Решение по делу № 2-20/2015 (2-2252/2014;) от 11.12.2014

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея, Амурской области                          07 мая 2015 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Кононенко Е.В.,

с участием истцов Ляпунова И.Г. и Бойко И.С., их представителя Сунцова К.А., представителя ответчика Арямнова П.П. – Арямнова А.П.,

представителей ответчиков администрации города Зеи и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи – Игнатюк Н.В. и Свистунова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляпунова И.Г. и Бойко И.С. к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи, администрации города Зеи, Арямнову П.П. о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка и договора купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Ляпунов И.Г. и Бойко И.С. обратились в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи и Арямнову П.П. о признании недействительными постановления администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> находящегося по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность Арямнова П.П. и договора купли-продажи указанного земельного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи и Арямновым П.П., прекращении права собственности Арямнова П.П. на данный земельный участок, в обоснование исковых требований указав, что постановлениями главы администрации города Зея от <Дата обезличена> Ляпунову И.Г. и Бойко И.С. были предоставлены в пожизненное наследуемое владение для строительства индивидуального жилого дома земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Осенью 2014 года истцы обнаружили, что на их земельных участках посторонним лицом ведутся работы по возведению фундамента дома с использованием свай, установленных ими. Как выяснилось, на основании постановления администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи и Арямновым П.П. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м., в состав которого вошли земельные участки истцов, вместе с тем, истцы от прав на земельные участки не отказывались, решений о принудительном изъятии не получали, в связи с чем, их права, как владельцев земельных участков, нарушены.

Определением суда от 25 декабря 2014 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация города Зеи.

В судебном заседании истец Бойко И.С. на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, поддержав требования, в том числе, к администрации города Зеи.

Кроме того из пояснений истца Бойко И.С., данных в судебном заседании 11 февраля 2015 года следует, что после предоставления ему и Ляпунову И.Г. земельных участков в пожизненное наследуемое владение они с участием представителя администрации в целях обозначения участков на местности определили их границы и весной 1993 года установили забор, который в последующем сгорел во время пала, но ставить новый забор они не стали, поскольку у Ляпунова недалеко находится гараж и он следил за участками, весной-летом 1993 года они забили на участках сваи, иные работы по строительству дома не проводились, межевание участков не проводилось, земельный налог он не уплачивал.

Истец Ляпунов И.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, поддержав требования, в том числе, к администрации города Зеи.

Кроме того, из пояснений истца Ляпунова И.Г., данных в судебном заседании 11 февраля 2015 года следует, что после того как им с Бойко И.С. были предоставлены земельные участки для строительства жилого дома, ими были приобретены необходимые материалы для строительства дома и внутренней отделки квартир. Однако когда началась перестройка, появились финансовые проблемы, в связи с чем пиломатериал ими был продан. Земельные участки были огорожены ими общим забором, который в последующем сгорел, новый забор они посчитали ставить нецелесообразным, поскольку у него поблизости расположен гараж и он постоянно следил за земельными участками, выкашивал траву.

Представитель истцов Сунцов К.А. в судебном заседании на удовлетворении требований в интересах своих доверителей настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, также пояснил, что право пожизненного наследуемого владения истцов на земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> подтверждено соответствующими документами - свидетельствами которые были выданы им в 1992 году, сведения о которых содержатся в книге регистрации таких свидетельств и выдача данных свидетельств, не соответствующих установленной в тот период времени форме, не подтверждает факт отсутствия права на участки как такового, поскольку в силу ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Истцы в 1992 году получили государственные акты, подтверждающий владение землей на законных основаниях, при этом данные акты представленными постановлениями администрации города Зеи <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> не отменены, следовательно, право истцов на спорные объекты не прекращено. Полагает, что названные постановления об отмене постановлений от <Дата обезличена>, которыми истцам были предоставлены земельные участки, юридической силы не имеют, поскольку противоречат требованиям ст.ст. 45, 54 Земельного кодекса РФ и не отменяют выданные истцам свидетельства, подтверждающие их права на земельные участки, вынесены после предъявления настоящего иска в суд. Одновременно считает, что в рассматриваемом случае положения норм действующего законодательства о защите прав добросовестного приобретателя не применимы.

