Дело № 2-378/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
05 ноября 2015 года гражданское дело по иску Дубогрызовой Е.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о признании решения незаконным, обязании включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы; назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Дубогрызова Е.И. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе с иском о признании решения незаконным, обязании включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы; назначении трудовой пенсии по старости. Заявленные требования мотивированы тем, что обращалась в УПФ РФ в Прилузском районе за досрочным назначением пенсии. Решением УПФР от 02 октября 2015 года № в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. При этом, в стаж педагогической деятельности не засчитаны периоды:
- отпуска по уходу за ребенком с 13.02.1993г. по 31.08.1994г.;
- курсов повышения квалификации: с 07.06.1999г. по 26.06.1999г.;
- работы учителем русского языка и литературы в МБОУ «ООШ» <адрес>: с 27.10.1999г. по 08.02.2000г.;
- актированных дней: с 26.12.2002г. по 28.12.2002г., с 03.2.2003г. по 05.02.2003г., 20.02.2004г., с 20.01.2011г. по 22.01.2011г., с 09.02.2011г. по 15.02.2011г.
Не согласившись с данным решением, Дубогрызова обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает.
Представитель ответчика в суде иск не признает по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев пенсионное дело Дубогрызовой Е.И., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан
Установлено, что с 15.08.1990г. и по настоящее время Дубогрызова Е.И. работает учителем русского языка и литературы в МБОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, в т.ч. копиями приказов, трудовой книжкой истца и трудовым договором, и не оспариваются сторонами.
21 сентября 2015 года Дубогрызова Е.И. обратилась в ГУ УПФР в Прилузском районе за установлением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При решении вопроса об установлении досрочной пенсии истцу Управлением были рассмотрены следующие документы: трудовая книжка серии № от 15.08.1990 года; справка, уточняющая особый характер работы от 20.09.2015г. № 72, предоставленная МБОУ «ООШ» <адрес>; справка о педагогической нагрузке от 20.09.2015г. № 73, предоставленная МБОУ «ООШ» <адрес>; сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период работы после 01.01.1997г.
Решением ГУ УПФ РФ в Прилузском районе № от 02 октября 2015 года Дубогрызовой Е.И. отказано в установлении пенсии в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности. При этом, продолжительность стажа работы по педагогической определена в 23 года 01 месяц 29 дней.
В стаж работы по педагогической деятельности не засчитаны периоды, в числе которых:
- отпуск по уходу за ребенком с 13.02.1993г. по 31.08.1994г.;
- курсы повышения квалификации: с 07.06.1999г. по 26.06.1999г.;
- работа учителем русского языка и литературы в МБОУ «ООШ» <адрес>: с 27.10.1999г. по 08.02.2000г.;
- актированные дни: с 26.12.2002г. по 28.12.2002г., с 03.2.2003г. по 05.02.2003г., 20.02.2004г., с 20.01.2011г. по 22.01.2011г., с 09.02.2011г. по 15.02.2011г.
оспариваемые истцом.
При этом в качестве оснований для отказа указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Управлением указано, что отпуска по уходу за ребенком после 06.10.1992г. в спец.стаж не включаются; все остальные периоды исключены в связи с отсутствием льготных параметров в индивидуальных сведениях.
Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
В соответствии с. подпунктом 19 пункта 1 статьи ст. 30, Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком № 781, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года среди учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, предусмотрены «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований», должность – «учитель». Аналогичные положения содержал Список от 22.09.1999г. № 1067.
Отсюда, рассматривая заявленные истцом требования о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов отпуска по уходу за ребенком с 13.02.1993 года по 31.08.1994 года, судом учитывается следующее.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьёй 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
В то же время, статьей 165 КЗоТ РФ женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.
В силу части 4 статьи 23 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам закрепляется законодательством РФ. При этом установлено, что продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей.
Согласно Закону Республики Коми от 20 октября 1992 года «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства» (в редакции, вступившей в силу с 01 января 1993 года и действовавшей по 25 мая 1998 года), отпуск по беременности и родам предоставлялся продолжительностью 126 дней до родов и 238 дней после родов. Таким образом, Закон Республики Коми, увеличивший продолжительность отпуска по беременности и родам, не противоречил федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и пунктом 5 разъяснения Министерства труда РФ № 5 от 22 мая 1996 года, в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-25-25/10067 от 4 ноября 2002 года, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ истец родила сына, ФИО1.
Согласно представленной работодателем справки о педагогической нагрузке от 20.09.2015г. № 73, Дубогрызова Е.И. находилась в отпуске по беременности и родам с 10.12.1992г. по 12.02.1993г.; с 13.02.1993г. по 31.08.1994г. - в отпуске по уходу за ребёнком.
Однако, из представленных суду приказов следует, что приказом МБОУ «ООШ» <адрес> № от 20.10.1993г., учителю русского языка и литературы Дубогрызовой Е.И. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 29 сентября 2015 года.
Приказом МБОУ «ООШ» <адрес> № от 01.12.1993г. учителю русского языка Дубогрызовой Е.И. был предоставлен очередной трудовой отпуск за 1992-1993 годы в количестве 62 рабочих дней с 01 декабря 1993 года по 11 февраля 1994 года включительно.
Приказом МБОУ «ООШ» <адрес> № от 31.08.1994г. учителя русского языка Дубогрызову Е.И. считать прибывшей на работу после отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются также представленными суду лицевыми счетами истца за 1992-1994 годы, согласно которым фактически истец находилась в отпуске по беременности и родам (согласно Закону РК) с 01.12.1992г. по 30.11.1993г. и в ежегодном оплачиваемом отпуске с 01.12.1993г. по 11.02.1994г.
При изложенных обстоятельствах, с учетом представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полуторалетнего возраста Дубогрызова Е.И. находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, поскольку период отпуска по беременности и родам включен Управлением в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в добровольном порядке до 12.02.1993 года, суд считает необходимым обязать ответчика включить в стаж работы Дубогрызовой, дающий последней право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период отпуска по беременности и родам с 13.02.1993 года по 30.11.1993 года и период ежегодного оплачиваемого отпуска (работы) с 01.12.1993 года по 11.02.1994 года.
Иное толкование следует расценивать как установление новых правил, ошибочное толкование пенсионного законодательства в свою пользу, что противоречит общему смыслу законности и правомерности применения тех или иных законодательных актов, нарушает справедливый баланс между рассматриваемыми интересами.
В то же время оснований для включения в стаж работы Дубогрызовой Е.И. периода отпуска по уходу за ребенком с 12.02.1994г. по 31.08.1994г. суд не находит по основаниям, приведенным выше.
Что касается требований истца о включении в страховой стаж в связи с педагогической деятельностью, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости курсов повышения квалификации с 07.06.1999г. по 26.06.1999г., они также подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение прудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды такой работы засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07 апреля 1988 года № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» предусматривалось, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считаются командировками.В силу пункту 2 Инструкции направление работников объединений, предприятий, учреждений, организаций в командировку производятся руководителями этих объединений, предприятий, учреждений, организаций и оформляется выдачей командировочного удостоверения по форме согласно приложению.
По усмотрению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации направление работника в командировку, наряду с командировочным удостоверением, может оформляться приказом.
Согласно пункту 8 Инструкции на рабочих и служащих, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы.
На основании пункта 9 Инструкции за командированным работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок во время командировки, в том числе и за время нахождения в пути.
Согласно статье 112 КЗоТ РФ и статье 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Отдела образования МО «Прилузский район» № от 24.05.1999г. на основании отношения РИРО и ПК№ 307 от 21.05.1999г. Дубогрызова Е.И. учитель русского языка и литературы <данные изъяты> НСШ откомандирована на курсы повышения квалификации в <адрес> с 07.06.1999г. по 26.06.1999г. При этом за ней сохранялось постоянное место работы и заработная плата, оплачивались командировочные расходы.
Данные обстоятельства не оспариваются и представителем ответчика.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеуказанных правовых норм, поскольку время нахождения на курсах повышения квалификации и время участия в конкурсах и конференциях относится к рабочему времени истца, за данное время последней производилась выплата заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов (что подтверждается представленными суду лицевыми счетами истца за рассматриваемые периоды времени); истец имеет право на зачет оспариваемых периодов в специальный стаж, и соответственно, получения пенсии на законных основаниях. Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и в конечном итоге, не должна ухудшать положение истца.
Указанный вывод основывается и на постановлениях Европейского Суда по правам человека (Булгакова против РФ, Праведная против РФ), согласно которым пенсионные выплаты по своему содержанию являются гражданскими правами по смыслу пункта 1 Статьи 6 Конвенции и лишение законного права получения указанных выплат представляет собой вмешательство в право заявителя на уважение его имущества по смыслу статьи 1 Протокола №1 к Конвенции.
