Судья Семёнов В.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ08 февраля 2017 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Щетникова С.П.,
судей Севастьянова А.А. и Ермолаева Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Гагариной Н.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Тимофеева А.В.,
осуждённого Кересева И.А. посредством системы видеоконференц-связи,
его защитника – адвоката Чиркова С.В., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер №Н от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Чиркова С.В. на приговор Красноармейского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
Кересев И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, ранее судимый приговором Тверского районного суда г.Москвы от 25 июля 2012 года по п. «а» ч. 2 ст. 131 УК Российской Федерации к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК общего режима, освобождён по отбытии наказания 10 ноября 2015 года,
осуждён по ч. 1 ст. 116 УК Российской Федерации (в редакции ФЗ от 07.12.2011 № 420-ФЗ) к исправительным работам на срок на 5 месяцев с удержанием ежемесячно 20% заработка в доход государства;
- по п. «б» ч. 3 ст. 111 УК Российской Федерации к лишению свободы сроком на 10 лет.
На основании ч. 3 ст. 69, ст. 71 УК Российской Федерации путём частичного сложения наказаний окончательно Кересеву И.А. определено лишение свободы сроком на 10 лет 1 месяц с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Ермолаева Л.Г., выступление осуждённого Кересева И.А. и его защитника Чиркова С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Тимофеева А.В., полагавшего приговор суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Приговором суда Кересев И.А. признан виновным и осуждён за нанесение побоев своей супруге ФИО1 и совершение в отношении неё иных насильственных действий, причинивших физическую боль, имевшего место 9 мая 2016 года в <адрес>, и за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью двух лиц – Фёдоровой Г.П. и ФИО1, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия, имевшего место 7 июня 2016 года в <адрес>, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Кересев И.А. виновным в нанесении побоев ФИО1, а также в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Фёдоровой Г.П. и ФИО1 признал полностью.
В апелляционной жалобе защитник осуждённого Кересева И.А. - адвокат Чирков С.В., не оспаривая доказанность вины и квалификацию содеянного осуждённым, выражает несогласие с приговором суда в части назначенного ему наказания. Обращает внимание на то, что суд не признал в качестве обстоятельства, смягчающего наказание ФИО8, его «явку с повинной», хотя согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 №58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» под обстоятельством, смягчающим наказание, следует понимать добровольное сообщение лица о совершённом им или с его участием преступлении, сделанное в письменном или устном виде. При этом указывает, что суд не учёл тот факт, что до возбуждения уголовного дела Кересев И.А. находился в крайне тяжёлом состоянии в хирургическом отделении БУ «Цивильская ЦРБ» с раной шеи, и на момент оформлении им «явки с повинной» не мог знать о возбуждении в отношении него уголовного дела. При таких обстоятельствах, суду необходимо было учесть «явку с повинной» Кересева И.А., также и наличие у него признаков органического расстройства личности в связи со смешанными заболеваниями с эписиндромом, не являющимся временным психическим расстройством, что установлено заключением экспертизы. Кроме этого, Кересев И.А. свою вину в содеянном признал, принёс извинения потерпевшим, что свидетельствует о его исправлении, и имеет на иждивении 2-х малолетних детей.
Просит приговор суда изменить и с учётом совокупности смягчающих его вину обстоятельств снизить Кересеву И.А. меру наказания.
Заслушав участников процесса, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:
Вина осуждённого Кересева И.А. в совершении указанных в приговоре преступлений, установлена в ходе судебного разбирательства и подтверждается собранными по делу доказательствами: показаниями самого Кересева И.А., признавшего факт нанесения им побоев своей супруге ФИО1 9 мая 2016 года, и причинение ФИО2 и ФИО1 ножевых ранений 7 июня 2016 года; показаниями потерпевших Фёдоровой Г.П. и ФИО1 об обстоятельствах причинения им обеим телесных повреждений Кересевым И.А.; показаниями свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6; протоколом осмотра места происшествия; протоколами осмотра предметов; заключениями экспертиз; вещественными и другими доказательствами, на которые суд сослался в приговоре.
Из показаний ФИО1 следует, что 9 мая 2016 года после того, как они с ФИО3 приехали домой на такси, муж ударил её 2 раза кулаком по лицу. 7 июня 2016 года, когда они с матерью Фёдоровой Г.П. находились дома, пришёл её муж Кересев И.А. и, достав из кармана брюк нож, нанёс им несколько ударов Фёдоровой Г.П.. Она убежала из дома, но муж догнал её на улице и нанёс ей несколько ударов ножом.
Потерпевшая Фёдорова Г.П. подтвердила показания ФИО1 об обстоятельствах случившегося 9 мая 2016 года. Также показала, что вечером 7 июня 2016 года к ним домой пришёл муж её дочери Кересев И.А. В ходе возникшей между ними ссоры Кересев И.А. достал нож и нанёс этим ножом ей несколько ударов. Затем он погнался за ФИО1, которая выбежала из дома, но со слов односельчан, он догнал её и нанёс ей также несколько ударов ножом.
Заключениями экспертов установлено, что Фёдоровой Г.П. были причинены: рана передней поверхности живота, проникающая в брюшную полость с повреждением париентальной брюшины, рана грудной клетки, проникающая в брюшную полость с повреждением мышц, непроникающая рана молочной железы, причинившие в совокупности тяжкий вред здоровью, которые образовались от 3-х кратного воздействия колюще-режущего предмета (т. 1, л.д. 181-183).
Потерпевшей ФИО1 были причинены: рана туловища, проникающая в правую плевральную полость с повреждением ФИО2 доли правого лёгкого, 2 непроникающие раны спины, которые в совокупности причинили тяжкиё вред её здоровью, которые образовались от 3-х кратного воздействия колюще-режущего предмета (т.1, л.д.187-189).
Факт получения ФИО1 повреждений 9 мая 2016 года подтверждён актом её освидетельствования 10 мая 2015 года.
Из показаний свидетелей ФИО6 и ФИО5 следует, что 7 июня 2016 года они были очевидцами того, как Кересев И.А. догнал свою жену ФИО1 на улице деревни, нанёс ей ножом удары в спину, а затем порезал себе ножом шею.
Заключением комиссии экспертов установлено, что Кересев И.А. обнаруживает и в момент совершения преступлений обнаруживал признаки органического расстройства личности в связи со смешанными заболеваниями с эписиндромом, не являющимся временным психическим расстройством, что не исключает его вменяемости и способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими (т.1 л.д.161-167).
Таким образом, выводы суда о наличии в действиях Кересева И.А. признаков умышленного нанесения ФИО1 побоев, причинения тяжкого вреда здоровью, с применением предмета, используемого в качестве оружия, в отношении двух лиц - Фёдоровой Г.П. и ФИО1 подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, и его действия по ч. 1 ст. 116 (в редакции ФЗ от 07.12.2011 № 420-ФЗ), по п. «б» ч. 3 ст. 111 УК Российской Федерации судом квалифицированы обоснованно.
Вид и мера наказания Кересеву И.А. определены с учётом характера и степени общественной опасности совершённых им преступлений, установленных по делу фактических обстоятельств, данных о его личности, и всех обстоятельств, смягчающих и отягчающих его наказание. При этом судом приведены мотивы назначения Кересеву И.А. наказания в виде лишения свободы, что судебная коллегия считает справедливым и соответствующим положениям и требованиям ст.ст. 6, 60 УК Российской Федерации.
Нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену приговора, а также оснований для изменения приговора суда по доводам, изложенным защитником в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Федеральным Законом № 8 - ФЗ от 07.02.2017 в ст. 116 УК Российской Федерации» внесены изменения и из диспозиции статьи исключено нанесение побоев в отношении близких лиц. Принимая во внимание, что Кересевым И.А. побои причинены близкому лицу – супруге ФИО1, в этих противоправных действиях Кересева И.А. отсутствуют признаки уголовно-наказуемого деяния, что исключает уголовную ответственность за их совершение.
Исходя из изложенного, приговор суда подлежит изменению, осуждение Кересева И.А. по ч. 1 ст. 116 УК Российской Федерации (в редакции ФЗ от 07.12.2011 № 420-ФЗ) - отмене, и уголовное преследование - прекращению за отсутствием в действиях Кересева И.А. состава преступления в связи с декриминализацией.
Судебная коллегия в связи с прекращением уголовного дела оснований для смягчения Кересеву И.А. наказания не находит.
Руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Приговор Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года в отношении Кересева И.А. изменить.
Приговор в части осуждения Кересева И.А. по ч. 1 ст. 116 УК Российской Федерации (в редакции ФЗ от 07.12.2011 № 420-ФЗ) отменить, уголовное преследование Кересева И.А. по ст. 116 УК Российской Федерации прекратить за отсутствием состава преступления в связи с декриминализацией.
Считать Кересева И.А. осуждённым по п. «б» ч. 3 ст. 111 УК Российской Федерации к лишению свободы сроком на 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, исключив из приговора указание о назначении ему наказания по правилам ч. 3 ст. 69 УК Российской Федерации.
В остальной части приговор оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката Чиркова С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи