Судья фио
Дело № 7-17854/23
РЕШЕНИЕ
19 июля 2023 года адрес
Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио, поданную на решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 22 сентября 2022 года и постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 17 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в несовершеннолетней Витоженц Марии Александровны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 17 марта 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении несовершеннолетней фиоА в связи с малозначительностью, ей объявлено устное замечание.
Решением судьи Хамовнического районного суда адрес от 22 сентября 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без рассмотрения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Юрьев И.О. просит об отмене состоявшихся по делу актов, ссылаясь на приведенные в ней доводы.
Несовершеннолетняя Витоженц М.А., её законный представитель фио, защитник фио, прокурор в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме не заявили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 данного Федерального закона).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия, а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1. и 2 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона адрес от 12 апреля 2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа адрес, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа адрес (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ под участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как следует из материалов дела в отношении несовершеннолетней Витоженц М.А. составлен протокол об административном правонарушении за то, что она 06 марта 2022 года в 17 часов 20 минут, находясь по адресу: адрес составе группы граждан, скандирующих антивоенные лозунги, приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном в установленном законом порядке с органом исполнительной власти адрес.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес пришла к выводу о доказанности по делу указанных выше обстоятельств совершения правонарушения и вины Витоженц М.А. в его совершении.
Вместе с тем признав совершенное Витоженц М.А. правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ малозначительным, производство по делу в отношении последней было прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
С таким решением коллегиального органа согласился судья районного суда, рассматривающий жалобу на постановление.
Однако оснований для признания решения судьи районного суда законным не имеется.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания ст. 25.3 КоАП РФ следует, что защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, являющегося несовершеннолетним осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ).
По смыслу ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ участие в судебном заседании законного представителя обязательным не является и может быть признан таковым судьей или органом административной юрисдикции, рассматривающим дело, однако, в силу ст. 25.1 КоАП РФ он должен быть уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Данные требования распространяются и на стадию рассмотрения жалобы в порядке главы 30 КоАП РФ, поданной на не вступившее в законную силу постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении.
Между тем указанные выше требования закона судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес от 17 марта 2022 года выполнено не было.
Так в материалах дела отсутствуют документальные данные, подтверждающие извещение законного представителя несовершеннолетней Витоженц М.А. в судебное заседание, назначенное на 22 сентября 2022 года.
Согласно текста судебного решения законный представитель в судебном заседании не участвовала.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что участие законного представителя несовершеннолетней Витоженц М.А. фактически не было обеспечено, что повлекло нарушение прав несовершеннолетнего лица на защиту его прав и законных интересов.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.
Сведения об исполнении этого требования КоАП РФ судьей районного суда также в материалах дела отсутствуют.
Помимо этого необходимо отметить следующее.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 1 ст. 29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа (ч. 3 ст. 29.8 КоАП РФ).
Таким образом, протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным условием рассмотрения дела коллегиальным органом; он должен соответствовать установленным ст. 29.8 КоАП РФ требованиям к его содержанию и оформлению.
Между тем в материалы дела представлена выписка из протокола № 6 от 17 марта 2022 года рассмотрения дела, не отвечающая указанным выше требованиям ст. 29.8 КоАП РФ как к содержанию, так и оформлению.
Подобное разрешение жалобы на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты не отвечают задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 22 сентября 2022 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 22 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении несовершеннолетней Витоженц Марии Александровны отменить.
Дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение в ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░