Таким образом, по мнению суда, период нахождения Дубогрызовой Е.И. на курсах повышения квалификации с 07.06.1999г. по 26.06.1999г. подлежит включению в стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Подлежащими удовлетворению суд находит и требования истца о включении в стаж педагогической деятельности периодов работы учителем русского языка и литературы в МБОУ «ООШ» <адрес>: с 27.10.1999г. по 08.02.2000г. по нижеприведенным основаниям.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 20 октября 2005 года № 392-О, от 18 апреля 2006 года № 83-О и от 21 декабря 2006 года № 584-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Из справки, уточняющей периоды работы, выданной МБОУ «ООШ» <адрес> от 22.10.2015г. № следует, что в период с 27.10.1999 года по 08.02.2000г. учитель русского языка и литературы Дубогрызова Е.И. имела учебную нагрузку в количестве 26 часов в неделю.
Наименование должности "учитель" предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года. Предусматривалась данная должность и ранее действующим Списком, утвержденным Постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 и Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года.
В соответствии с п. 1 ранее действовавших Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Работа в качестве учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Вышеуказанными Правила не содержат ограничений на суммирование рабочего времени работы по разным должностям, - наоборот п.4 гласит, что итоговая выработанная норма рабочего времени может определяться сложением ставки должностного оклада и отработанные ставки учебной нагрузки (ставка заработной платы) для часов преподавательской работы (п.2 положения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003г. № 191).
Согласно примечанию 1 к абз.1 Приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003г. № 191 «Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений включает преподавательскую учебную работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времен, утвержденными в установленном порядке».
В п. 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что работа учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
МБОУ "ООШ" п.с.т. Ваймес расположена в сельской местности, поэтому работа истца в должности учителя подлежит включению в льготный стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, действующие на день рассмотрения дела и вынесения решения, поскольку права учителей сельских школ в части зачета периодов их работы в специальный стаж по сравнению с ранее действовавшими Правилами и Списками расширены (Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2005 № 6-В05-2).
Отсюда, суд считает необходимым включить в стаж работы, связанный с педагогической деятельностью, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы Дубогрызовой Е.И. с 27.10.1999 года по 08.02.2000г. в должности учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ» п.с.т. Ваймес.
Рассматривая заявленные истцом требования о включении в стаж работы в связи с педагогической деятельностью актированных дней, судом учитывается следующее.
Согласно Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений", периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения, согласно которому в данный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Пунктом 8.2 вышеуказанного приказа предусмотрено также, что режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.
Из представленных суду документов следует, что в периоды с 26.12.2002г. по 28.12.2002г., с 03.2.2003г. по 05.02.2003г., 20.02.2004г., с 20.01.2011г. по 22.01.2011г., с 09.02.2011г. по 15.02.2011г. объявлялись актированные дни.
Таким образом, поскольку основным принципом для включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является выполнение работы по установленной профессии (должности) постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то, очевидно, что во время актированных дней истец выполняла свои трудовые обязанности, исходя из указаний работодателя, являющихся для нее обязательными, с учетом требований, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 69; поэтому эти периоды, по мнению суда, подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Соответственно, в стаж педагогической деятельности истца подлежат включению периоды актированных дней с 26.12.2002г. по 28.12.2002г., с 03.2.2003г. по 05.02.2003г., 20.02.2004г., с 20.01.2011г. по 22.01.2011г., с 09.02.2011г. по 15.02.2011г..
При этом доводы ответчика о том, что периоды курсов повышения квалификации, работы в должности учителя Ваймосской школы и актированных дней не могут быть включены в стаж, т.к. указанные периоды имели место уже после регистрации Дубогрызовой Е.И. в качестве застрахованного лица; однако работодателем в качестве льготных (связанных с осуществлением педагогической деятельности) не проставлены; суд находит несостоятельными в связи с нижеизложенным.
В соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом РФ в пункте 15 Постановления Пленума от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Дубогрызовой Е.И., периоды работы истца с 07.06.1999г. по 26.06.1999г. (курсы повышении квалификации); с 27.10.1999г. по 08.02.2000г. (работа учителем русского языка и литературы в МБОУ «ООШ» п.с.т. Ваймес); с 26.12.2002г. по 28.12.2002г., с 03.2.2003г. по 05.02.2003г., 20.02.2004г., с 20.01.2011г. по 22.01.2011г., с 09.02.2011г. по 15.02.2011г. (актированные дни), как льготные, т.е. непосредственно связанные с осуществлением педагогической деятельности, не проставлены.
Между тем, из представленных суду документов следует, что в указанные периоды времени истцом осуществлялась педагогическая деятельность в соответствии с должностной инструкцией, заработная плата за данные периоды выплачена истцу в полном объеме, с нее производились соответствующие удержания, в т.ч. и в Пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, довод ответчика, что льготное исчисление стажа невозможно в связи с отсутствием данных об особом характере труда истца в сведениях индивидуального персонифицированного учета, сам по себе не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку реализация трудовых и пенсионных прав работника не может быть поставлена в зависимость от надлежащего исполнения работодателем обязанности по предоставлению достоверных сведений в Пенсионный фонд РФ.
Действующая система пенсионного обеспечения установления для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, основанная на нормативных правовых актах, в их взаимосвязи и совокупности, направлена на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Отсюда следует, что позиция ответчика об отказе во включении вышеуказанных периода в стаж работы истца в связи с педагогической деятельностью, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, противоречит принципам правовой определенности и равенства сторон.
Исходя из вышеизложенного, при включении в стаж работы Дубогрызовой Е.И для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью, периодов: отпуска по беременности и родам с 13.02.1993 года по 30.11.1993 года; периода ежегодного оплачиваемого отпуска (работы) с 01.12.1993 года по 11.02.1994 года; нахождения истца на курсах повышения квалификации с 07.06.1999 года по 26.06.1999 года; работы с 27.10.1999 года по 08.02.2000 года; актированных дней с 26.12.2002 года по 28.12.2002 года, с 03.02.2003 года по 05.02.2003 года, 20.02.2004 года, с 20.01.2011 года по 22.01.2011 года, с 09.02.2011 года по 15.02.2011 года; стаж работы последней в связи с педагогической деятельностью на момент её обращения за назначением пенсии (21.09.2015г.) составит – 24 года 06 месяцев 17 дней, на день рассмотрения дела судом (05.11.2015г.) – 24 года 08 месяцев и 02 дня, что не дает ей права на досрочное назначение страховой пенсии на законных основаниях.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Дубогрызовой Е.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в Прилузском районе о признании решения незаконным, обязании включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы; назначении трудовой пенсии по старости – удовлетворить в части.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в Прилузском районе от 02 октября 2015 года № об отказе Дубогрызовой Е.И. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части исключения из стажа работы Дубогрызовой Е.И. в связи с педагогической деятельностью, дающего право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, периодов:
- отпуска по беременности и родам с 13.02.1993 года по 30.11.1993 года;
- ежегодного оплачиваемого отпуска (работы) с 01.12.1993 года по 11.02.1994 года;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 07.06.1999 года по 26.06.1999 года;
- работы учителем русского язык и литературы МБОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> с 27.10.1999 года по 08.02.2000 года;
- актированных дней с 26.12.2002 года по 28.12.2002 года, с 03.02.2003 года по 05.02.2003 года, 20.02.2004 года, с 20.01.2011 года по 22.01.2011 года, с 09.02.2011 года по 15.02.2011 года
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Прилузском районе включить в стаж работы Дубогрызовой Е.И. в связи с педагогической деятельностью, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, периоды:
- отпуска по беременности и родам с 13.02.1993 года по 30.11.1993 года;
- ежегодного оплачиваемого отпуска (работы) с 01.12.1993 года по 11.02.1994 года;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 07.06.1999 года по 26.06.1999 года;
- работы учителем русского язык и литературы МБОУ «Основная общеобразовательная школа» <адрес> с 27.10.1999 года по 08.02.2000 года;
- актированных дней с 26.12.2002 года по 28.12.2002 года, с 03.02.2003 года по 05.02.2003 года, 20.02.2004 года, с 20.01.2011 года по 22.01.2011 года, с 09.02.2011 года по 15.02.2011 года
В удовлетворении требований, заявленных к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми, об обязании включить в стаж работы в связи с педагогической деятельностью, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им полуторалетнего возраста: с 12.02.1994 года по 31.08.1994 года, Дубогрызовой Е.И. – отказать.
В удовлетворении требований, заявленных к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента за ее обращением, Дубогрызовой Е.И. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий: