Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2321/2019 по административному исковому заявлению Новрузова С. о признании частично недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием прокурора Гуляевой Е.С.,
представителя Думы городского округа Самары Плотникова А.Ю.,
у с т а н о в и л :
Новрузов С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2011 года № 61, в части установления на земельном участке с кадастровым номером № красных линий и территории общего пользования.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №. 21 мая 2019 года им было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. По результатам его рассмотрения Новрузовым С. получено уведомление Главы городского округа Самары о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта на земельном участке, а также в связи с расположением земельного участка в границах территории общего пользования (красных линий). Полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы административного истца, препятствуя в использовании принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствии с видами его разрешенного использования.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Думы г.о. Самары по доверенности Плотников А.Ю. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленной законом процедуры; при разработке Генерального плана использовалась «Схема магистралей, городского и внешнего транспорта» по Генеральному плану Куйбышева, утвержденному в 1987 году, «Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта» 1993 года; красные линии установлены на спорной территории до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись; Правилами застройки и землепользования в городе Самаре территории общего пользования и красные линии на земельных участках не обозначены.
Администрация и Глава г.о. Самары, Департамент градостроительства г.о. Самары, Департамент управления имуществом г.о. Самары не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары, Администрация г.о. Самары, представили письменные возражения, Департамент градостроительства г.о. Самары - письменные пояснения.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные Новрузовым С. требования следует удовлетворить частично.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области»).
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59(3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64(3857), 10 апреля 2008 года.
Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года №
61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре. Указанный нормативный правовой акт был опубликован в издании "Самарская неделя", N 24, 16 июня 2001 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре их принятия не оспариваются.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования ( пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений ( пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что Новрузову С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 300 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 4 декабря 2005 года и имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Согласно служебной записке Департамента градостроительства г.о. Самара от 26 ноября 2019 года и выкопировки из ИСОГД г.о. Самары земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах красной линии ул. Промышленности и частично относится к территории общего пользования.
Красные линии изначально были отображены на схеме № 1 «Основной чертеж. Проектное решение») Генерального плана городского округа Самары, утверждённого Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539.
В редакции Решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181 «О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самары» красные линии были удалены с основного чертежа и отображены на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры».
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые ( изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания ( пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года № 1963-0).
Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории ( подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования ( часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования ( пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары, которым красные линии земельных участков были включены в Схему № 5, регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами ( план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории ( пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проект на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и ( или) предназначенных для размещения линейных объектов, утверждённый приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Учитывая, что статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территории, и такой проект в отношении спорного земельного участка не разрабатывался и не утверждался, требования административного истца о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером № следует признать обоснованными.
То обстоятельство, что изначально красные линии были определены в составе Генплана г. Куйбышева ( Самары), утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июля 1987 года № 226, правового значения в рассматриваемом споре не имеет.
Поскольку установлено, что территория общего пользования на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участка с кадастровым номером № отсутствует, требования административного истца о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана в части установления территории общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером № также подлежат удовлетворению.
Административным истцом заявлены требования о признании недействующими Правил застройки и землепользования в городе Самаре в части установления красных линий и территории общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Положениями пунктов 2, 3 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает возможности установления в Правилах застройки и землепользования красных линий и территории общего пользования.
Поскольку действующие Правила застройки и землепользования в городе Самаре не содержат сведения о красных линиях и территориях общего пользования, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействующими Правил застройки и землепользования в городе Самаре в части установления красных линий и территорий общего пользования на земельном участке административного истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Новрузова С. удовлетворить частично.
Признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции Решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий и территории общего пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2019 года.