в указанных в уведомлении местах.
Это письмо по своему содержанию, вопреки доводам административного истца, не является отказом в согласовании проведении публичного мероприятия, а является предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона решением на поступившее уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования с обоснованным предложением об изменении места его проведения.
При этом суд учитывает, что ответ Главы городского округа <адрес> не является отказами в согласовании проведения публичного мероприятия, в них административному истцу было указано на отсутствие в уведомлении пикетируемого объекта и предложено организовать поведение публичного мероприятия, находящееся в непосредственной близости от юридического адреса места нахождения Администрации Серпуховского муниципального района, где исполнял обязанности объект, к которому организатор публичного мероприятия желает привлечь общественное внимание, с учетом цели заявленного мероприятия.
Суд также учитывает, что на дату запланированного Тольской Т.В. публичного мероприятия – 22 сентября 2018 года, Администрацией городского округа Серпухов ранее запланировано проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню городского округа Серпухов в 2018 году, которые будут проходить 22 сентября 2018 года, в том числе, и на площади Владимира Храброго, а именно: соревнования по мото-маневрированию на Кубок Главы городского округа Серпухов, в период с 7-00 до 17-00 часов.
Площадка перед Торгово-развлекательным центром «Б-Класс» в г.Серпухове расположена в непосредственной близости от нескольких торгово-развлекательных центров с размещенными в них кинотеатром, бассейном, спортзалом, на которой размещены стоянки для автотранспорта, активно используемые автотранспортом и пешеходами, остановка общественного транспорта, пешеходные переходы. В выходные дни данные торговые центры являются наиболее посещаемым местом отдыха как горожан, так и гостей города.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Закона Московской области от 22.07.2005 N 197/2005-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области» проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, наряду с местами, установленными частью 2 статьи 8 Федерального закона, в зданиях и на территориях речных, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов.
По результатам рассмотрения поступившего уведомления административным ответчиком также было указано в ответе организаторам пикетирования об изменении места проведения публичного мероприятия в связи тем, что заявленное в уведомлении место проведения публичного мероприятия не отвечает требованиям обеспечения безопасности граждан, - как участников публичного мероприятия, так и иных лиц, поскольку привокзальная площадь, являющаяся площадью одновременно железнодорожного и автомобильного вокзалов, отнесена законом Московской области к месту, где запрещено проведение публичного мероприятия.
Уведомление рассмотрено в установленные сроки. Ответ содержит обоснование невозможности согласования проведения мероприятия и мотивированное указание на имеющиеся нарушения Федерального закона.
Доводы административного истца о нарушении гарантированного статьей 31 Конституции РФ права на свободу собраний не может быть принят во внимание, поскольку основан на ошибочном представлении административного истца о том, что его права не могут быть ограничены.
Такое понимание закона противоречит не только приведенным выше положениям Федерального закона, но и следующим нормам международного права.
Положения ст.21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п.2 ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции).
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).
Таким образом, соблюдение органом муниципального образования законодательного запрета о недопустимости ставить под угрозу общественный порядок и безопасность граждан при проведении пикетирования как в местах отдыха граждан, так и на площади железнодорожного и автомобильного вокзалов, свидетельствует о соблюдении норм международного права.
Суд находит несостоятельным довод о том, что административному истцу не было предложено изменить время или место публичного мероприятия, поскольку установлено, что административному истцу было разъяснено на отсутствие в уведомлении пикетируемого объекта, что влечет невозможность согласования проведения пикетирования. Исходя из целей публичного мероприятия, указанного в уведомлении, административным ответчиком было предложение проведение пикетирования на территории Серпуховского муниципального района.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действия административных ответчиков при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Тольской Т. В. о признании незаконным действия и решения Главы городского округа Серпухов Московской области от 20 сентября 2018 года за номером вх-6/2141 о фактическом отказе в согласовании публичных мероприятий в форме пикетирования; обязании согласовать место и время проведения публичных мероприятий в форме пикетирования согласно поданного 17 сентября 2018 года уведомления – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течениемесяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 22 сентября 2018 года