Решение по жалобе/протесту (областной суд) от 19.07.2023 по делу № 7-17854/2023 от 23.06.2023

Судья фио

Дело  7-17854/23

РЕШЕНИЕ

19 июля 2023 года                                                                                адрес

 

Судья Московского городского суда фио, рассмотрев                             в открытом судебном заседании жалобу защитника фио, поданную на решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 22 сентября 2022 года и постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 17 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в несовершеннолетней Витоженц Марии Александровны,

 

УСТАНОВИЛ:

 

постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 17 марта 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении несовершеннолетней фиоА в связи с малозначительностью, ей объявлено устное замечание.

Решением судьи Хамовнического районного суда адрес от 22 сентября 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без рассмотрения.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Юрьев И.О. просит об отмене состоявшихся по делу актов, ссылаясь на приведенные в ней доводы.

Несовершеннолетняя Витоженц М.А., её законный представитель фио, защитник фио, прокурор в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме не заявили.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается  нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон                           от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ).

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом                            от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных                              на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия,  и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка                               и безопасности (ст. 4 данного  Федерального закона).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия, а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти  в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1. и 2 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ).

Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В силу п. 2 ст. 2 Закона адрес от 12 апреля 2007 г.  10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа адрес, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа адрес (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г.  54-ФЗ под участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

 Как следует из материалов дела в отношении несовершеннолетней Витоженц М.А. составлен протокол об административном правонарушении за то, что она 06 марта 2022 года в 17 часов 20 минут, находясь по адресу: адрес составе группы граждан, скандирующих антивоенные лозунги, приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном в установленном законом порядке с органом исполнительной власти адрес.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес пришла к выводу о доказанности по делу указанных выше обстоятельств совершения правонарушения и вины Витоженц М.А. в его совершении.

Вместе с тем признав совершенное Витоженц М.А. правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ малозначительным, производство по делу в отношении последней было прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.

С таким решением коллегиального органа согласился судья районного суда, рассматривающий жалобу на постановление.

Однако оснований для признания решения судьи районного суда законным не имеется.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из содержания ст. 25.3 КоАП РФ следует, что защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, являющегося несовершеннолетним  осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ).

По смыслу ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ участие в судебном заседании законного представителя обязательным не является и может быть признан таковым судьей или органом административной юрисдикции, рассматривающим дело, однако, в силу ст. 25.1 КоАП РФ он должен быть уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.

Данные требования распространяются и на стадию рассмотрения жалобы в порядке главы 30 КоАП РФ, поданной на не вступившее в законную силу постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении.

Между тем указанные выше требования закона судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 17 марта 2022 года выполнено не было.

Так в материалах дела отсутствуют документальные данные, подтверждающие извещение законного представителя несовершеннолетней Витоженц М.А. в судебное заседание, назначенное на 22 сентября 2022 года.

Согласно текста судебного решения законный представитель в судебном заседании не участвовала.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что участие законного представителя несовершеннолетней Витоженц М.А. фактически не было обеспечено, что повлекло нарушение прав несовершеннолетнего лица на защиту его прав и законных интересов.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Сведения об исполнении этого требования КоАП РФ судьей районного суда также в материалах дела отсутствуют.

Помимо этого необходимо отметить следующее.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

 Согласно ч. 1 ст. 29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа (ч. 3 ст. 29.8 КоАП РФ).

Таким образом, протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным условием рассмотрения дела коллегиальным органом; он должен соответствовать установленным ст. 29.8 КоАП РФ требованиям к его содержанию и оформлению.

Между тем в материалы дела представлена выписка из протокола  6 от 17 марта 2022 года рассмотрения дела, не отвечающая указанным выше требованиям ст. 29.8 КоАП РФ как к содержанию, так и оформлению.

Подобное разрешение жалобы на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты не отвечают задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.

 В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 22 сентября 2022 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

        

решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 22 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении несовершеннолетней Витоженц Марии Александровны отменить.

Дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение в ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░.

 

░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░                                            ░░░

 

7-17854/2023

Категория:
Административные
Статус:
Завершено, 19.07.2023
Ответчики
Витоженц М.А.
Другие
Ершова С.А.
Суд
Московский городской суд
Судья
Буренина О.Н.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
22.09.2022
Решение по жалобе/протесту на постановление (районный суд)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее