Дело № 2-1412/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград 15 апреля 2015 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.
при секретаре Гостюниной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах ФИО2 к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ворошиловского района Волгограда, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Волгограда.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении её жилищных прав. Так установлено, что ФИО2 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку её мать и отец решением Кировского районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении нее родительских прав. По информации Комитета строительства Волгоградской области ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый министерством образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения ФИО2, поступившего в прокуратуру Ворошиловского района Волгограда, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО2, которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного её государством жилья.
Помощник прокурора Ворошиловского района г. Волгограда ФИО5 в судебном заседании исковые требования о понуждении к предоставлению жилого помещения поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении доводам.
Лицо, в чьих интересах действует прокурор Ворошиловского района Волгограда – ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора Ворошиловского района Волгограда поддержала, просила обязать ответчика обеспечить её благоустроенным жилым помещением, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Волгограда.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области, действующая на основании доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, полагала иск необоснованным и просила в его удовлетворении отказать. Просила обратить внимание суда на то обстоятельство, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей установленными нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ, под № (по Волгоградской области), по г. Волгограду - №. В течение ДД.ММ.ГГГГ по Волгоградской области в целом было проведено <данные изъяты> конкурсные процедуры, по городскому округу город Волжский - <данные изъяты> конкурсных процедур, по итогам которых на территории Волжского было приобретено в государственную собственность Волгоградской области <данные изъяты> жилых помещения. В ДД.ММ.ГГГГ министерством было проведено <данные изъяты> аукционных процедур по городскому округу-город Волжский, по итогам которых заключено <данные изъяты> государственных контракта на приобретение жилых помещений, из которых: <данные изъяты> квартир - готовое жилье; <данные изъяты> квартиры - долевое участие в строительстве в г. Волжском. В настоящее время <данные изъяты> квартир по городскому округу-город Волжский предоставлены детям-сиротам в соответствии со списком детей-сирот, <данные изъяты> квартир оформляются в госсобственность Волгоградской области. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность Волгоградской области, ФИО2 (в случае ее согласия) будет предоставлена квартира на территории городского округа - город Волжский. Ориентировочный срок предоставления жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по мнению представителя ответчика, со своей стороны комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение ФИО2 жилым помещением.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».
Исходя из положений п.1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013года № 5-ОД, настоящий закон введен в действие с 19 февраля 2013 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 настоящей статьи).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.
Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО7 и ФИО8, которые по решению Кировского районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении нее родительских прав (л.д. 13-14).
При этом, постановлением главы администрации Кировского района Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 была передана под опеку ФИО9 (л.д. 15).
В последующем, постановлением главы администрации Кировского района Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 освобожден от исполнения обязанностей попечителя ФИО2, попечителем ФИО2 назначена ФИО10 (л.д. 16).
Исходя из этого, ФИО2 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу город-герой Волгоград (л.д. 10-12).
Наряду с этим, материалами дела подтверждено, что сведений о наличии в распоряжении истца ФИО2, иного жилья на том или ином законном основании, пригодного для проживания, не имеется.
Как утверждала в судебном заседании помощник прокурора Ворошиловского района Волгограда ФИО5, ФИО2 состоит на учете нуждающегося в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время не обеспечена каким-либо жильем, вынужден арендовать комнаты. Кроме того, по данному вопросу ФИО2 неоднократно обращалась к ответчику, и согласно информации Министерства строительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 включена в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ под № (по Волгоградской области), и под № по городу Волгограду.
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО2 жилого помещения нарушает её конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО2 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым ФИО2, представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в Волгоградской области жилищного фонда и отсутствие у него возможности для обеспечения ФИО2 жильем отвергаются судом, как несостоятельные.
Равно как и доводы представителя ответчика о том, что в ДД.ММ.ГГГГ министерством было проведено <данные изъяты> аукционных процедур по городскому округу-город Волжский, по итогам которых заключено <данные изъяты> государственных контракта на приобретение жилых помещений, из которых: <данные изъяты> квартир - готовое жилье; <данные изъяты> квартиры - долевое участие в строительстве в г. Волжском, во внимание суда приняты не могут быть, поскольку основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, соответствующим закону и установленным обстоятельствам дела, не являются.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО2 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО2, тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Ворошиловского района Волгограда в защиту интересов ФИО2 к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ворошиловского района Волгограда в интересах ФИО2 к Комитету строительства Волгоградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Волгограда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Председательствующий Юдкина Е.И.
Мотивированное решение суда составлено 20 апреля 2015 года.
Судья Юдкина Е.И.