    Представитель ответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи Свистунов А.Н. в судебном заседании с требованиями не согласен, просит в их удовлетворении отказать, поддержал при этом доводы, изложенные в отзыве на иск. Также пояснил, что свидетельства, представленные истцами, не являются документами, удостоверяющими их права на земельные участки, то есть государственными актами установленного образца, не соответствуют установленной форме, подписаны неуполномоченным лицом, фактически запись в книге выдаче свидетельств с указанием необходимых сведений о них отсутствует, в государственном кадастре недвижимости участки не учтены. На протяжении длительного времени истцы не переоформили документы на землю, не получили свидетельств государственного образца взамен выданных им документов временного характера, сведений о спорных земельных участках нет ни в налоговых, ни в регистрирующих органах не имеется, строительство на участках они не вели.

    Представитель ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи и администрации города Зеи - Игнатюк Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, полагает, что участки, предоставленные истцам в 1992 году постановлениями главы администрации города Зея, как объекты имущественных прав не существуют, поскольку не обладают характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально определенной вещи, межевание участков истцами не проводилось, местоположение границ участков не устанавливалось, на кадастровый учет они поставлены не были, соответственно как объекты гражданских прав они не существуют. Поскольку участки как объекты недвижимости не существуют и объектами имущественных прав не являются, те способы защиты прав, которые предусмотрены законодательством в отношении имущественных прав на объекты недвижимости не могут быть применены в рассматриваемом случае.

Одновременно из отзыва на иск, представленного Комитетом по управлению муниципальным имуществом, следует, что с требованиями истцов ответчик не согласен, просит в их удовлетворении отказать, поскольку постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей. Государственным органом на территории города Зеи, ведущим учет и регистрацию земельных участков, с 1994 года был Комитет по земельным ресурсам города Зеи, в котором истцам необходимо было получить новые свидетельства. Форма свидетельств, выданных Ляпунову И.Г. и Бойко И.С. не соответствует форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177, в них отсутствует указание на право пожизненного наследуемого владения, записано, что земельные участки предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование, а согласно постановлениям главы администрации, земельные участки предоставлялись истцам в пожизненное (наследуемое) владение. На основании изложенного выданные истцам свидетельства должны были быть заменены на государственный акт, однако в течение 22 лет истцы не предприняли никаких действий для приведения документов на землю в соответствие с действующим законодательством, не оплачивали земельный налог, не проводили строительства, участки не использовались в соответствии с их целевым назначением - для строительства жилого дома. Администрация города в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи, изучив сведения государственного кадастра недвижимости и не обнаружив сведений о правообладателях, приняла решение сформировать земельный участок и выставить его на торги, Комитет по управлению муниципальным имуществом обратился к кадастровому инженеру, и тот, запросив сведения из государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового плана территории, подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В кадастровом плане территории указываются кадастровые номера земельных участков как с установленными границами, так и земельные участки, границы которых не установлены. В кадастровом плане территории сведения о земельных участках по адресу: <адрес> отсутствовали, поэтому постановлением администрации города от <Дата обезличена> <Номер обезличен> данная схема была утверждена и предоставлена кадастровому инженеру для формирования межевого плана земельного участка. После сдачи межевого плана в кадастровую палату образованному земельному участку был присвоен кадастровый номер <Номер обезличен> После получения кадастрового паспорта земельного участка Комитет по управлению муниципальным имуществом провел оценку и выставил земельный участок на аукцион, по результатам которого земельный участок был предоставлен в собственность за плату Арямнову П.П. на основании постановления администрации города от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

Из отзыва на иск администрации города Зеи также следует, что ответчик с исковыми требованиями Бойко И.С. и Ляпунова И.Г. не согласен, в обоснование своих возражений указывает, что на основании оспариваемых истцами постановления и договора купли-продажи Арямнову П.П. был предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения индивидуального жилого дома. Порядок предоставления гражданам в собственность земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса РФ, согласно ч. 2 которой предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса. Согласно ч. 4 данной статьи процедура предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта включает: проведение работ по формированию земельного участка; проведение торгов по продаже земельного участка; подписание протокола о результатах торгов. В свою очередь проведение работ по формированию земельного участка состоит из следующих этапов: выполнение в отношении земельного участка работ, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно- технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов; публикация сообщения о проведении торгов. Выполнение вышеназванных мероприятий, в частности, публикация сообщения о проведении торгов и информации о результатах торгов в печатном издании - газете «Зейский Вестник», размещение информации о проведении торгов на официальном сайте торгов torgi.gov.ru, обеспечивают публичность проводимых мероприятий по предоставлению земельного участка и предоставляют возможность заинтересованным лицам предъявлять претензии в отношении объекта до заключения договора купли-продажи земельного участка. В целях предоставления гражданам для строительства земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, администрацией города были проведены все необходимые процедуры, предусмотренные законодательством. При формировании земельного участка сведений о его правообладателях в государственном кадастре недвижимости не обнаружено. Объявленный Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи аукцион по продаже вышеуказанного земельного участка был признан несостоявшимся ввиду участия менее двух участников. На основании п. 26 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи выставленного на аукцион земельного участка, а орган местного самоуправления обязан заключить договор с единственным участником аукциона, в связи с чем администрацией города было издано оспариваемое постановление о предоставлении в собственность за плату вышеназванного земельного участка единственному участнику аукциона Арямнову П.П., между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи и Арямновым П.П. был заключен оспариваемый договор купли-продажи земельного участка. При этом в период проведения процедур по предоставлению вышеуказанного земельного участка каких-либо претензий от заинтересованных лиц ни в администрацию города, ни в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи не поступало. Из представленных истцами документов следует, что постановлениями администрации города от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и <Номер обезличен> им были предоставлены в пожизненное (наследуемое) владение под строительство индивидуальных жилых домов земельные участки по адресам: <адрес>, вместе с тем границы земельных участков, предоставленных истцам, не установлены, доказательств нарушения прав истцов изданием оспариваемого постановления о предоставлении земельного участка Арямнову П.П. не представлено. Кроме того, Бойко И.С. и Ляпунов И.Г. не наделены правом заявлять требования, связанные с нарушением их пожизненного наследуемого владения земельными участками, поскольку не имеют документов, подтверждающих в установленном порядке указанное право. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается. В силу ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По смыслу ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 право пожизненного наследуемого владения удостоверяется государственным актом, форма которого была утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного «постоянного) пользования землей". Представленные истцами документы, а именно: постановления администрации города от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и <Номер обезличен> и свидетельства <Номер обезличен> и <Номер обезличен> на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданы неуполномоченным органом, не являются документами, подтверждающими право пожизненного наследуемого владения, в связи с чем защита права пожизненного наследуемого владения земельными участками, предоставленными истцам на основании вышеназванных документов, возможна лишь после оформления ими прав на земельные участки в установленном порядке.

Ответчик Арямнов П.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, обеспечил при этом явку в суд своего представителя на основании доверенности.

Представитель ответчика Арямнова П.П. - Арямнов А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен, поддержал при этом доводы представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи и администрации города Зеи. Также пояснил, что строительство на предоставленном Арямнову П.П. земельном участке было начато в августе 2014 года, возведение фундамента было завершено в октябре 2014 года и только после этого появились претензии со стороны истцов, при этом к указанному времени в планирование и строительство были вложены денежные средства в большом размере, более 700000 было уплачено по договору подряда по планировке строительной площадки и устройству ленточного фундамента, осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств, получены технические условия на подключение к инженерным сетям.

    Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований истцов по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Ляпунов И.Г. и Бойко И.С. оспаривают постановление администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, с настоящим заявлением они обратились в суд <Дата обезличена>.

Из пояснений истцов, данных в судебном заседании следует, что о принятом решении органа местного самоуправления о предоставлении Арямнову П.П. земельного участка им стало известно в октябре-ноябре 2014 года. Доказательств, опровергающих пояснения истцов о том когда им стало известно о предполагаемом ими нарушении их прав оспариваемым постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> суду не представлено и в материалах дела не имеется, соответственно исходя из указанного истцами времени, когда им стало известно о предполагаемом ими нарушении их прав, срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления ими не пропущен.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, <Дата обезличена> органом местного самоуправления было принято решение о предоставлении Ляпунову И.Г. земельного участка площадью <Номер обезличен> кв.м. в микрорайоне «Зеленый» в пожизненное наследуемое владение для строительства индивидуального жилого <адрес>, а также решение о предоставлении Бойко И.С. земельного участка площадью <Номер обезличен> кв.м. в микрорайоне «Зеленый» в пожизненное наследуемое владение для строительства индивидуального жилого <адрес>, о чем главой администрации <адрес> <Дата обезличена> были вынесены соответствующие постановления <Номер обезличен> и <Номер обезличен>.

<Дата обезличена> между Зейским городским Советом народных депутатов (по доверенности городской архитектурный отдел) и Ляпуновым И.Г., а также Бойко И.С. были заключены типовые договоры о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, согласно которым Ляпунов И.Г. и Бойко И.С. обязались построить жилой дом на земельных участках в <адрес><адрес>, отведенных на основании решения исполнительного комитета Зейского городского совета народных депутатов, а также огородить земельный участок в соответствии с проектом в трехмесячных срок со дня отвода земельного участка в натуре (на местности).

<Дата обезличена> на основании вышеуказанных постановлений главы администрации города Зеи от <Дата обезличена> Ляпунову И.Г. и Бойко И.С. были выданы свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей на участки, расположенные в <адрес>, и <адрес> площадью по <Номер обезличен> кв.м., из которых также следует, что названные свидетельства являются временными документами на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.

    Также в судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Арямнову П.П. был предоставлен за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <Номер обезличен> с месторасположением: <адрес> для размещения индивидуального жилого дома (вид разрешенного использования - 2), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. Указанным постановлением Комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи и Арямнову П.П. предписано заключить договор купли-продажи земельного участка с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона, Арямнову П.П. - обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ.

    <Дата обезличена> между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи и Арямновым П.П. был заключен договор купли-продажи земельного участка из земель категории – земли населенных пунктов с кадастровым <Номер обезличен>, находящегося по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения индивидуального жилого дома в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) участка, прилагаемом к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью. Согласно п. 2.1. Договора, стоимость земельного участка равна начальной цене аукциона и составляет 277 553 рубля.

<Дата обезличена> была произведена государственная регистрация права собственности Арямнова П.П. на указанный земельный участок в установленном законом порядке, о чем свидетельствует соответствующая запись в договоре (дата регистрации - <Дата обезличена>, номер регистрации - <Номер обезличен>), в подтверждение права собственности Арямнова П.П. на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения индивидуального жилого дома, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. также представлено свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата обезличена>.

Согласно ст. 265 ГК РФ, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

На основании п. 1 ст. 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

Согласно положений ст. 21 ЗК РФ (действующей до признания данной нормы утратившей силу с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 № 171-ФЗ), право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной и муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего кодекса не допускается.

В соответствии с ранее действовавшим Земельным кодексом РСФСР, право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов, форма государственного акта была утверждена Советом Министров РСФСР (ст. 31). Приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды (ст. 32).

Согласно ст. 216 ГК РФ под иными вещными правами на землю, наряду с правом собственности, понимается право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения. Следовательно, в этот временной период предоставление гражданину земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения (ином вещном праве), четко фиксировалось в правоустанавливающих документах либо должно было быть зафиксировано.

С 31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьей 4 которого предусмотрено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В октябре 2001 года вступил в силу Земельный кодекс РФ, который в ст. ст. 20, 21 (утративших силу с 1 марта 2015 года) запретил предоставление гражданам участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве пожизненного наследуемого владения.

    До 1 сентября 2006 года Земельным кодексом РФ было предусмотрено право гражданина на однократное приобретение в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в его постоянном (бессрочном) пользовании (п. 5 ст. 20 ЗК РФ) либо в его пожизненном наследуемом владении (п. 3 ст. 21 ЗК РФ).

    С учетом положений п. 3 ст. 28 ЗК РФ процедура переоформления прав на земельный участок включала несколько стадий: подачу заявления о предоставлении земельного участка на соответствующем праве при переоформлении ранее возникшего права; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка на соответствующем плане; подготовку документов для государственной регистрации прав, включая изготовление кадастрового плана; государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    Федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", вступившим в силу с 1 сентября 2006 года, приведенные нормы закона признаны утратившими силу, а установленный порядок переоформления ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения изменен на регистрацию в упрощенном порядке ранее возникшего права на землю.

     Следует отметить, что в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ), регистрация ранее возникшего права на земельный участок в упрощенном порядке возможна при одновременном наличии следующих условий: земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ; земельный участок предоставлен в строго определенных целях: для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; земельный участок был предоставлен на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права; поставлен вопрос о регистрации права собственности, а не иного права.

Федеральным законом РФ от 25 октября 2001 года № 173-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» установлен порядок переоформления прав на земельные участки.

Так, в п.1 ст.3 указанного Закона предусмотрено, что права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Пунктом 9.1 ст.3 названного Закона также установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», действовавшим на момент принятия решения о предоставлении истцам земельных участков, установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.

В материалы дела истцами в качестве удостоверяющих права на землю документов представлены копии свидетельств <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от 29 декабря 1992 года на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, при этом в свидетельствах имеется запись о том, что они являются временным документом, а также ссылка на предоставление участков постановлениями администрации города Зея от 25 ноября 1992 года, однако не указано, что участки были предоставлены указанным в нем лицам на праве пожизненного наследуемого владения.

При этом в соответствии с утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 года Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденная форма свидетельства о праве собственности на землю в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" может быть временно (до момента выдачи государственного акта) использована для удостоверения права граждан на пожизненное наследуемое владение и права предприятий, учреждений, организаций на бессрочное (постоянное) пользование землей. В этом случае в заголовке свидетельства вместо слов "собственности на землю" впечатывается (вписывается) вид предоставления земли в соответствии с решением соответствующего исполнительного органа Совета народных депутатов. В левой колонке таблицы свидетельства также впечатывается (вписывается) вид предоставления земли: собственность, в том числе бесплатно, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование.

    Пунктом 3 названного Порядка установлено, что свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.

    На вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель. Границы предоставляемого земельного участка в натуре (на местности) собственнику земли, землевладельцу, землепользователю указываются одновременно с выдачей свидетельства (п.4 Порядка).

    Как следует из свидетельств <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, представленных истцами, в них содержится указание на предоставление истцам земельных участок в бессрочное (постоянное) пользование, что противоречит представленным в материалы дела постановлениям <Номер обезличен> § 11 и <Номер обезличен> § 13 от <Дата обезличена>, названным в свидетельствах. Фактическое указания истцам на местности границ землепользования совокупностью исследованных доказательств также не установлено.

    При этом ранее действовавшее законодательство (Земельный кодекс РСФСР, Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденная Роскомземом <Дата обезличена>) предусматривало проведение землеустроительных мероприятий по выносу землеустроительных проектов в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков межевыми знаками установленного образца. Границы земельных участков должны были устанавливаться специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам с участием землевладельцев (землепользователей) и смежных землепользователей. По результатам землеустроительных мероприятий подлежал составлению акт установления границ земельного участка с описанием положения границ на местности и передачей межевых знаков собственникам земли либо землевладельцам, а также должен составляться чертеж границ земельного участка на основании натурных измерений и имеющихся планово-картографических материалов (пункты 2.4, 2.8 указанной Инструкции).

    Аналогичные нормы, касающиеся установления и закрепления на местности границ земельного участка, были предусмотрены Инструкцией по межеванию земель, утвержденной комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству <Дата обезличена>.

    Кроме того п.8 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю установлено, что свидетельство составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой администрации, решением которой предоставлен земельный участок, и скрепляется гербовой печатью. Свидетельства подписываются главой местной администрации в зависимости от местоположения земельного участка. Один экземпляр свидетельства выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в органе, выдавшем свидетельство.

    При этом выдаваемые гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям свидетельства должны быть зарегистрированы в специальной "Книге выдачи Свидетельств". Каждому свидетельству при выдаче присваивается свой регистрационный номер. Регистрационный номер должен соответствовать порядковому номеру согласно очередности записей в соответствующей Книге выдачи свидетельств при их регистрации. Оба экземпляра свидетельства должны иметь один регистрационный номер. Порядковые номера согласно очередности записей в Книге выдачи свидетельств в каждом органе, осуществляющем регистрацию и выдачу свидетельств, устанавливаются свои, начиная с единицы. Лицо, которому выдается свидетельство, расписывается в его получении в Книге выдачи свидетельств и на втором экземпляре свидетельства, которое остается в органе, выдающем свидетельство (п.п.10, 11, 12).

     Из выше изложенного следует, что выдаваемые свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком должны были содержать в обязательном порядке указание на необходимые данные и площадь предоставленного земельного участка, при этом эти сведения о земельном участке должны быть указаны в предусмотренном для этого месте, то есть в таблице, которая имеется в бланке этого свидетельства на лицевой стороне, при этом в соответствии с указанным Порядком выдаваемое свидетельство должно быть и может быть подписано только главой администрации решением которой предоставлен земельный участок и соответственно это свидетельство скрепляется гербовой печатью.

    Как следует из представленных истцами свидетельств, подписи землепользователей в них отсутствуют, они подписаны от имени главного архитектора города, сведения о виде праве, на котором истцам были предоставлены земельные участки, в них указаны неверно и противоречат постановлениям администрации, которыми принято решение о предоставлении истцам земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения.

    Кроме того, из представленной в материалы дела выписки из книги выдачи свидетельств на право бессрочного (постоянного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками (инв. 28/03/760) под номерами 1810 и 1811 значатся "Бойко Игорь Степа" и "Липунов", иные графы в названной книге относительно указанных свидетельств, в том числе подтверждающие дату их выдачи, содержание сведений об участках и пр., не заполнены.

    При этом в силу пп.2 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

    Из пояснений истцов, данных при рассмотрении настоящего спора, следует, что иные свидетельства (государственные акты) в отношении предоставленных им земельных участков они не получали, поскольку не знали о необходимости совершения указанных действий.

    Исходя из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к ведению органов местного самоуправления отнесены вопросы регулирования планировки и застройки территории муниципальных образований, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

    В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

    В соответствии со ст.28 ЗК РФ (действующей до признания данной нормы утратившей силу Федеральным законом от 23 июня 2014 № 171-ФЗ, то есть до 1 марта 2015 года), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением главы администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Арямнову П.П. был предоставлен за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <Номер обезличен> с месторасположением: <адрес> для размещения индивидуального жилого дома (вид разрешенного использования - 2), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 1973 кв.м.

Из кадастрового паспорта на земельный участок <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, являющегося неотъемлемой частью договора купли-продажи земельного участка от <Дата обезличена>, заключенного в отношении указанного имущества между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и Арямновым П.П., следует, что земельный участок имеет кадастровый <Номер обезличен>, предыдущие номера отсутствуют, расположен по адресу: <адрес>, мкр. Зеленый, в кадастровом квартале <Номер обезличен>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения индивидуального жилого дома, площадью 1973 кв.м.

    При этом, как следует из материалов дела, перед предоставлением Арямнову П.П. земельного участка была составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <Номер обезличен>, проведены работы по межеванию земельного участка, установлению границ и данный участок поставлен на государственный кадастровый учет, участок был предоставлен Арямнову П.П. на основании протокола <Номер обезличен> от <Дата обезличена> заседания комиссии по проведению торгов по продаже муниципального имущества, земельных участков.

Порядок предоставления гражданам в собственность земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был установлен статьей 30 Земельного кодекса РФ (утратившей силу с 1 марта 2015 года), согласно которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 4 ст.30 ЗК РФ, процедура предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Постановлением главы администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного из земель населенных пунктов в кадастровом квартале <Номер обезличен> (зона одноквартирных жилых домов коттеджного типа – Ж-2) с месторасположением: <адрес>. мкр. Зеленый, для размещения индивидуального жилого дома (вид разрешенного использования - 2), приняв площадь равной 1973 кв.м.

Распоряжением главы администрации <адрес> <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> на Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> возложена обязанность по проведению аукциона по продаже в собственность земельных участков, в том числе лот 1 – <адрес>, мкр.Зеленый, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> для размещения индивидуального жилого дома, начальная стартовая цена 277 553 рубля.

Извещение о проведении аукциона было опубликовано в печатном издании – газете «Зейский Вестник» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и на официальном сайте торгов torgi.gov.ru.

<Дата обезличена> Арямнов П.П. подал заявку на участие в аукционе на приобретение земельного участка по адресу: мкр. Зеленый (лот <Номер обезличен>), при этом внес задаток на участие в аукционе, что подтверждается платежным поручением <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Согласно протоколу <Номер обезличен> заседания комиссии по проведению торгов (аукционов, конкурсов) по продаже муниципального имущества, земельных участков (государственная собственность на которые не разграничена) или по продаже права на заключение договоров аренды такого имущества или земельных участков по рассмотрению заявок, поступивших на участие в открытом аукционе по продаже в собственность земельных участков от <Дата обезличена>, комиссия рассмотрела документы, представленные на аукцион по продаже в собственность земельного участка (Лот <Номер обезличен>) по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> для размещения индивидуального жилого дома, начальная стартовая цена 227 553 рубля Арямновым П.П. и приняла решение признать участником аукциона одного участника, подавшего заявку на участие в аукционе Арямнова П.П., признать аукцион по лоту <Номер обезличен> несостоявшимся из-за участия менее двух участников.

Согласно п.п. 26, 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ (утратившей силу с 1 марта 2015 года), аукцион признается не состоявшимся в случае, если: в аукционе участвовали менее двух участников, в этом случае единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

<Дата обезличена> между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи и Арямновым П.П. был заключен оспариваемый истцами договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящегося в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения индивидуального жилого дома в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) участка, прилагаемом к договору.

В силу ст. 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Согласно ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ст.168 ГК РФ).

Истцами в обоснование исковых требований о признании недействительными постановления <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении Арямнову П.П. земельного участка и договора купли-продажи земельного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> указано на нарушение их прав, как владельцев земельных участков.

    При этом, как следует из экспертного заключения АНО "Центр независимой потребительской экспертизы Амур-Зея" Амурской торгово-промышленной палаты <Номер обезличен>С от <Дата обезличена>, по результатам проведения комплекса землеустроительных работ, с использованием опорных межевых знаков (омз) «Исток» и ОМЗ 146 определены месторасположения земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. и <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, предоставленных Ляпунову И.Г. и Бойко И.С. в пожизненное (наследуемое) владение для строительства индивидуального жилого дома постановлениями главы администрации <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Таким же образом определено месторасположение земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>. При взаимном сопоставлении установлен факт полного наложения земельных участков по адресу: <адрес>, <адрес> на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащий Арямнову П.П. на праве собственности по адресу: <адрес>

Вместе с тем, суд не может принять во внимание названное экспертное заключение, в качестве доказательства, достоверно подтверждающего факт нарушении прав истцов, как владельцев земельных участков оспариваемыми ими постановлением и договором купли-продажи, поскольку выводы эксперта в части определения места расположения участков, предоставленных истцам в 1992 году не мотивированы, как следует из экспертного заключения, при проведении экспертизы экспертом были использованы представленные в его распоряжение материалы настоящего дела, также было проведено обследование объекта на местности. Границы земельных участков Бойко И.С. и Ляпунова И.Г. определены от границы земельного участка по адресу : <адрес> (земельный участок <Номер обезличен> в натуре отсутствует). Одновременно из пояснительной записки к экспертному заключению следует, что были проведены полевые работы по определению соответствия местоположения фактических границ земельных участков, расположенных в данном районе (<адрес>) с границами данных участков согласно кадастровых паспортов, вместе с тем в материалах дела кадастровые паспорта на указанные объекты отсутствуют, к экспертному заключению исследуемые материалы также не приложены, описание проведенных работ в экспертном заключении отсутствует. Одновременно из экспертного заключения следует, что координаты точек поворота земельных участков Ляпунова И.Г. и Бойко И.С. и местоположение участков были определены от границы земельного участка <адрес> согласно схемы данных земельных участков. Однако из имеющихся в материалах дела схем земельных участков, схем отвода земельных участков усматривается только схематичное месторасположение предоставляемых земельных участков, без определения индивидуальных признаков их месторасположения, координат характерных точек границ участков, индивидуальные признаки иных указанных выше участков также не содержатся. При этом на данных схемах предусмотрен и земельный участок под <Номер обезличен>, тогда как сведения о нем в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, по сведениям администрации города Зеи указанный участок также не формировался.

Кроме того, согласно ст.6 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ), объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Ранее действующей нормой - ст.11.1 ЗК РФ (утратившей силу с 1 марта 2015 года), также было предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Это означает, что границы земельного участка устанавливаются посредством определения географических координат основных (угловых) точек его границ.

Статья 7 этого Закона относит к числу уникальных характеристик земельного участка описание местоположения границ участка, его площадь и др. Дополнительными сведениями считается адрес объекта недвижимости.

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п.2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2011 года № 144, кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости: при постановке на государственный кадастровый учет; при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 3 и 7 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Результатом кадастровых работ является, в том числе, межевой план (ст.37 Федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В силу части 3 статьи 1 названного Федерального закона, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истцы после принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении им земельных участков и получения свидетельств временного характера, не соответствующих по форме установленным в тот период требованиям, то есть с 1992 года по настоящее время не предприняли действий по формированию предоставленных им земельных участков, местоположение их границ путем проведения кадастровых работ и составления межевого плана фактически определено не было, как не имелось и факта обращения истцов в установленном законом порядке за постановкой земельных участков на кадастровый учет, соответственно названные земельные участки не являются объектами недвижимого имущества, их невозможно идентифицировать как индивидуально-определенную вещь, реализовать в отношении них право владения и иные вытекающие из такого права полномочия владельца.

    Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними отсутствует информация о правах на земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>

Согласно Уведомлениям об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, сведения о земельных участках, расположенным по адресам: <адрес> в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Кроме того, из перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> следует, что земельные участки, расположение по адресу: <адрес> в границах вышеуказанного кадастрового квартала не учтены.

На основании изложенного при указанных обстоятельствах фактического отсутствия объектов недвижимости, как объектов вещных прав, в отношении которых истцами поставлен вопрос о защите их прав как владельцев указанных ими объектов, основания для признания недействительными оспариваемых ими постановления администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность Арямнова П.П. и договора купли-продажи указанного земельного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи и Арямновым П.П., равно как для прекращении права собственности Арямнова П.П. на земельный участок, отсутствуют, в связи с чем требования истцов Бойко И.С. и Ляпунова И.Г. подлежат отказу в удовлетворении, поскольку отсутствуют сформированные в смысле положений п.3 ст. 6 ЗК РФ объекты права, и, соответственно, оснований для выводов о нарушении права владения на такие объекты не имеется.

     Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ляпунова И.Г. и Бойко И.С. к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи, администрации города Зеи, Арямнову П.П. о признании недействительными постановления администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность Арямнова Павла <данные изъяты>, договора купли-продажи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Зеи и Арямновым П.П., прекращении права собственности Арямнова П.П. на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., отказать.

По вступлению настоящего решения в законную силу отменить меры по обеспечению иска, принятые определением Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащий Арямнову П.П..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                            Клаус Н.В.

Мотивированное решение составлено 12 мая 2015 года.

Судья                                         Клаус Н.В.

2-20/2015 (2-2252/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ляпунов И.Г.
Бойко И.С.
Ответчики
Арямнов П.П.
КУМИ города Зеи
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
zeiskiy.amr.sudrf.ru
11.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2014Передача материалов судье
11.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.12.2014Предварительное судебное заседание
16.01.2015Судебное заседание
11.02.2015Судебное заседание
24.04.2015Производство по делу возобновлено
07.05.2015Судебное заседание
12.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2016Дело оформлено
18.06.2016Дело передано в архив
07.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее