Судья Ерулаева Р.Ф. Дело №33-1479/2016
Учет 25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2016 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Курмашевой Р.Э.,
судей Абдуллиной Г.А., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Абдуллиной гражданское дело по апелляционной жалобе Петрова С.Ф. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от <дата>.
Этим решением постановлено:
исковые требования Петрова Сергея Федоровича к товариществу с ограниченной ответственностью «Казанский электромеханический завод» (далее ТОО «Казанский электромеханический завод»), Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, <адрес> далее ДНТ «Островок») о признании права собственности на садовый дом площадью всех частей здания <данные изъяты> квадратных метров, в том числе общей площадью жилого помещения <данные изъяты> квадратных метров с инвентарным номером .... по адресу <адрес> <адрес> садовый <адрес> – оставить без удовлетворения
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Петрова С.Ф. - Овчинникову А.Л., поддержавшую доводы жалобы, представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Сагадеева И.И. возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Петров С.Ф. обратился в суд с иском к ТОО «Казанский электромеханический завод», Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, ДНТ «Островок» о признании права собственности на садовый дом.
В обоснование указано, что решением исполкома Зеленодольского райсовета народных депутатов .... от <дата> (протокол ....) Казанскому электромеханическому заводу передан в постоянное пользование земельный участок площадью 0,<данные изъяты> в квартале <данные изъяты> Васильевского лесничества Зеленодольского опытно-показательного мехлесхоза для строительства базы отдыха «Островок».
<дата> между ГБУ Республики Татарстан «Зеленодольское лесничество» Министерства лесного хозяйства и ДНТ «Островок» заключен договор аренды лесного участка сроком действия с <дата> по <дата>. Земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров из земель лесного фонда с разрешенным использованием – осуществление рекреационной деятельности (базы отдыха) поставлен на государственный кадастровый учет – <дата> с присвоением кадастрового номера ....
<дата> Петров С.Ф. приобрел у Газизовой Ф.Ф. садовый <адрес> ДНТ «Островок» <адрес> Республики Татарстан, о чем составлена расписка.
Протоколом от <дата> собрания правления учредителей ДТН «Островок» Газизова Ф.Ф. выведена из списка членов ДТН «Островок» в связи с передачей права собственности на садовый <адрес> Петрову С.Ф.
В настоящее время он намерен зарегистрировать право собственности на принадлежащее ему имущество, но не может этого сделать, поскольку объект недвижимости расположен на землях лесного фонда.
Полагая, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истец просил признать за ним право собственности на садовый дом площадью <данные изъяты> квадратных метров, в том числе общей площадью жилого помещения <данные изъяты> квадратных метров с инвентарным номером .... по адресу <адрес> Айшинское участковое лесничество квартал <данные изъяты> ДНТ «Островок», садовый <адрес>.
В судебном заседании суда первой инстанции Петров С.Ф. исковые требования поддержал.
Представитель ДНТ «Островок» - Назырова О.В. исковые требования признала.
Представители ТОО «Казанский электромеханический завод», Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан на судебное заседание своих представителей не направили, своих возражений по делу не представили.
Представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на судебное заседание не явился. На судебном заседании <дата> представитель Нечаева Ю.Н., исковые требования не поддержала.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Петров С.Ф. просит отменить решение суда по мотиву его незаконности, необоснованности и неверного применения материального права. В обоснование жалобы приводятся те же доводы, что и в суде первой инстанции.
При этом указывается, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что приобретенное им строение было возведено в 1970 году.
Кроме того, постройка не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Петрова С.Ф. – Овчинникова А.Л. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Сагадеев И.И с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Проверив законность и обоснованность решения суда судебная коллегия считает, что оснований для его отмены не имеется.
На основании пунктов 1,2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела усматривается, что по решением исполкома Зеленодольского райсовета народных депутатов .... от <дата> (протокол ....) Казанскому электромеханическому заводу передан в постоянное пользование земельный участок площадью 0,65га в квартале Васильевского лесничества Зеленодольского опытно-показательного мехлесхоза под заводскую базу отдыха и выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей № .... на указанный земельный участок, что подтверждается регистрацией в книге записей Государственных актов на право владения, пользования землей за .... от <дата>.
Согласно письму .... от <дата> в связи с тем, что Казанский электромеханический завод не имел возможности содержать базу отдыха «Островок» и выплачивать арендную плату за участок лесного фонда, выделенного по договору аренды от <дата>, завод обратился с в Васильевский лесхоз о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на создаваемое работниками завода дачное некоммерческое объединение и расторжении договора аренды с Казанским электромеханическим заводом.
<дата> создано дачное некоммерческое товарищество «Островок», о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
<дата> между ГБУ Республики Татарстан «Зеленодольское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан и Дачным некоммерческим товариществом «Островок» заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с которым последнему предоставлен участок площадью 0,<данные изъяты>, расположенный в квартале <данные изъяты> литера <данные изъяты> <адрес> Республики Татарстан сроком действия договора с <дата> по <дата>.
Из кадастрового паспорта от <дата> следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Айшинское участковое лесничество квадрат <данные изъяты> литер <данные изъяты> находится в собственности Российской Федерации. По сведениям ГКН данный земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров из земель лесного фонда с разрешенным использованием - осуществление рекреационной деятельности (база отдыха) поставлен на государственный кадастровый учет -<дата> с присвоением ему кадастрового номера .....
<дата> Петров С.Ф. приобрел у Газизовой Ф.Ф. садовый <адрес> ДНТ «Островок» <адрес> Республики Татарстан, о чем составлена расписка.
Петровым С.Ф. представлен технический паспорт по состоянию на <дата> на садовый дом по адресу: <адрес> Айшинское участковое лесничество квартал <данные изъяты> ДНТ «Островок», садовый <адрес>, согласно которому площадь садового дома всех частей здания составляет -75,8 квадратных метров, в том числе общая площадь жилого помещения -75,8 квадратных метров, садовому дому присвоен инвентарный ....., год постройки садового дома указан – 2012.
Отказывая в исковых требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что спорный садовый домик является самовольной постройкой, возведенной без соответствующих разрешений уполномоченных государственных органов и в нарушение прав и интересов государства, как собственника лесного участка и интересов неограниченного круга лиц.
Судебная коллегия считает, что данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела исходя из следующего:
Земельный участок, на котором осуществлено самовольное строительство, находится в пользовании ДНТ «Островок» на праве аренды. Данных о предоставлении Петрову С.Ф. земельного участка на одном из видов вещных прав, указанных в пункте 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется.
Кроме того, земельный участок, на котором возведена постройка, имеет особый правовой режим: земли лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающей перечень пользования земель лесного фонда для целей не связанных с лесной инфраструктурой. Строительство садовых, индивидуальных домов в данном перечне отсутствует.
Согласно заключению государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный ДНТ «Островок» для осуществления рекреационной деятельности, был рассмотрен проект, разработанный по договору аренды лесного участка от <дата> № б\н и дополнительному соглашению от <дата> для осуществления рекреационной деятельности, площадью 65 га, в квартале .... Айшинского участкового лесничества Зеленодольского лесничества на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение лишь временных построек, согласно действующему законодательству временные строения к недвижимости не относятся, поэтому в государственной регистрации не нуждаются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие платежных документов по приобретению дачного дома не может повлечь удовлетворение иска, поскольку признание права собственности на дачный дом как объект недвижимости, подлежащего государственной регистрации, противоречит требованиям целевого использования лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности и возведения временных построек, права на которые не подлежат государственной регистрации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проверив доводы сторон, проанализировав собранные в судебном заседании доказательства, дав им надлежащую правовую оценку по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принял основанное на законе решение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327- 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от <дата> по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова С.Ф, – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи