Дело № 2 – 910/2018
Решение
Именем Российской Федерации
17 сентября 2018 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Ворзониной В.В.
с участием представителя истца МО МВД России «Вышневолоцкий» по доверенности Котовой К.Ю.,
при секретаре Певцовой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межмуниципального отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Вышневолоцкий» к Михайлову Михаилу Викторовичу о прекращении права собственности на оружие и получении разрешения на его уничтожение,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Вышневолоцкий» (далее по тексту – МО МВД России «Вышневолоцкий», истец) обратился в суд с иском к Михайлову М.В., в котором просит прекратить право собственности ответчика на охотничье ружье <№>, с последующей передачей оружия на уничтожение в Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области».
В обоснование заявленных требований указано, что ответчику на праве собственности принадлежит охотничье ружье <№>, переданное на хранение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области». Указанное оружие изъято у собственника 15 марта 2016 г. в связи с окончанием срока действия разрешений и до настоящего времени находится на хранении на складе ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области». Для перерегистрации оружия и получения разрешения на хранения и ношение на новый срок ответчику необходимо было обратиться в соответствующее структурное подразделение территориального органа внутренних дел в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Между тем до настоящего времени ответчик каких-либо мер по возврату оружия, получения разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия не предпринял, судьбой оружия не интересуется, уже более 2 лет оружие находится на ответственном хранении. В связи с этим, по мнению истца, подлежит прекращению право собственности ответчика на изъятое оружие, а само оружие подлежит передаче в специализированный орган для уничтожения, поскольку оно относится к оружию, находящемуся в употреблении, и, следовательно, не подлежит реализации в специализированных магазинах. Непринятие ответчиком в течение длительного срока действий по возврату оружия либо по получению разрешения свидетельствует о его фактическом отказе от права собственности на оружие.
Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Российской Федерации.
Представитель истца МО МВД России «Вышневолоцкий» по доверенности Котова К.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в нем, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Михайлов М.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, возражений не представил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества по Тверской области и ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области» в суд своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, ходатайств не заявили, возражений не представили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по Тверской области, в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства культуры Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представил в суд письменный отзыв на исковые требования с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указав, что Михайлову М.В. на праве собственности принадлежит ружье <№>. Данное оружие 15 марта 2016 г. было изъято у ответчика в связи с окончание срока действия разрешения. Указанное оружие является современным гражданским оружием, оборот которого контролируется подразделениями МВД России и Росгвардии. Минкультуры России не имеет полномочий по регламентированию и проведению каких-либо действий с подобным оружием. Компетенция Минкультуры России распространяется только на исключения, определенные в п. 1 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». В соответствии с п. 82 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении, которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации. Оружие в соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к объектам гражданских прав и в силу ст. ст. 6, 13 Федерального Закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» изъято из свободного оборота и подлежит обязательной регистрации, то есть граждане (физические лица) могут владеть, пользоваться и распоряжаться оружием исключительно на основании разрешения (лицензии), выдаваемой органами внутренних дел. Согласно протоколу от 15 марта 2016 г. МО МВД России «Вышневолоцкий» изъял у ответчика Михайлова М.В. оружие ружьё <№>, в связи с окончанием срока действия разрешения. Оружие охотничье ружьё <№> передано МО МВД России «Вышневолоцкий» на ответственное хранение на склад ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области» и хранится там более 2 лет. Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком каких-либо мер по возврату оружия, получению разрешения на хранение оружия и ношение огнестрельного оружия не предпринято, что свидетельствует о его фактическом отказе от права собственности на оружие
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу положения о МО МВД России «Вышневолоцкий», утвержденного приказом УМВД России по Тверской области от 5 июля 2011 г. № 279, к основным направлениям деятельности МО МВД относится, в том числе контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия. В полномочия МО МВД входит осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля в области оборота оружия/л.д. 9 - 21/.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В реализацию данного конституционного положения в главе 15 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны основания прекращения права собственности.
В соответствии со статьёй 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Одно из таких оснований предусмотрено статьёй 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).Согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Порядок оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон № 150-ФЗ) и Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6 и 13 Закона № 150-ФЗ, огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел.
В соответствии со статьёй 22 Закона № 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Согласно статье 28 Закона № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 части 1 статьи 27 Закон № 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Закон № 150-ФЗ оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно сведений Управления Росгвардии по Тверской области от 13 августа 2018 г. Михайлову М.В., <дата> года рождения, принадлежит охотничье гладкоствольное длинноствольное ружье <№>, разрешение РСОа <№>, выданное 29 марта 2011 г. ОВД Вышневолоцкого района сроком до 29 марта 2016 г. Оружие сдано в МО МВД России «Вышневолоцкий».
Из рапорта старшего инспектора НЛРР капитана полиции Д.В.Громова от 16 марта 2016 г. следует, что при проверке владельца охотничьего оружия в связи с окончанием сроков перерегистрации оружия у Михайлова М.В. по адресу: <адрес>, в связи с окончанием срока действия разрешения на оружие было изъято ружье – <№>, и ходатайствует о разрешении принять ружье на ответственное хранение в ДЧ МО МВД России «Вышневолоцкий»/л.д. 23/.
Согласно протокола о добровольной выдаче оружия от 15 марта 2016 г. ст. инспектор НЛРР МО МВД «Вышневолоцкий» капитан полиции ФИО1 на основании ч. 1 ст. 20.11КоАП РФ в присутствии понятых ФИО2 изъял у Михайлова М.В., проживающего по адресу: <адрес>, ружье – <№>. Данный протокол подписан владельцем оружия – Михайловым М.В. /л.д. 24/.
Из копии книги учета изъятого оружия и квитанции <№> от 16 марта 2016 г. усматривается, что принадлежащее на праве собственности ответчику ружье – <№>, в настоящее время находится на хранении в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области».
Доказательств, подтверждающих, что спорное оружие представляет культурную ценность либо в отношении него необходимо создание особых условий хранения, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах имеются основания для прекращения права собственности Михайлова М.В. на ружье – <№>.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о направлении оружия на уничтожение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области» по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Однако, стороной истца не представлено каких-либо доказательств того, что предмет спора является технически неисправным и подлежит утилизации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований в части передачи оружия на уничтожение не имеется, а право собственности ответчика на его оружие может быть прекращено с применением специального правового механизма, предусмотренного пунктом 2 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, путем принудительной его продажи, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом затрат на отчуждение имущества.
Таким образом, по смыслу указанной нормы принудительная реализация данного имущества допускается только на основании судебного акта и в целях недопущения неправового владения им, и именно продажа и передача имущества покупателю являются основанием прекращения права собственности.
В связи с изложенным, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требования к Михайлову М.В. в части требования о передаче оружия на уничтожение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области».
В силу подпункта 19 пункта ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно подпункту «г» пункта 4 данного Указа, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, являются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, МО МВД России «Вышневолоцкий», как территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины при разрешении дел в судах общей юрисдикции независимо от категории рассматриваемого спора и от того, в качестве истца или ответчика оно выступает.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Подлежащая к уплате государственная пошлина, подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 300 рублей.
В силу пункта 2 статьи 61.1 и пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемыми судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты городских округов.
В соответствии со статьёй 1 Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» город вышний Волочёк Тверской области наделён статусом городского округа.
В этой связи суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочек» государственную пошлину, от уплаты которой истец при подаче заявления освобождён в силу указаний закона, в размере 300,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
иск Межмуниципального отдела Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Вышневолоцкий» к Михайлову Михаилу Викторовичу о прекращении права собственности на оружие и получении разрешения на его уничтожение удовлетворить частично.
Прекратить право собственности Михайлова Михаила Викторовича на охотничье гладкоствольное длинноствольное ружье <№>.
В удовлетворении иска в части получения разрешения на передачу, изъятого у Михайлова Михаила Викторовича охотничьего гладкоствольного длинноствольного ружья <№>, на уничтожение в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Тверской области», отказать.
Взыскать с Михайлова Михаила Викторовича, <дата> года рождения, в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочёк» государственную пошлину в размере 300,00 руб. (триста рублей 00 коп.).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.В.Ворзонина